Что читали челябинцы в годы войны? Конечно, мы можем предположить: профессиональные периодические издания в рамках осуществления трудовой деятельности (информация о подписке на них публиковалась на страницах местных газет в том числе); конечно, художественную литературу в рамках саморазвития, а также, произведения пропагандистской направленности, политического содержания как активно, целенаправленно «продвигаемую» населению профессиональными агитаторами и пропагандистами. И ту, и другую, и третью, и многие другие книги c иным целевым назначением издавали как специализированные, так и местные издательства. Причем значимым был и аудиальный канал потребления книги: слушание чтеца во время громких читок при объективном отсутствии времени на чтение.
В библиотеках и государственных архивах, в частности, в Объединенном государственном архиве Челябинской области (ОГАЧО), сохранились издания военных лет; об иных узнаем по сообщениям в местной печати. Библиографический метод дает возможность выявить сохранившиеся и имеющиеся в фондах книги и брошюры прошлого, проанализировать и представить их современному читателю в виде библиографического обзора. Такой экскурс в историю чтения южноуральцев, издательской деятельности периода Великой Отечественной войны представляет собою региональный штрих в воссоздании процесса формирования информационного пространства середины XX в. Эта работа важна для разработки направления «Проблемы развития культуры на Южном Урале» в рамках общеакадемического проекта «Единое социокультурное пространство: взаимодействие центра и региона», осуществляемого в Челябинской государственной академии культуры и искусств. Эта работа может быть продолжена в направлении, созвучном тому, которое осуществляется некоторыми российскими библиотеками в форме тематических коллекций «Книги военных лет», например, Брянской (здесь и далее – изданных в данной области), Ульяновской, Пензенской, Белгородской, Новосибирской, Вологодской (изданных на территории СССР) и другими областными библиотеками, либо таких же тематических коллекций, выставляемых и описываемых специалистами государственных архивов, например, Курганской области.
Имеющиеся в нашем распоряжении в ОГАЧО издания военных лет можно разделить на четыре группы: книги челябинских авторов; книги о челябинцах, Челябинской области и Урале; сборники официальных материалов в помощь производству, агитационной и пропагандистской работе; книги о мужестве и героизме челябинцев в годы революции и гражданской войны. Каждая из групп может быть классифицирована еще более дробно. Взятые в единстве, они иллюстрируют динамику изменения тематики и целевого назначения книги военных лет, читательских предпочтений, государственных заказов, политических пристрастий.
Известно, что в первые месяцы войны было принято решение перестроить всю работу в направлении формирования чувств патриотизма и героизма, непримиримой ненависти к врагу. При подготовке самых первых сборников художественных произведений, при отборе публицистических газетных статей для них основным критерием выступала именно способность текста побудить читателя к активному действию, боевому или трудовому подвигу [1]. Особыми словами давалась характеристика захватчикам: «орда современных дикарей, жалкие варвары, фашистские мракобесы, современные каннибалы, гитлеровские бандиты, фашистская сила псов и палачей и др. », их действиям: «…он не думает. Его дело – бить по голове… Они знают, как унизить человека… Они оскорбляют тупо, по-фашистски – вот тебе мой сапог! и т. п. ». Но главное – в каждой статье приводился жизнеутверждающий пример конкретного противодействия европейских народов, что убеждало в необходимости и возможности борьбы: «прием ״полчаса молчания״, ученические забастовки, массовый бойкот населением кино, студенческие волнения, партизанское движение, перерезают телефонные и телеграфные провода, поджигают интендантские склады, топят речные баржи, поодиночке вылавливают и уничтожают фашистских палачей и др. » и меткими смысловыми «ударами-аккордами» называется главная объединяющая сила в этой борьбе: «великий и мощный Советский Союз, великий братский советский народ». Книги и брошюры 1941 г. издания отличаются тематической направленностью, в которой главное – разоблачение германского фашизма и патриотические призывы к защите Родины, Европы. В самом начале войны они готовились быстро, путем кумуляции газетных публицистических текстов.
С 1942 г. отдел пропаганды и агитации Челябинского обкома ВКП(б) активизировал выпуск брошюр для агитаторов. Их тематическая направленность – также патриотические призывы к защите Родины, но теперь уже на примере необыкновенного героизма и самопожертвования советских людей на фронте и в тылу. Издания можно было использовать и для подготовки к личным беседам с людьми, и для (что было более действенным ввиду массовости и влияния коллективного настроения) громких читок. В некоторых из них были перепечатаны статьи из центральных газет – в целях привлечения возможно большего документального материала, тем более, что авторами многих газетных публикаций были бойцы или военные журналисты, которые впервые сообщали о фронтовом героизме. Многие имена впоследствии стали легендарными, эмоциональное описание подвига легло в основу художественных произведений крупных жанров [2].
Издания 1942–1943 гг. [3] вносят конкретные штрихи, дополняющие официальные сводки, статистические данные, сообщения в газетах, научные исследования послевоенных лет о вкладе уральцев в великую победу над фашистами. Повествование с этого времени начало выстраиваться на конкретных фактах боевого пути, летних боев 1942 и 1943 гг. танковой колонны имени Челябинского комсомола; получаемой в тылу и целенаправленно собираемой военными журналистами информации о подвиге в боях за Сталинград снайпера В. Г. Зайцева, о вылетах кочкарского комсомольца летчика М. Галкина (оба – Герои Советского Союза); о сборе средств на строительство танковой колонны «Челябинские колхозники» и боевых кораблей «Челябинский комсомолец». Из этих литературно-художественных источников возможно почерпнуть качественные сведения для воссоздания первых месяцев повседневной работы уральцев; кроме того, следует иметь в виду, что очерки подготавливались очевидцами и участниками событий (не профессиональными писателями), которые, описывая реальные события, не умея пользоваться приемами художественного вымысла, для большей убедительности использовали конкретные показатели, имена. Потому нередко в первые месяцы войны очерки более походят на «отчеты с мест»: «[В колхозе «Красный Урал», село Верхне-Кизильское, Агаповского района состоялось] собрание по поводу подарков на фронт – на 3500 рублей масла, сыра, огурцов и прочего колхозного добра… 100 пар носков, носовых платков накупили…» [В тылу, как на фронте…, с. 24]. Но в ряде случаев восхищает непосредственность художественного сравнения в сухом перечислении цифр: «…Нетрудно обнаружить родник, утраивающий энергию заводского коллектива, побуждающий людей по суткам не выходить из цеха, дающий старикам силы для того, чтобы не отставать, а подчас и перегонять молодых. Это – заказы с фронта!» [Там же, с. 33], и таким образом «…в июне завод выполнил программу на 101 %, в сентябре – на 140,9 %» [Там же, с. 35].
Профессиональные писатели предлагали к прочтению диалоги, полные восхищения самоотдачей уральцев (стариков, стремившихся заменить ушедших на фронт молодых рабочих на труднейших производствах Кыштымских шахт) и улыбки, жизнеутверждающей нас и сегодня [там же, с. 15]. В отдельных случаях мы видим как менялись тексты от издания к изданию; автор иногда имел возможность вернуться к опубликованному тексту и доработать его с точки зрения его большей художественной выразительности [4, с. 26].
Описанию тыловых будней посвящены многие книги и брошюры Челябинского издательства. Большое внимание этой теме уделялось и отделом агитации и пропаганды Челябинского обкома ВКП(б), но им – уже в более прагматическом направлении, согласно специфике работы отдела. В целом такие брошюры ставили целью распространение опыта стахановцев, тысячников предприятий Южного Урала, показ трудовых достижений уральцев, равных боевому подвигу [5]. Поэтому все рассматриваемые тексты важны как исторические источники, содержащие личные свидетельства современников, например, семнадцатилетней Пани Крайновой об отчислении пятидневного заработка в фонд строительства танковой колонны имени Челябинского комсомола, о совместных посещениях театров [5, с. 51], или о просмотре выступлений артистов театров, клубной или цеховой самодеятельности (и участие в ней) после комсомольского или производственного собрания [6, с. 51]. Определенную ценность вызывают отзывы и восхищение иностранцев, которые «отдавали должную дань уважения техническому персоналу и рабочим за их героическую преданность, что они оставались на работе, не имея достаточно теплой одежды и обуви и борясь против суровой погоды, недостатка оборудования и других тяжелых условий…» [6, с. 64].
Среди изданий официальных материалов удивительным и интересным, полным оптимизма и утверждения успешности видится обращение (таков был распространенный в те годы жанр) партийного актива Челябинской области Председателю Государственного комитета обороны маршалу Советского Союза И. В. Сталину [7]. Сегодня же его можно рассматривать и как источник основных показателей промышленного развития области в военные годы: «план выполнен на 102 %, производительность труда на промышленных предприятиях выросла на 20 %. . . » [7, с. 2]. Здесь же отмечены успехи последних, в первую очередь, причем очень подробно, – предприятий черной металлургии, являвшейся приоритетной для Южного Урала: «…увеличены добыча руды на 1 млн т, производство кокса на 769 тыс. т, выплавка чугуна на 673 тыс. т, высококачественной стали – на 657 тыс. т, выпуск проката на 300 тыс. т» [7, с. 2]. Интересно, что одним из главных внутренних резервов повышения производительности труда на предприятии и увеличения эффективности промышленного производства автором назван моральный фактор, «…убежденность людей, готовность их пойти на жертвы и самоограничения», который «возрастает по мере увеличения трудностей, которые приходится преодолевать… [7, с. 3]. В 1943 г. секретарь Челябинского обкома партий Л. Баранов высказывал те мысли, которые мы активно развиваем сегодня: он говорил: об убежденности, – управлении человеческими ресурсами. Рассматривая проявления убежденности он отмечал, что: «повысилось чувство личной ответственности за порученное дело» [ср.: «делегирование полномочий»], люди отвыкли сваливать недочеты своей работы на других [ср.: «делегирование ответственности»], стали нетерпимыми к недостаткам…» [8, с. 5]. Резервом увеличения эффективности производственной деятельности им названа «…серьезная работа по изучению и обобщению опыта» [8, с. 9] [ср.: «системы управления знаниями»], в рамках которой наиболее важны внедрение новых технологий в производство, экономия металла через внедрение его заменителей, а также экономия электроэнергии и топлива [8, с. 10].
Самое главное, что прочитывается в книгах и брошюрах военных лет – это нескрываемая гордость за уральского человека. А ведь действительно, крайне важно сегодня создавать вот такие базы данных, библио-графические обзоры, которые бы не только описывали, но и раскрывали тексты военного пятилетия. Молодому поколению следует читать, знать и вслед за ветеранами – гордиться своею принадлежностью к Уралу, России. Знание истории своего края, ощущение единства с ним даст основу, чтобы противостоять потере авторитетов. Кому, как не фронтовикам-уральцам, видевшим воочию не один пример боевого мужества и героизма, верить, когда они говорят (сейчас уже со страниц книг): «Майор с нескрываемой гордостью любовался этими людьми, рослыми, сильными, грамотными. «Когда настанет время подвигов, уральцы не подведут» – говорил он…» [Наши земляки на фронте…, с. 29]. Старшее поколение сейчас очень активно включается в проведение г. 65-летия Великой Победы, чтобы дать будущим поколениям тот стержень, который позволит нашим детям и внукам противостоять меркантилизации общества, почувствовать единение с краем, ведь они также, как и: «уфалейцы, миньярцы, челябинцы, кочкарцы, златоустовцы… выросли в суровой местности, их воспитал Урал… В эту минуту командир думал: Эти богатыри могут сделать все» [Там же, с. 15].
- Враг будет уничтожен!: [сб. ] / отдел пропаганды и агитации Челяб. обкома ВКП(б). – Челябинск: ОГИЗ – Челябгиз, 1941. – 52 с.: ил.
- Женщины в дни войны (материалы к 8 марта 1942 г.) / отдел пропаганды и агитации Челяб. обкома ВКП(б). – Челябинск: ОГИЗ – Челябгиз, 1942. – 64 с.; Рассказы и очерки о Великой Отечественной войне (материалы для громких читок). – Челябинск: ОГИЗ – Челябгиз, 1943. – 64 с. – (В помощь агитатору и пропагандисту).
- Наши земляки на фронте: [сб. ]. – Челябинск: ОГИЗ – Челябгиз, 1942. – 44 с. ; Караганов А. Комсомольцы и молодежь Челябинской области в Отечественной войне / А. Караганов. – Челябинск: ОГИЗ – Челябгиз, 1943, 32 с. ; В тылу, как на фронте: [сб. ]. – Челябинск: ОГИЗ – Челябгиз, 1941. – 36 с.
- Во славу Отчизны: литературно-худож. альманах / Союз совет. писателей, Челяб. отд-ние. – Челябинск: ОГИЗ – Челябгиз, 1943. – 83 с.
- Тысячники Южного Урала: [сб. ]. – Челябинск: изд-во «Челябинский рабочий», 1942. – 52 с., фот.
- Смелянский Н. Магнитогорская шестая / Н. Смелянский, А. Заваров. – Челябинск: ОГИЗ – Челябгиз, 1944. – 71 с., фот.
- От партийного актива Челябинской области. Председателю Государственного комитета обороны маршалу Советского Союза И. В. Сталину / [отв. за вып. П. Бусырев]. – Челябинск: ОГИЗ – Челябгиз, 1945. – 11 с.
- Баранов, Л. Мобилизация внутренних резервов предприятий / Л. Баранов [секретарь Челябинского обкома ВКП(б)]. – М.: ОГИЗ, Госполитиздат, 1943. – 31 с.
Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Великой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9
Автор: Гушул Юлия Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств