Особое место в истории туризма нашего края занимает период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг. ). Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал законом жизни всех людей страны. Деятельность физкультурных и туристских организаций была направлена на решение задач, обусловленных военным временем.
Уже в начале 1940-х годов при горкомах и райкомах ВЛКСМ работали военно-физкультурные отделы, в структурах которых создавались кружки по изучению военного дела [1]. В это время было введено всеобщее военное обучение трудящихся, которым занимались организации Осоавиахима и Красного Креста совместно с органами Всеобуча [2].
Горкомами и райкомами ВЛКСМ проводились слеты и совещания призывников, совместно с комитетами физкультуры и спорта организовывались беседы среди молодежи о новом комплексе ГТО, уделялось значительное внимание военно-физкультурной подготовке женской молодежи [3]. Для этого создавались женские комсомольско-молодежные подразделения, проводившие массовую военно-физкультурную работу, включающую походы, соревнования по бегу, метание гранат, плавание, преодоления полосы препятствий [4].
По специальным программам проходила военно-физическая подготовка бойцов-рукопашников (25 часов), бойцов-лыжников (20 и 40 часов), горных стрелков (90 часов). Составной частью военно-физической подготовки населения являлись массовые лыжные кроссы, военизированные походы, маршброски, сдача норм на ГТО [5].
На основании решений заседаний Челябинского горкома каждый комсомолец должен был участвовать в лыжных переходах. В зависимости от пола был утвержден Челябинским ГК норматив, согласно которому мужчины должны были пройти не меньше 100 км, женщины – 60 км. На 1 января 1943 г. была утверждена разнарядка по лыжной подготовке по Челябинску, составившая 30 тысяч человек, а к февралю 1943 г. – 24 тысячи челябинцев (табл. 1) [6].
Постановление Секретариата ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ предполагало создание при обкомах ВЛКСМ областных оргкомитетов по подготовке бойцов-лыжников. Так, на основании этого документа при обкомах ВЛКСМ и областных комитетах по делам физкультуры и спорта в Челябинской области были созданы в 1944 г. организационные комитеты, которые совместно с комсомольскими и профсоюзными организациями проводили лыжные кроссы [7].
Челябинским обкомом ВЛКСМ совместно с районными военкоматами были организованы 3–4-хдневные семинары призывников-комсомольцев по материалам XVIII съезда ВКП (б), что усилило работу по вовлечению лучших допризывников в ряды ВЛКСМ и позволило развернуть подготовку молодежи для сдачи нормативов на значки ВС, ГТО, ГСО, ПВХО [8].
Физкультурные и туристские мероприятия стали основными формами подготовки допризывников не только в городах, но и в сельской местности. Клубно-спортивная работа проводилась преимущественно на природе, на свежем воздухе. Популярными среди населения стали экскурсии и походы выходного дня, о чем свидетельствует ежегодное увеличение количества проводимых мероприятий и число охваченных ими человек (табл. 2) [9].
Особую популярность среди населения приобрели военизированные походы с ночевкой, военные игры, ориентирование и топография. Обязательным стало участие в туристских походах для воспитания выносливости, отваги, смелости и других качеств, необходимых будущим защитникам Отечества. На заседаниях бюро обкома ВЛКСМ регулярно заслушивались доклады руководителей предприятий об оздоровительной работе среди трудящихся, где выявлялись недостатки в организации мероприятий и предлагались рекомендации по активизации деятельности [10].
Задачи военной подготовки, привитие туристских навыков, имеющих оборонное значение, реализовывались и в сфере детского туризма, школьников активно вовлекали в общественно-полезную работу в помощь фронту [11].
Так, с целью патриотического и гражданского воспитания в апреле 1940 г. был организован Всероссийский поход пионеров и школьников по историческим местам, а через год проводились Всероссийская экспедиция пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и пленум Всесоюзной секции туризма.
В 1940-е годы оздоровительная работа среди детей и подростков Южного Урала приобрела особое значение. Для воспитанников из детских домов организовывались круговые туристские маршруты по детским домам Челябинской области. В программу воспитательной работы были включены военные игры, походы, занятия в военных кружках, мероприятия по противоздушной и химической обороне [12].
На заседаниях бюро Челябинского обкома ВЛКСМ были выработаны основные задачи и направления работы с детьми: оздоровление, привитие трудовых навыков, закрепление и расширение школьных знаний, организация и проведение спортивных, военизированных игр, экскурсий и туристских походов. Райкомы совместно органами Осовиахима и физкультуры обеспечивали пионерские лагеря руководителями оборонно-физкультурных кружков [13].
В военное время активизировала свою деятельность Центральная детская туристско-экскурсионная станция. Для организации похода при областных станциях страны создавались штабы, членами которых назначались работники обкомов ВЛКСМ и областных отделов народного образования [14].
Так, областная детская экскурсионно-туристская станция (ОблДЭТС) в Челябинской области проводила экскурсии по изучению революционного прошлого Челябинска, по историческим местам гражданской войны, однодневные походы. При ОблДЭТС был создан экскурсионно-туристский отдел для организации прогулок, экскурсий и походов среди детей [15]. Непосредственной разработкой маршрутов походов и схем занимались военно-физкультурные отделы ГК, РК ВЛКСМ совместно с партийными организациями, а проведение пеших, велосипедных, лодочных походов было возложено на горкомы и райкомы комсомола при участии отделов образования. Станция обеспечивала РК, ГК ВЛКСМ методическими материалами и премировала организаторов и участников похода [16].
Во время войны повысилась также роль школ и учебных заведений в деле военной подготовки и закалки учащейся молодежи. Перед учебными заведениями стала задача большой государственной значимости – воспитывать молодежь, владеющую основами военного дела, сильную, выносливую, дисциплинированную. Лыжные походы, топография, ориентирование способствовали воспитанию и развитию таких качеств как мужество, смелость, организованность, взаимовыручка. Выполняя постановление Государственного комитета обороны СССР о всеобщем военном обучении населения, физкультурные и туристские организации, школы и учебные заведения проделали большую работу по подготовке боевых резервов армии [17].
В 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял решение об обязательном введении в школах физкультурно-военной подготовки во внеучебное время. Широко популяризировались занятия физической культурой, военные игры, походы и соревнования. Летнее время активно использовалось для проведения пеших и горных походов, а зимой программа военной подготовки включала обязательные лыжные переходы [18].
ГК и РК ВЛКСМ проводили оборонно-военную работу в пионерских лагерях, форпостах и площадках, осуществляли мероприятия среди неорганизованной детворы, приобщая их к физкультурно-оборонным занятиям [19].
В целях восстановления школьного туризма в 1945 г. было принято постановление XII пленума ЦК ВЛКСМ «О работе комсомола в школах», что способствовало созданию новых кружков и усилению работы в уже имеющихся, проведению с учащимися экскурсий, туристских походов, военных игр, спортивных соревнований. Физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание физически развитого и крепкого поколения – вот были основные задачи, поставленные партией перед организациями на местах [20].
Большой урон нанесла война внешкольным учреждениям. Однако даже в трудных условиях военного времени в стране продолжало действовать более тысячи внешкольных детских учреждений, которые вели активную деятельность. Во внеклассной работе основное место занимали патриотическое воспитание и военно-физическая подготовка школьников. Во Дворцах и Домах пионеров создавались оборонные кружки, где ребята получали военные навыки. В Челябинской области физкультурные секции объединяли более 120 тысяч учащихся. Такие организации проводили походы по местности с целью помощи крестьянам в уборке урожая.
Отряды юных пионеров оправлялись на сборы лекарственных трав. В июле 1945 г. в Челябинской области широко развернулась кампания по сбору дикорастущих полезных растений. Бюро обкома ВЛКСМ постановило ГК, РК ВЛКСМ совместно с ГоррайОНО, Райпотребсоюзами и Пищепромами организовать туристские лагеря и отряды по сбору таких растений. Отряды и лагеря комплектовались учащимися в возрасте 12–15 лет, руководство которыми осуществляли учителя. Вся воспитательная работа проводилась в рамках постановления бюро обкома ВЛКСМ «О работе пионерских лагерей и детских оздоровительных площадок в 1945 г.» [21].
Управление военной подготовки Наркомпроса поставило вопрос об организации путешествий для учащихся средней школы. Несмотря на отсутствие в большинстве своем квалифицированных экскурсоводов, а также справочно-инструктивных материалов, снаряжения, инвентаря, продуктов питания, множество самодеятельных туристских групп отправлялось к бывшим командным пунктам армейских подразделений, партизанским стоянкам, братским могилам.
Совместная деятельность РК, ГК ВЛКСМ, профсоюзов, Осовиахима, РОКК, комитетов физкультуры, отделов народного образования и здравоохранения способствовала массовому вовлечению населения в физкуль-турные и туристские мероприятия, которые решали наиболее важные задачи того времени. Прежде всего, это допризывная подготовка молодежи, ликвидация безграмотности и малограмотности среди допризывников, организация отдыха и досуга, помощь фронту, патриотическое воспитание. Туристские навыки, знания основ ориентирования, альпинизма, особенностей организации самодельных походов внесли значительный вклад в проведение военных операций, в деятельность партизанских отрядов [22].
- Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. 485. Оп. 1. Д. 678. Л. 131.
- Столбов В. В. История физической культуры: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Физ. воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – С. 160.
- ОГАЧО. Ф. 92. О. 1. Д. 463. Л. 411.
- ОГАЧО. Ф. 92. О. 5. Д. 66. Л. 74.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 767. Л. 84.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 950. Л. 46.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 1132. Л. 55.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 613. Л. 131.
- Дрогов И. А., Фадеев Б. Г. Подготовка и повышение квалификации кадров самодеятельного туризма: учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1987. – С. 40
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 704. Л. 321.
- ОГАЧО. Ф. 92. О. 5. Д. 311. Л. 14.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 660. Л. 6.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 613 а. Л. 125.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 704. Л. 21.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 733. Л. 5.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 704. Л. 21.
- Столбов В. В. история физической культуры: учебник для студентов пед. вузов по спец. «Физическое воспитание». – М.: «Просвещение». 1989. –С. 160
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 769. Л. 213.
- ОГАЧО. Ф. 92. О. 1. Д. 463. Л. 97.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 1167. Л. 6.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 1170. Л. 145.
- ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 614. Л. 113.
Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Великой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9
Автор: Голубева Олеся Александровна – аспирант Уральского государственного университета физической культуры