Современные экономические и социальные условия требуют от педагогов продвигаться в своем взаимодействии с учениками в самых разных направлениях. В сегодняшних реалиях школьники средней школы имеют еще не устоявшееся представление о мире и о себе, их личность и ее компоненты еще довольно пластичны, находятся в развития и подвержены влиянию взрослых, в том числе учителей. Одновременно, социум сейчас таков, что школьники среднего подросткового возраста имеют возможность в любой момент увидеть, как живет или учится их сверстник или взрослый в любой точке мира. Поэтому для их учителей становится актуальным создавать и поддерживать свой внешний облик таким образом, чтобы быть для учеников эталоном социального успеха, устойчивости и образованности, привлекать их внимание и, самое главное, мотивировать их к получению знаний и навыков. С другой стороны то, как учитель выглядит, через знаково - символические средства и формы (стиль и цвет одежды, прическу, жесты, качество и тембр речи и т. п.) должно транслировать ученикам образцы внешнего вида и поведения, то есть быть стимулом к воспитанию в них гражданина. Все указанные аспекты обуславливают актуальность исследования темы взаимосвязи внешнего облика учителя и мотивации к обучению учеников.
Социально - психологические исследования имиджа и моды в своих работах проводил Г. Зиммель, А.Б. Гофман, М.И. Килошенко, П.М. Китаев, С.Т. Посохова, И.В. Антоненко, М.В. Шепель и др. Влияние внешнего вида учителя на его профессиональную деятельность и взаимодействие со школьниками рассматривают в своих работах А.А. Калюжный, Л.П. Качалова, Е.А. Петрова, И.Э. Соколовская и др.
Однако, изучение внешнего облика учителя как составляющей педагогического воздействия на учеников средней школы и на их мотивацию остается без внимания ученых. Мы предполагаем, что внешний облик учителя может являться стимулирующим фактором развития мотивации учеников средней школы, и проанализируем существующие изыскания на этот счет.
Под мотивом учебной деятельности Е.П. Ильин понимает все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т.п. [3, с. 253]. По мнению А.К. Марковой и соавторов, мотив -направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней [4, с. 15]. Общепризнанно, что учебная деятельность побуждается сложной системой мотивов, образующих иерархию. Общая структура мотивации учения включает: учебные (направленность на освоение новых знаний и новых способов действий и компетенций) и познавательные мотивы; социальные мотивы (например, социальный долг); мотив аффилиации; мотив социального сотрудничества; мотив саморазвития и самообразования.
В подростковом возрасте система мотивов учебной деятельности развивается как в направлении нового качества прежних, так и в направлении рождения новых мотивов. Доминирующими мотивами в подростковом возрасте становятся познавательные интересы. Мотив саморазвития и самообразования становится новообразованием мотивационной сферы подросткового возраста. Также развитие учебных мотивов тесно связано с уровнем академических успехов учащихся. Успешные ученики отличаются от менее успешных выраженностью внутренней учебной мотивации (мотивы познания, достижения и саморазвития). В то же время у подростков становится все слабее выражена внешняя социальная мотивация - стремление заслужить хорошей учебой принятие родителей, признание одноклассников и уважение учителей [1; 2].
Если рассматривать мотивацию школьников, как психологический феномен, на который может воздействовать педагог - а именно так и трактует этот феномен педагогическая наука - то влияние учителя является таким же многоплановым и сложно структурированным, как и указанная сфера личности ученика. Поэтому можно говорить о том, что имидж учителя и, в частности его внешний вид, тоже становится влияющим фактором.
В исследованиях группы ученых есть результаты, которые позволяют сделать вывод, что внешний облик успешного учителя по мнению школьников включает такие обязательные элементы как одобряющие жесты и радостное выражение лица [5]. Относительно предпочтительной одежды оптимальным для успешного учителя по мнению учеников являет деловой стиль, в том числе его элементы должны выглядеть современно и аккуратно. То же исследование доказывает, что педагог, отвечающий таким требования к внешности, по мнению учеников является более эрудированным, лучше разбирается в своем предмете, более внимателен к школьникам, и, что интересно, более справедлив в своих оценках. То есть ученики, исходя из внешности педагога, делают выводы о его внутренних личностных качествах. Таким образом, наше предположение о то, что внешний облик учителя может являться стимулирующим фактором развития мотивации учеников средней школы, может быть верным, но это требует дальнейших эмпирических исследований.
Список использованной литературы:
- Гордеева Т. О. Мотивы учебной деятельности учащихся средних и старших классов современной массовой школы // Психология обучения. 2010. № 6. С. 17 32.
- Гордеева Т. О., Шепелева Е. А. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2011. № 3. С. 33 - 45.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2002 - 512 с.
- Маркова А.К. Формирование мотивации учения: кн. для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
- Петрова Е.А., Соколовская И.Э., Акимова Н.Н., Романова А.В. Имидж современного учителя в представлении старшеклассников [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2020. №2. // Научная электронная библиотека «Киберленинка» - Режим доступа: https: //cyberleninka.ru / article / n / imidzh - sovremennogo - uchitelya - v - predstavlenii -starsheklassnikov.
Автор: Рязанцева Т.Г., Бакалавр ДонНУ, г.Донецк, ДНР