Некоторые педагогические аспекты дистанционного обучения студентов медиков в период карантина

В условиях эпидемии короновирусной инфекции значительно изменилась жизнь граждан не только страны, но и всего мира. Привычная жизнь населения и всего студенчества вошла в иное русло. Кто - то остался трудиться, кто - то ушел на самоизоляцию, иные в карантин. Многие покинули город, и уехали в деревню. Однако, самой ритмичной, расписанной по часам и минутам была студенческая жизнь. Практические занятия, лекции, семинары, курация в условиях клинического учреждения -все остановилось. Но, остановить подготовку медицинских кадров в этих условиях оказалось не возможным, как по кадровой проблеме, так и социальной необходимости.

Всегда считалось невозможным изучать клиническую дисциплину на расстоянии, без курации пациентов, без ощущения духа клиники. Но, возникшая в мире ситуация продиктовала свои условия обучения. В педагогической деятельности школ, колледжей и университетов не медицинского профиля давно используются технологии дистанционного обучения [1,2]. Имеются директивные документы Министерства образования и науки России и профильных министерств, созданы и используются в дистанционном обучении методические рекомендации по использованию электронного обучения [3,4].

Однако, в подготовке будущих врачей элементы дистанционного обучения могут быть лишь как исключение из правил реализации образовательных программ. Особенно, если это касается такой клинической дисциплины, как акушерство. Акушерство (от французского cousher - лежать на спине, в широком смысле - оказывать помощь при родах, или obstetrics в англоязычных странах от латинского obstare - стоять рядом) - грань искусства и науки, отрасль человеческой деятельности, направленная на оптимизацию основной биологической функции - воспроизводство себе подобных [5].

Научить будущих врачей азам акушерской помощи - дело не простое, а на расстоянии, без курации в клинике, еще сложнее. Учебный отдел университета организовал специальную онлайн - платформу с использованием электронного обучения и современных дистанционных образовательных технологий.

Очень важным моментом в обучении студентов в онлайн - режиме было обеспечение учебного процесса всеми имеющимися контентами: лекции, методические указания, тестовые задания, клинические задачи, учебные фильмы. Все выше изложенное было размещено на онлайн - платформе университета и на сайте кафедры. Однако, главным в деятельности педагога все же остается личное общение с обучающимися. Важным и необходимым в этом процессе является контроль усвоения полученных знаний, совместный со студентами тематической клинический разбор ключевых моментов темы и клинических задач. Нами использовались различные варианты общения со студентами. Один из них - личный контакт с каждым студентом в приложении WhatsApp. Такой метод общения позволяет дисциплинировать студентов, обязует студентов готовиться ежедневно к занятиям, и не оставляет никаких шансов студенту «проволынить» занятие. Кроме всего прочего такое общение позволяет выявить слабые места в изучении текущей темы. Еще один способ общения со студентами - это одномоментное занятие со всей группой в приложении Skype. Данное общение также является полноценным для освоения дисциплины. Одним из недостатков данного способа общения является коллективное обсуждение некоторых моментов занятия, а также выход отдельных студентов из группы в случае технического сбоя, что обязывает преподавателя на повторный индивидуальный контакт. Аналогично проходит занятие и при работе с группой через личный кабинет онлайн платформы. Одной из особенностей дисциплины акушерства является опережение клинических и научных достижений в сравнении с данными учебных пособий и учебников, иногда разница составляет года. Все современные достижения ежегодно отражаются в клинических рекомендациях, утвержденных Министерством здравоохранения Российской Федерации. Поэтому задача преподавателя научить студентов современным подходам к лечебно - диагностической тактике при том или ином состоянии женщины. Для этого преподаватели определяют ключевые моменты к изучаемой теме, а также ссылки на клинические рекомендации, из которых студенты самостоятельно вычленяют ключевые моменты, конспектируют их, и делают электронный отчет. Данная методика требует еще изучения и обсуждения, но явный результат уже имеется. Студенты осваивают акушерскую тему на современном уровне, идут в ногу со временем, могут свободно стать помощником врача в условиях оказания неотложной помощи населению.

Таким образом, реализация образовательных программ по акушерству с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, являются педагогической реальностью и возможны в условиях экстренного охранительного режима общества, как временная педагогическая мера на этапе подготовки будущих врачей.

Список использованной литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". - М., 2017. - 6 с.
  2. Методические рекомендации Минобрнауки России по использованию электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ. - МД014. - 11с.
  3. Андрюхина Т.Н. Дистанционное обучение в вузе / Т.Н.Андрюхина // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого -педагогические науки.,2015. - (КиберЛенина - научная электронная библиотека).
  4. Белоглазов А.А., Белоглазова Л.Б. Моделирование технологий интернет обучения / A. А. Белоглазов, Л.Б.Белоглазова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: информатизация образования. - 2017. - №1. - С.83 - 91.
  5. Руководство к практическим занятиям по акушерству: Учебное пособие / Под ред. B. Е.Радзинского. - М.: ГЭОТАР - Медиа,2007. - 656 с.

Автор: Симрок В.В., д.м.н.щрофессор, Маркина В.В., к.м.н., доцент Борщева А.А. к.м.н., доцент кафедра акушерства и гинекологии №1 РостГМУ г. Ростов - на - Дону, Российская Федерация

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.