Навыки XXI века и школа сегодня

В настоящее время в России активно обсуждается вопрос о навыках XXI века для школьников. Это навыки, которые позволяют выпускнику школы, сохранят способность и готовность к обновлению на протяжении всей жизни. Нынешние школьники поменяют за жизнь 7 - 9 профессий. К 2030 году исчезнут 57 профессий и появятся 186 новык [1, с.7].

Федеральный образовательный стандарт включает задачу развития метапредметных компетенций, универсальных учебных действий, или как еще говорят навыков XXI: критического и креативного мышления, навыков коммуникации, умения учиться на протяжении всей жизни. В связи с этим необходимо вносит изменения и в учебные программы.

Безусловно, здесь возникает вопрос: насколько школа готова обучать навыкам XXI века? На сегодняшний день школа пока не обладает педагогическими технологиями, позволяющими формировать и оценивать эти навыки в рамках традиционного урока. Отсутствуют инструменты: в развитии этих компетенций. Институт образования НИУ ВШИ провел анализ российских учебников обществознания с точки зрения ориентации на задачу формирования социальных («мягких») навыков, предметные компетенции не оценивались. Выводы были сделаны следующие: УМК ориентирован в большей степени на запоминание фактов и их применения в стандартной ситуации. А развитию мягких навыков - 7,2 % учебных заданий [4, с. 280]. Следовательно, учебник и рабочие тетради не являются инструментами по овладению этими навыками.

Осенью 2019 года свои способности в олимпиаде «Навыки XXI века» проверили обучающиеся из 85 субъектов РФ [3]. Проверялись навыки, которыге основышались на таких предметах как английский язык, математика, и информатика. В рамках олимпиады основной акцент сделан на трех компетенциях будущего: изучение английского языка способствует развитию навыка коммуникации, математика развивает системное мышление, а информатика помогает улучшить навык алгоритмического мышления. Олимпиада показала, что школьникам лучше всего дается навык коммуникации, общения на английском языке, средний балл - 70,8 баллов из 100 возможных. Английский язык так же имел отклик у детей - задания выполнили 63 632 участника. Результаты: по математики оказались самыми низкими: 49,3 балла. Математические задания вылбрали 46 299 участника. Что касается информатики, навыков алгоритмического мышления, то средний балл составил 50,8, при этом задания вылбрали меньше всего человек - 38,694. Лучше всех с заданиями справились младшешкольники, а хуже всего - девятиклассники. Все задания олимпиады были рассчитаны на средний уровень знаний школьной программы и не включали ничего, что мог бы: не знать ученик общеобразовательной школы.

В феврале 2018 года прошел всероссийский опрос, где приняли 4500 учителей из 85 регионов РФ, 3800 родителей школьников. Учителям быыл предложен перечень навыков, которые входят в число навыков XXI века и задан вопрос, кто, по их мнению, отвечает за формирование этих навыков: школа, семья, дополнительное образование или сам ребенок? В результате опроса, учителя считают, что несут ответственность за два навыка: хорошо излагать свои мысли устно и письменно - 89,3 % , передать хорошие знания по основным предметам - 81,7 % опрошенных. За развитие критического мышления эту ответственность готовы взять 53,4 % учителей, за развитие научить мыслить нестандартно - 46,6 % . Менее половины учителей связывают ответственность школы с формированием умения учиться. Помочь ребенку «охотно учиться» видят своей задачей лишь 53,4 % , а 19.8 % считают, что интерес к учебе - в руках самого ребенка; и лишь 15,3 % считают школу в ответе заформировании навыков самоорганизации («планировать свое время», расставлять приоритеты:) [2, с.62].
Таким образом, фокусировка учителей остается на предметных знаниях, а не на развитии навыков XXI века.

Для того чтобы педагог мог работать в новой парадигме образования и развивать личностный потенциал учащихся, необходимо способствовать развитию личности самого педагога, обеспечивать его передовым: методиками и инструментами. Сегодня учителя и преподаватели всех уровней образования имеют существенные ограничения в компетенциях, таких как организация проектной и исследовательской деятельности, преподавание, способствующее формированию критического и креативного мышления, организации эффективной коммуникации с партнерами по образовательному процессу и тайм менеджменту.

Современная модель образования, при которой ученик в школе ориентирован на запоминание правильных решений, перестала работать. Невозможно заранее «выручить слова» - надо непрерышно обновлять свои навыки. Нужна школа, вытускник, которой сможет адаптироваться к заранее неопределенной профессиональной траектории, сможет использовать возникающие технологические и социальные возможности [2, с.5]. И как мы видим, современная школа, в настоящие дни, к этому не готова.

Список использованной литературы:

  1. Добрякова М.С. Навыки 21 века в практиках и оценках учителей. Институт образования НИУ «Высшая Школа Экономики». [Электронный ресурс].URL:https: //rosuchebnik.ru / upload / iblock / dda / ddaecdcfc8d73c70c2a4cc368bd38ad5.pdf (дата обращения: 03.03.2020).
  2. Добрякова М.С, Юрчинкова О.В, Новикова Е.Г. Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / Научный исследовательский институт «Выкяпая Школа Экономики», институт образования. - М.: НИУ «ВШЭ», 2018. - 72 с. - 200 экз. -(Современная аналитика образования. №4 (21)).
  3. Жарова Е. Старшеклассники российских школ не готовы к будущему. Вести образования. [Электронный ресурс]. URL: https: // vogazeta.ru / articles / 2020 / 2 / 6 / quality _ of _ education / 11477 - starsheklassniki _ rossiyskih _ shkol _ ne _ gotovy _ k _ buduschemu (дата обращения 06.03.2020).
  4. Косарецкий С.Г., Фрумин И.Д. Российская школа: Начало XXI века. Институт образования НИУ «Высшая Школа Экономики». [Электронный ресурс] URL: https: // ioe.hse.ru / data / 2019 / 04 / 09 / 1176079128 / Ros.shkola - text.pdf (дата обращения
    28.02.2020).

Автор: Фасхиева М.Н. Магистрант 1 курса ГТПИ г.Глазов, РФ

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.