Творческая активность как ресурс исследовательской культуры курсантов военных вузов и ее источники

Как показывает анализ опыта функционирования военных образовательных учреждений, одним из ведущих критериев подготовки молодого специалиста к трудовой деятельности выступает не только его способность к воспроизведению полученных компетенций в профессиональной деятельности, готовность проявлять творчество; но и получать новые объективные знания о мире, профессии; познавать новые закономерности, принципы выполнения и совершенствования профессиональной деятельности. Поэтому высшее военное образование сегодня должно быть ориентировано на развитие творческих, исследовательских возможностей будущего специалиста, его способности к использованию научных основ организации всех видов военно - профессиональной деятельности, способности осознанно транслировать и отстаивать ее ценности, миссию. Поэтому в логике педагогической науки, целесообразно говорить о формировании исследовательской культуры курсанта, которая объективно занимает «... особое положение в познании личностью окружающей действительности» [3].

Структурная организация исследовательской культуры может быть представлена мотивационно - ценностным, когнитивно - операциональным и креативно - рефлексивным компонентами.

В рамках данной статьи рассмотрим творческую активность и ее источники как показателя креативно - рефлексивного компонента исследовательской культуры курсантов военных вузов.

Источник любого вида активности согласно психолого - физиологическим теориям находится в базовых биологических и социальных потребностях. Врожденный ориентировочный рефлекс как потребность ориентироваться в новых условиях во внешней среде и является мощнейшим стимулом творчества. В пирамиде потребностей А. Маслоу потребность в творчестве принадлежит к потребностям высшего порядка, превосходя даже религиозные потребности и потребности в признании.

В творческой деятельности весьма важен мотив достижения. Степень удовлетворенности достигнутыми результатами коррелирует с самооценкой, которая в свою очередь у человека творческого подвержена постоянным колебаниям из - за абсолютной субъективности восприятия успеха творческой деятельности.

Направленность личности творческого человека составляют мотивы, интересы и ценности преимущественно духовного характера. Духовные интересы и идеалы повышают физическую и моральную сопротивляемость невзгодам, определяя жизнестойкость.

Среди биологических детерминант творческой активности можно назвать межполушарную асимметрию головного мозга. Известно, что левое полушарие воспринимает абстрактную информацию, легко обрабатывая логические правила, формулы и цифры, акцентируясь на технических текстах и формализованных задачах. Правое полушарие позволяет воспринимать мир целостно, эмоционально ярко, ассоциативно.

Кроме того, на уровень развития креативности оказывает влияние подвижность нервных процессов возбуждения и торможения, определяющая легкость и скорость переключения на новый объект или вид деятельности, готовность к перестройкам стереотипов поведения.

На стиль творческой деятельности существенное влияние оказывает темперамент, в совокупности и сочетаемости своих свойств и характеристик определяющих творческий потенциал личности. Исследования показывают, что среди распространенных черт темперамента творческого человека можно назвать гипертимность, циклотимность, экзальтированность, интротензию и даже инфантилизм [1, 2].

Почвой для развития творческого сознания является диалогичность мышления, способность размышлять, выбирать приемы и подходы при решении возникающих задач.

В творческом процессе востребованной оказывается так же интуиция как неосознанный навык умозаключений. Интуитивное познание зависит от степени свободы при переходе информации из подсознательной части оперативной памяти в сознательную, и наоборот. Соотношение между подсознанием и оперативной памятью определяются легкостью возникновения образов в ответ на мысленные представления. То есть способность визуализировать также является еще одним внутренним ресурсом творческой личности.

Сознание человека заполнено стереотипами, шаблонными схемами решения, ограничено стандартами, нормами и правилами. В моменты вдохновения, снижения самоконтроля между сознанием и подсознанием образы, возникшие благодаря творческому воображению, проникают в область сознания и посредством мышления систематизируются согласно логике творческого замысла. Свобода из контроля сознания при творческой деятельности проявляется в особенностях творческой составляющей интеллекта и психических процессах, обеспечивающих креативность.

Особое значение в актуализации творческого процесса имеет свойство личности к эмпатии как источника художественной одаренности. Отождествление себя с объектом и / или предметом творческой деятельности, «вживание», присущее исследователю -изобретателю широко используется в решении задач творчества.

Таким образом, творческая активность, отражающая уровень самостоятельности в преобразовании идей и нахождении связи между ними, как внутренний ресурс исследовательской культуры способствует формированию исследовательской грамотности, раскрывает ценностные ориентации, отражающие творческие интересы и исследовательские мотивы развивает умения творческого осмысления результатов исследовательских изысканий.

Список используемой литературы

  1. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Креативный менеджмент: учебное пособие. -Воронеж: Новый взгляд, 2008. - 215 с.
  2. Емельянова О.Я., Шершень И.В. Феномен креативности: природа, содержание и факторы развития. - в сб. статей международной научно - практической конференции «Проблемы развития инновационно - креативной экономики». - М.: «Креативная экономика», 2009. - С. 589-617.
  3. Киричук У.Н. Исследовательская культура студента как педагогическая категория // Вестник ИГПИ им. П.П. Ершова. - 2014. - №5(17). - С. 47.

Автор: Рябчиков А.А. Старший помощник начальника Центра организации научной работы и подготовки научно - педагогических кадров ВУНЦ ВВС «Военно - воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.