Деятельность физкультурных и туристских организаций Южного Урала в годы Великой Отечественной войны

Особое место в истории туризма нашего края занимает период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг. ). Лозунг «Все для фронта, все для победы!» стал законом жизни всех людей страны. Деятельность физкультурных и туристских организаций была направлена на решение задач, обусловленных военным временем.

Уже в начале 1940-х годов при горкомах и райкомах ВЛКСМ работали военно-физкультурные отделы, в структурах которых создавались кружки по изучению военного дела [1]. В это время было введено всеобщее военное обучение трудящихся, которым занимались организации Осоавиахима и Красного Креста совместно с органами Всеобуча [2].

Горкомами и райкомами ВЛКСМ проводились слеты и совещания призывников, совместно с комитетами физкультуры и спорта организовывались беседы среди молодежи о новом комплексе ГТО, уделялось значительное внимание военно-физкультурной подготовке женской молодежи [3]. Для этого создавались женские комсомольско-молодежные подразделения, проводившие массовую военно-физкультурную работу, включающую походы, соревнования по бегу, метание гранат, плавание, преодоления полосы препятствий [4].

По специальным программам проходила военно-физическая подготовка бойцов-рукопашников (25 часов), бойцов-лыжников (20 и 40 часов), горных стрелков (90 часов). Составной частью военно-физической подготовки населения являлись массовые лыжные кроссы, военизированные походы, маршброски, сдача норм на ГТО [5].

На основании решений заседаний Челябинского горкома каждый комсомолец должен был участвовать в лыжных переходах. В зависимости от пола был утвержден Челябинским ГК норматив, согласно которому мужчины должны были пройти не меньше 100 км, женщины – 60 км. На 1 января 1943 г. была утверждена разнарядка по лыжной подготовке по Челябинску, составившая 30 тысяч человек, а к февралю 1943 г. – 24 тысячи челябинцев (табл. 1) [6].

Разнарядка по подготовке бойцов-лыжников в Челябинске

Постановление Секретариата ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ предполагало создание при обкомах ВЛКСМ областных оргкомитетов по подготовке бойцов-лыжников. Так, на основании этого документа при обкомах ВЛКСМ и областных комитетах по делам физкультуры и спорта в Челябинской области были созданы в 1944 г. организационные комитеты, которые совместно с комсомольскими и профсоюзными организациями проводили лыжные кроссы [7].

Челябинским обкомом ВЛКСМ совместно с районными военкоматами были организованы 3–4-хдневные семинары призывников-комсомольцев по материалам XVIII съезда ВКП (б), что усилило работу по вовлечению лучших допризывников в ряды ВЛКСМ и позволило развернуть подготовку молодежи для сдачи нормативов на значки ВС, ГТО, ГСО, ПВХО [8].

Физкультурные и туристские мероприятия стали основными формами подготовки допризывников не только в городах, но и в сельской местности. Клубно-спортивная работа проводилась преимущественно на природе, на свежем воздухе. Популярными среди населения стали экскурсии и походы выходного дня, о чем свидетельствует ежегодное увеличение количества проводимых мероприятий и число охваченных ими человек (табл. 2) [9].

Туристско-экскурсионные мероприятия, проводимые  профсоюзами среди населения СССР в 1942–44 гг.

Особую популярность среди населения приобрели военизированные походы с ночевкой, военные игры, ориентирование и топография. Обязательным стало участие в туристских походах для воспитания выносливости, отваги, смелости и других качеств, необходимых будущим защитникам Отечества. На заседаниях бюро обкома ВЛКСМ регулярно заслушивались доклады руководителей предприятий об оздоровительной работе среди трудящихся, где выявлялись недостатки в организации мероприятий и предлагались рекомендации по активизации деятельности [10].

Задачи военной подготовки, привитие туристских навыков, имеющих оборонное значение, реализовывались и в сфере детского туризма, школьников активно вовлекали в общественно-полезную работу в помощь фронту [11].

Так, с целью патриотического и гражданского воспитания в апреле 1940 г. был организован Всероссийский поход пионеров и школьников по историческим местам, а через год проводились Всероссийская экспедиция пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и пленум Всесоюзной секции туризма.

В 1940-е годы оздоровительная работа среди детей и подростков Южного Урала приобрела особое значение. Для воспитанников из детских домов организовывались круговые туристские маршруты по детским домам Челябинской области. В программу воспитательной работы были включены военные игры, походы, занятия в военных кружках, мероприятия по противоздушной и химической обороне [12].

На заседаниях бюро Челябинского обкома ВЛКСМ были выработаны основные задачи и направления работы с детьми: оздоровление, привитие трудовых навыков, закрепление и расширение школьных знаний, организация и проведение спортивных, военизированных игр, экскурсий и туристских походов. Райкомы совместно органами Осовиахима и физкультуры обеспечивали пионерские лагеря руководителями оборонно-физкультурных кружков [13].

В военное время активизировала свою деятельность Центральная детская туристско-экскурсионная станция. Для организации похода при областных станциях страны создавались штабы, членами которых назначались работники обкомов ВЛКСМ и областных отделов народного образования [14].

Так, областная детская экскурсионно-туристская станция (ОблДЭТС) в Челябинской области проводила экскурсии по изучению революционного прошлого Челябинска, по историческим местам гражданской войны, однодневные походы. При ОблДЭТС был создан экскурсионно-туристский отдел для организации прогулок, экскурсий и походов среди детей [15]. Непосредственной разработкой маршрутов походов и схем занимались военно-физкультурные отделы ГК, РК ВЛКСМ совместно с партийными организациями, а проведение пеших, велосипедных, лодочных походов было возложено на горкомы и райкомы комсомола при участии отделов образования. Станция обеспечивала РК, ГК ВЛКСМ методическими материалами и премировала организаторов и участников похода [16].

Во время войны повысилась также роль школ и учебных заведений в деле военной подготовки и закалки учащейся молодежи. Перед учебными заведениями стала задача большой государственной значимости – воспитывать молодежь, владеющую основами военного дела, сильную, выносливую, дисциплинированную. Лыжные походы, топография, ориентирование способствовали воспитанию и развитию таких качеств как мужество, смелость, организованность, взаимовыручка. Выполняя постановление Государственного комитета обороны СССР о всеобщем военном обучении населения, физкультурные и туристские организации, школы и учебные заведения проделали большую работу по подготовке боевых резервов армии [17].

В 1941 г. ЦК ВЛКСМ принял решение об обязательном введении в школах физкультурно-военной подготовки во внеучебное время. Широко популяризировались занятия физической культурой, военные игры, походы и соревнования. Летнее время активно использовалось для проведения пеших и горных походов, а зимой программа военной подготовки включала обязательные лыжные переходы [18].

ГК и РК ВЛКСМ проводили оборонно-военную работу в пионерских лагерях, форпостах и площадках, осуществляли мероприятия среди неорганизованной детворы, приобщая их к физкультурно-оборонным занятиям [19].

В целях восстановления школьного туризма в 1945 г. было принято постановление XII пленума ЦК ВЛКСМ «О работе комсомола в школах», что способствовало созданию новых кружков и усилению работы в уже имеющихся, проведению с учащимися экскурсий, туристских походов, военных игр, спортивных соревнований. Физическое развитие, укрепление здоровья, воспитание физически развитого и крепкого поколения – вот были основные задачи, поставленные партией перед организациями на местах [20].

Большой урон нанесла война внешкольным учреждениям. Однако даже в трудных условиях военного времени в стране продолжало действовать более тысячи внешкольных детских учреждений, которые вели активную деятельность. Во внеклассной работе основное место занимали патриотическое воспитание и военно-физическая подготовка школьников. Во Дворцах и Домах пионеров создавались оборонные кружки, где ребята получали военные навыки. В Челябинской области физкультурные секции объединяли более 120 тысяч учащихся. Такие организации проводили походы по местности с целью помощи крестьянам в уборке урожая.

Отряды юных пионеров оправлялись на сборы лекарственных трав. В июле 1945 г. в Челябинской области широко развернулась кампания по сбору дикорастущих полезных растений. Бюро обкома ВЛКСМ постановило ГК, РК ВЛКСМ совместно с ГоррайОНО, Райпотребсоюзами и Пищепромами организовать туристские лагеря и отряды по сбору таких растений. Отряды и лагеря комплектовались учащимися в возрасте 12–15 лет, руководство которыми осуществляли учителя. Вся воспитательная работа проводилась в рамках постановления бюро обкома ВЛКСМ «О работе пионерских лагерей и детских оздоровительных площадок в 1945 г.» [21].

Управление военной подготовки Наркомпроса поставило вопрос об организации путешествий для учащихся средней школы. Несмотря на отсутствие в большинстве своем квалифицированных экскурсоводов, а также справочно-инструктивных материалов, снаряжения, инвентаря, продуктов питания, множество самодеятельных туристских групп отправлялось к бывшим командным пунктам армейских подразделений, партизанским стоянкам, братским могилам.

Совместная деятельность РК, ГК ВЛКСМ, профсоюзов, Осовиахима, РОКК, комитетов физкультуры, отделов народного образования и здравоохранения способствовала массовому вовлечению населения в физкуль-турные и туристские мероприятия, которые решали наиболее важные задачи того времени. Прежде всего, это допризывная подготовка молодежи, ликвидация безграмотности и малограмотности среди допризывников, организация отдыха и досуга, помощь фронту, патриотическое воспитание. Туристские навыки, знания основ ориентирования, альпинизма, особенностей организации самодельных походов внесли значительный вклад в проведение военных операций, в деятельность партизанских отрядов [22].

  1. Объединенный государственный архив Челябинской области. Ф. 485. Оп. 1. Д. 678. Л. 131.
  2. Столбов В. В. История физической культуры: учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. «Физ. воспитание». – М.: Просвещение, 1989. – С. 160.
  3. ОГАЧО. Ф. 92. О. 1. Д. 463. Л. 411.
  4. ОГАЧО. Ф. 92. О. 5. Д. 66. Л. 74.
  5. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 767. Л. 84.
  6. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 950. Л. 46.
  7. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 1132. Л. 55.
  8. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 613. Л. 131.
  9. Дрогов И. А., Фадеев Б. Г. Подготовка и повышение квалификации кадров самодеятельного туризма: учеб. пособие. – М.: ЦРИБ «Турист», 1987. – С. 40
  10. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 704. Л. 321.
  11. ОГАЧО. Ф. 92. О. 5. Д. 311. Л. 14.
  12. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 660. Л. 6.
  13. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 613 а. Л. 125.
  14. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 704. Л. 21.
  15. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 733. Л. 5.
  16. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 704. Л. 21.
  17. Столбов В. В. история физической культуры: учебник для студентов пед. вузов по спец. «Физическое воспитание». – М.: «Просвещение». 1989. –С. 160
  18. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 769. Л. 213.
  19. ОГАЧО. Ф. 92. О. 1. Д. 463. Л. 97.
  20. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 1167. Л. 6.
  21. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 1170. Л. 145.
  22. ОГАЧО. Ф. 485. О. 1. Д. 614. Л. 113.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Голубева Олеся Александровна – аспирант Уральского государственного университета физической культуры

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.