Развитие внимания у детей младшего школьного возраста

Внимание - это процесс и состояние настройки субъекта на восприятие приоритетной информации и выполнение поставленных задач [5]. Поскольку внимание напрямую связано со всеми сенсорными и интеллектуальными процессами, то оно является важным компонентом познавательной деятельности человека. Внимание возникает на основе интеллектуальной деятельности, организует, направляет и регулирует ее функционирование. С помощью внимания субъект направляет и сосредотачивает познавательные процессы для более полного и четкого отражения действительности.

Внимание обладает следующими характеристиками:

  1. Устойчивость - это способностью человека продолжительное время сосредоточивать свое внимание на одном и том же объекте;
  2. Концентрация - это степень сосредоточенности на определенном объекте;
  3. Сосредоточенность - это концентрация сознания на объекте для получения наиболее
    полной информации о нем;
  4. Объем - это способность человека одновременно удерживать в центре внимания
    определенное число объектов;
  5. Переключаемость - это скоростью переноса внимания с одного объекта на другой;
  6. Рассеянность - это неспособность человека к длительному сосредоточению, что проявляется в частом непроизвольном переключении с одного объекта на другой;
  7. Распределение внимания - это способность человека одновременно выполнять несколько видов деятельности;
  8. Колебания (флюктуация) внимания - это кратковременные непроизвольные явления усиления или ослабления внимания;
  9. Отвлекаемость - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой под воздействием посторонних внутренних и внешних раздражителей, несвязанных с выполняемой в данный момент деятельностью [4].

Выделяют следующие виды внимания:

  1. Непроизвольное внимание - это наиболее простой вид внимания, возникающий без участия сознательного волевого компонента под воздействием интенсивного раздражителя;
  2. Произвольное внимание - это сознательный вид внимания, возникающий по воле человека. Так, приняв решение заниматься какой - либо деятельностью, мы сознательно направляем наше внимание в «нужное русло»;
  3. Послепроизвольное внимание - это сознательный вид внимания, носящий целенаправленный характер, но не требующий постоянных волевых усилий для реализации поставленной цели [4].

Уже в первые месяцы жизни у детей начинает формироваться и развиваться внимание. Сначала оно проявляется в виде непроизвольного внимания. С возрастом внимание постепенно развивается, становится более устойчивым и кроме непроизвольного внимания у детей появляется и произвольное внимание. Однако на протяжении дошкольного и младше школьного возраста ребенок еще в неполной мере может контролировать свое внимание. Так, первоклассники еще не умеют длительно сосредоточиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает их внимание. И только к 9 - 10 годам дети уже достаточно долго способны сохранять внимание на определенном объекте и выполнять произвольно заданную программу действий [3].

Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. По мере того как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому учебному труду, его внимание, как непроизвольное, так и произвольное интенсивно развивается [1].

Для учителей начальных классов проблема развития внимания школьников является традиционной, что связано с особенностями психического развития детей данного возраста, недостаточной зрелостью у них регулирующих нейрофизиологических механизмов.

С помощью ряда упражнений можно улучшить внимание ребенка.

Например:

  1. «Корректурная проба»: на протяжении 2 - 4 месяцев ежедневно по 5 мин. в день ребёнку предлагают находить и вычёркивать определённые символы в печатном тексте. Со временем правила игры усложняются: меняются отыскиваемые буквы и символы, одновременно отыскиваются уже не одна, а несколько букв, одна зачёркивается, другая -подчёркивается и т.п.
  2. «Найди ошибки»: каждому ученику выдается напечатанный на листе текст с ошибками, которые нужно найти и исправить.
  3. «Найди отличия»: школьникам выдаются картинки, между которыми необходимо найти отличия.
  4. «Летела корова»: игроки становятся в круг, развернув правую руку ладонью вниз, а левую - ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей, по очереди произносят по слову из считалки, в такт слову хлопая по ладони правого соседа: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?».
    Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова, следующий человек - вторую, и так до последней буквы сказанного слова. А последний игрок должен успеть убрать руку из - под завершающего хлопка.
  5. «Кодирование слов с помощью цифр»: на доске начертить табличку, в которой каждой букве будет соответствовать определенная цифра. Детям необходимо раздать карточки с рядом цифр - это закодированные слова, которые они должны будут расшифровать [2].

Такие несложные задания помогут укрепить внимание детей, снизят уровень рассеянности и утомляемости школьников, увеличат интерес к учебной деятельности.

Таким образом, внимание - это важное качество, которое необходимо развивать с раннего детства. Ведь оно способствует успешному усвоению материала, формированию умения пользоваться уже имеющимися знаниями. Поэтому нужно научить детей концентрировать свое взимание на определенном объекте или деятельности, развивать интеллектуальную активность, устойчивость и объем внимания. Благодаря оптимальной тренировке развиваются все свойства внимания. Используемая игровая деятельность обеспечивает естественную мотивацию знаний, создает благоприятную классную атмосферу, делает интересным изучаемый школьный материал.

Список литературы:

  1. Агеносова Н.Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста / Н.Л. Агеносова. - М.: Москва: Флинта, 2001. - 191 с.
  2. Ананьев Б.Г. Воспитание внимания у школьника / Б.Г. Ананьев. - М.: АПН РСФСР, 1964. - 86 с.
  3. Гоноболин Ф.Н. Внимание младшего школьника / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Педагогика,
    1972. - 160 с.
  4. Козубовский В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский.- Минск: Амал - фея, 2008. - 368 с.
  5. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М.: Прайм - Еврознак, 2007.

Автор: Фатеева К. В. студентка 4 курса факультета математики и естественнонаучного образования педагогического института НИУ «БелГУ», г. Белгород, РФ

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.