Эмоциональный интеллект (ЭИ). Особенности феномена ЭИ в подростковом возрасте

В современном мире не найдется человека, который бы игнорировал важность эмоций. Еще в 1972 году знаменитый писатель - фантаст Айзек Азимов в своем культовом произведении «Сами боги» показал, как «эмоциональ» Дуа предопределила во многом поведение «жесткого» Эстуолда. Писатели часто делают «провидческие» предположения. Так и Азимов еще в 70 - х годах говорил о важности эмоциональной составляющей личности человека, о ее центральном месте в триаде, образующей существо [1].

И только через 20 лет, в начале 90 - х понятие «эмоциональный интеллект» с подачи П. Саловея и Дж.Майера было определено в качестве предмета психологического исследования. Хотя природой эмоций и их влиянием на личность человека и его поведенческие реакции человечество интересуется очень давно. Аристотелевское учение о тесной взаимосвязи эмоций и разума развили стоики. В рамках схоластического учения сохранялся принцип: «Нет ничего в интеллекте, чего не было бы сначала в чувствах». Суфизм и буддизм настоятельно рекомендуют взять эмоции под контроль для достижения гармоничных состояний. Современные философы, вслед за мыслителями древности, подчеркивают актуальность проблемы эмоционального развития, связывая возможности ее решения с гармоничным взаимодействием аффекта и интеллекта [3].

Слово «эмоция» происходит от глагола «motere», что переводится с латинского как «двигать, приводить в движение», а приставка «э» добавляет направленность во вне. Как отмечает Дэниел Гоулман, эмоции выработаны человеком в ходе эволюции как некие побуждения к мгновенной реакции, действию [6]. Понятие «эмоциональный интеллект» окончательно оформилось благодаря развитию представлений об аффекте.и познавательных процессах, а также их взаимосвязях [1].

Феномен «эмоциональный интеллект» с начала 90 - х годов прошлого столетия вызывает огромный интерес в западной науке. Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д. Гоулман, Г. Орме, Д. Слайтер, X. Вейсингер, Р. Стернберг, Дж. Блок - вот неполный перечень внесших значительный вклад в развитие науки об эмоциональном интеллекте ученых. В России и ближайшем зарубежье в настоящее время изучением эмоционального интеллекта занимаются Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская, А.П. Лобанов, А.С. Петровская и другие. [4]

Давыдова Ю.В. отмечает, что в настоящее время в противоположность мнению об эмоции как о простой биологической реакции, признаётся, что эмоция, как особый тип знания, может дать человеку возможность успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотносится с категорией интеллект. Эмоции и интеллект способны объединиться в своей практической направленности для гармоничного развития личности [8].

По мнению Ирина Андреевой в настоящее время основные исследователи сосредоточены на уточнении самого понятия, структуре, моделях эмоционального интеллекта, а также разработке новых методик его измерения [5]. Эмоциональный интеллект, по определнию И.Андреевой, представляет собой совокупность когнитивных способностей к определению, пониманию и управлению собственными и чужими эмоциями. То есть эмоциональный интеллект включает в себя сложное сочетание трех основных типов способностей в отношении эмоций и эмоциональной информации: осознание и понимание, регулирование, использование в деятельности и мышлении [3].

Предложенная в 1990 году американскими психологами Дж.Майером, П.Саловеем и Д.Карузо новая структура феномена «эмоциональный интеллект» (ЭИ) состояла из четырех компонентов:

  1. Восприятите, оценка и выражение эмоций. Компонент, отвечающий за различение эмоций и понимание эмоционального содержания.
  2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления. Это способность к стимулированию своей мыслительной деятельности человеком с использований эмоций как элементов мотивации.
  3. Понимание эмоций. Способность осознавать взаимосвязи между причинами и источниками появления эмоций и эмоциональным содержанием
  4. Оценка эмоций. Способность управлять своими и чужими эмоциями для достижения целей

Эта модель эмоционального интеллекта получила, как это логически следует из ее состава, наименование «модель способностей». [14] Существующие в настоящее время модели ЭИ по сути своей базируются на предложенной Саловеем и Карузо, добавляя разделение на «внутриличностный ЭИ» и «межличностный ЭИ» и рассуждая о включении в модель интеллекта и воли [3].

Большая часть исследований касательно ЭИ связаны с изучением взрослых уже людей, зрелых личностей, или людей возраста ранней взрослости. Упущение из вида изучения особенностей ЭИ в подростковом возрасте необъяснимо, поскольку этот возраст характеризуется интересными и значительными переменами во всех сферах личности, в том числе (и особенно) затрагивая эмоциональную сферу. Эти особенности требуют изучения, описания, а также возможно коррекции при негативном сценарии развития [7].

Подростковый возраст имеет ряд связанных с развитием эмоционально - волевой сферы личности особенностей: возникновение рефлексии и повышенного интереса к своим переживаниям, развитие способности к самоанализу, появление чувства исключительности в связи с неудовлетворенностью внешним миром, стремление к самоутверждению и противопоставление себя окружающим, рост конфликтов с внешним миром. [8]

Вместе с осознанием своей уникальности и неповторимости приходит чувство одиночества. В связи с этим растет потребность в общении, но вместе с тем происходит повышение необходимости в уединении. В целом эмоциональную сферу подростка можно охарактеризовать как неустойчивую, лабильную. Подросток часто не понимает, что с ним происходит, не осознает, что именно он чувствует в текущий момент времени. В то же время эмоциональный интеллект в этот период является по сути первичным средством социальной адаптации подростка. Успешное разрешение различных ситуаций обеспечивает социально - адаптивную функцию эмоционального интеллекта.[8]

Резкий рост эмоциональности подростков связан в первую очередь с дисбалансом между нервными процессами возбуждения и торможения. По сравнению с возрастной группой 7 -11 лет возбуждение возрастает, тогда как торможение ослабевает. Из - за этого дисбаланса любое событие вызывает у подростка более сильную эмоциональную реакцию, справиться с которой ему сложно [16]. Кроме того, согласно исследованиям А.А.Александровой, подростковый возраст характеризуются неравномерным развитием различных компонентов эмоционального интеллекта, в частности общая эмоциональная осведомленность находится на уровне развития ниже чем эмпатия и способность к управлению эмоциями, с чем может быть связана неспособность большинства подростков адекватно выражать свои чувства [2].

Ряд исследователей И.Н. Андреева, А.А. Александрова, Ю.В. Давыдова в своих работах говорят о гендерных различиях в уровнях развитости различных компонентов ЭИ. Они отмечают более высокое развитие эмоционального интеллекта девочек в сравнении с мальчиками. И.НАндреева отмечает наличие влияние качества межличностных связей с уровнем развития ЭИ у мальчиков, тогда как у девочек основное влияние оказывает способность понимать и осмысливать эмоции [9]. У девочек, как отмечают исследователи, выше способность к эмпатии, идентификации себя с другим человеком. Эта способность и само разнообразие в проявлении эмоций девочками А.А.Александрова связывает в первую очередь с более ранним формированием у девочек способности к вербализации эмоций [2].

Также более высокое развитие компонентов эмоционального интеллекта, связанных с пониманием эмоций (эмоциональная осведомленность, распознавание чужих эмоций), у девочек можно связать с женскими социальными ролями в обществе. Девочки раньше и больше узнают про свои эмоции и чувства и чувства других людей, а также, следуя материнскому инстинкту, с детства развивают в себе способность к эмпатии, сопереживанию, сочувствию- тем качествам, которые считаются исконно женскими. Эти различия в уровнях развития компонентов эмоционального интеллекта мальчиков и девочек отмечаются в течение всего подросткового периода [11]. В то же время Давыдова Ю.В отмечает снижение у девочек в подростковом возрасте способности управлять своими эмоциями, тогда как показатели эмпатии растут. У мальчиков такого рода изменений ею не выявлено [8]. Результаты исследования Ю.В.Давыдовой свидетельствуют о более низкой способности мальчиков к управлению своими эмоциями. В целом же подростковый возраст характеризуется несдержанностью и резкостью, что связано с низкой выдержкой и самообладанием из - за ограниченных способностей детей этого возрастного периода к высоким волевым напряжениям [8]. Ею же в других работах отмечается, что для девочек больше, чем для мальчиков, свойственны попытки контроля проявлений своей агрессии, а также повышенное чувство вины. По мнению автора это свидетельствует о том, что мальчики не стремятся справиться с чувством вины и агрессией, тогда как для девочек это свойственно. Но при этом девочки стараясь сдерживать злость и раздражение, не развивают свои способности к коммуникации и не контролируют тревогу [8].

Е.С.Иванова по результатам своих исследований отмечает отсутствие тесной корреляции между словарем эмоций и эмоциональным интеллектом в этом возрасте, то есть незнание или недостаточное понимание своих эмоций не связано с недостаточным уровнем развития эмоционального интеллекта у подростков. В то же время ею же замечено еще одно интересное различие в развитии компонентов ЭИ мальчиков и девочек: в частности, если уровень развития внутриличностного ЭИ не зависит от гендера, то межличностный интеллект девочек более развит, чем мальчиков, и это связано с более высоким уровнем эмпатии девочек в сравнении с мальчиками. [10].

Также Е.С.Ивановой отмечено, что подростки в целом склонны к акцентированию наличия у себя отрицательных эмоций, что негативно сказывается на способности ими управлять своими эмоциями. [10].

Исследования подтверждают зависимость уровня развития различных компонентов ЭИ от возраста человека [14]. В связи с этим представляет интерес определить, какие компоненты ЭИ подвергаются наибольшему изменению от подросткового возраста ко взрослости. Для этого было проведено сравнительное исследование уровня ЭИ в раннем подростковом периоде (11 - 12 лет), подростковом (13 - 14 лет) и во взрослом возрасте (38 -42 лет). В каждом возрастном периоде по взяты 4 человека (группы одинакового гендерного состава). Для оценки различных компонентов ЭИ были использованы методики Холла, и Люсина (ЭмИН) [12], [13]. Приведенные методики являются тестами самооценки, то есть предполагают оценочное суждение о собственном отношении к тому или иному утверждению. В результате получены следующие данные об уровне ЭИ и его структурных компонентов (приведены в Таблице 1).

Таким образом, видно, что наиболее развитие компонентов ЭИ происходит в подростковом возрасте, во взрослости изменения уже не столь явны. Компоненты межличностного интеллекта растут заметно в 13 - 14 - м возрасте в сравнении с 10 - 11, однако во взрослости уже нет такого роста. К примеру, заметен рост уровня эмпатии к 13 - 14 - ти годам, тогда как дальнейшего изменения не наблюдается, при этом доля респондентов разных возрастных групп с низким уровнем снижается с возрастом и повышается с высоким. Особенно ярко заметен рост компонентов внутриличностного эмоционального интеллекта, за исключением способности к управлению своими эмоциями (этот компонент у испытуемых разных возрастных групп практически одинаков). Интегративный показатель внутриличностного эмоционального интеллекта повышается с возрастом (наибольший рост от 10 - 11 к 13 - 14 годам), а также растет доля респондентов с высокими показателями и снижается с низкими. Рост внутриличностного ЭИ, как видно, происходит за счет повышения общего понимания эмоций и своих собственных в частности.

Принимая во внимание, что подростки чрезвычайно эмоциональны, легко возбудимы, у них часто меняется настроение, характер часто сочетает противоположные качества, а также то, что связано это во многом с изменением гормонального фона, можно сделать уверенный вывод о том, что в это время у подростка бывает повышенная тревожность, страхи, а также агрессивность. Этот факт может влиять на проявления агрессии у подростков, что в настоящее время становится все более актуальным вопросом для школы и родителей [7]. А учитывая, что подростковый возраст является наиболее сензитивным периодом для развития всех компонентов ЭИ, необходимо уделять достаточно серьезное внимание специальным занятиям по развитию ЭИ подростков в рамках школы.

Список использованной литературы:

  1. Азимов А.Сами боги - М.:Эксмо - Пресс, 2008. 384с.
  2. Александрова, А.А. Гудкова Т.В. Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков // Молодой ученый. -2013. -№5. -С. 617-622
  3. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта - СпБ.:ВНУ, 2012. 288с.
  4. Андреева, И.Н. Об истории развития понятия «эмоциональный интеллект» // Вопросы психологии. - 2008. - №5. - С.83 - 95
  5. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. - 2006. - №>3 - С.78 - 86.
  6. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. 544с.
  7. Давыдова, Ю.В. Изучение особенностей эмоционального интеллекта подростков // Личность в современном обществе: психолого - педагогические и эколого -психологические аспекты формирования и развития: Материалы Межвузовских психологических чтений студентов, аспирантов и молодых учёных. 24 апреля 2007 - М.: 2007. - С. 88 - 90.
  8. Давыдова Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков / Ю.В.Давыдова // Вестник РУДН.сер. «Психология и педагогика» - 2007 - №2 - с.92 - 99
  9. Загвязинский, В.И. Атаханов Р. Методология и методы психолого - педагогического исследования- М.: Академия, 2003. 208 с.
  10. Иванова Е.С.Особенности эмоционального интеллекта в подростковом возрасте // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №б. - с.27 - 31
  11. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка - М.: Академия, 2004. 288 с.
  12. Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. - 2006. - №4. - С. 3 - 22.
  13. Манойлова, М.А. Авторская методика диагностики эмоционального интеллекта, МЭИ, 2004 [Электронный ресурс], URL https: // www.akademiki.biz / biblioteka - jivoi - informacii / tests / 104 - mei (дата обращения 01.03.2020)
  14. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Тест Дж.Мэйера, П.Сэловея и Д.Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v2.0). Руководство - М: Изд - во «Институт психологии РАН», 2010. 17бс.
  15. Холл Н. Диагностика «эмоционального интеллекта» // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп - М., Изд - во Института Психотерапии. - 2002. - C.57 - 59
  16. Хухлаева, О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Академия, 2004. 160 с.

Автор: Сухова А.А. Студент 1 курса магистратуры ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» г.Кемерово Научный руководитель - д.психолог.н. Морозова И.С. ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет» г.Кемерово

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.