Развитие вузовской инноватики неизбежно вызывает появление в системе высшего образования новых элементов и качественных изменений структурных связей между ними. В результате преобразование под влиянием инноваций в одном секторе системы высшей школы порождает множество изменений по всей системе. Это обусловливает появление инновационных образовательных противоречий, исследование которых необходимо для активизации инновационного процесса в вузе:
- противоречие между новой, инновационно - ориентированной стратегией развития российского образования и традиционной системой вузовской подготовки специалистов;
противоречие между ростом информативности, научности, усложнением содержания высшего образования и недостаточной гибкостью и мобильностью учебных планов, программ, учебно - методического обеспечения;
противоречие между меняющимися в ходе общественных преобразований требованиями российской экономики к выпускникам вузов [1].
В новых рыночных условиях разрешение инновационных противоречий развития высшей школы невозможно без выхода российских высших учебных заведений на рынок с предложением инновационных образовательных услуг, без становления новых форм взаимодействия вузов и негосударственных образовательных заказчиков. Значительные теоретические пробелы в исследовании вклада образовательного рынка в развитие инноваций в высшей школе требуют исследовать этот процесс в совокупности с проблемой ее регулирования со стороны государства.
Общую основу подхода к исследованию образовательных нововведений можно представить как совокупность ряда этапов.
Первый этап связан с анализом самой инновационной деятельностью, включая механизмы переноса нововведений из одной культурной среды в другую.
Второй этап рассматривается как выявление факторов, способствующих или препятствующих успеху нововведений, с анализом эмпирического материала, выделением классификации новшеств.
На третьем этапе исследования перемещается в сторону анализа различных методов оценки инновационных рисков, формирования рекомендаций по их снижению.
То есть именно последовательная реализация этих этапов исследования в образовательной сфере позволяет сформировать комплекс вузовской инноватики, в котором должна найти решение большая часть проблем, стоящих перед высшей школой.
Изменения в концептуальной основе категории современного образования заключаются в усилении роли развития личности, повышения заинтересованности студентов не только в приобретении знаний, но также их востребованности. Современные образовательные технологии характеризуются применением гибких способов управления объект -субъектным взаимодействием [2].
Анализ подходов к определению содержательно - структурных основ образовательных инноваций в современной педагогической науке позволяет сделать следующие выводы.
Во - первых, в качестве основных характеристик инновационного образовательного процесса большинство авторов выделяет активность, поисковость, креативность. В связи с этим большинство авторов также сходятся во мнении, что инновационная деятельность в образовательной сфере затрагивает, прежде всего, характер взаимодействия преподавателя и студента. Этот подход отличается демократическим стилем преподавания, поощрением инициативы, установкой на совместную партнерскую помощь, многообразием форм внутри - и межгруппового взаимодействия.
Во - вторых, в качестве главного направления реализации инновационной деятельности в образовании большинство авторов видит педагогические инновации (новые формы и методы обучения), которые связаны с новыми педагогическими технологиями. При этом возрастает роль преобразований организационной стороны высшей школы, внедрения новых форм управления образовательной деятельностью вузов, интеграции вузовской науки и обучения.
В - третьих, в ходе развития инновационной деятельности в образовании неизбежно меняется характер управления учебным процессом. В частности, простое усвоение знаний, рутинное заучивание перерастает в форму поисковой мыслительной деятельности, где на первый план выдвигаются исследовательские, дискуссионные формы. В этом процессе усиливается характер мотивационно - смысловых познаний обучаемых, расширяется сфера проявления творчества личности [3].
В - четвертых, образовательные инновации в понимании многих авторов тесно взаимосвязаны с изменением механизмов оценки знаний, умений и навыков учащихся. Это проявляется в отказе от подавляющей роли оценки, фиксируемой, главным образом, методом соответствия заданному образцу, в развитии самоконтроля.
Определение инноваций в высшей школе основано на их основной характеристике -более высоком уровне организации образовательного процесса соответствующего новым требованиям времени, поэтому применительно к высшему образованию, мы считаем, что образовательной инновацией могут быть любые изменения в вузе, ведущие к качественным изменениям в образовательной, организационной, финансовой, научной и других сферах его деятельности. При этом данные изменения являются системно взаимосвязанными и взаимообусловленными.
Таким образом, образовательные инновации призваны решать такие задачи, как повышение эффективности деятельности высших учебных заведений; приведение результатов образовательной деятельности вуза в соответствие с образовательными потребностями; улучшить качество образовательных услуг и повысить их доступность; развитие личности обучаемого и адаптация его знаний, умений и навыков к новым реалиям жизни.
Список литературы:
- Журавская Н.Т. Методология системного управления развитием инновационной деятельности в высшем образовании. - Томск: Томский государственный университет, 2007. - 296 с.
- Кузьмин С.В. Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития: - Ярославль: Ярослав. Гос. ун - т, 2005. - С. 190.
- Крылова Н.П. Педагогические условия реализации рефлексивно - инновационного подхода в образовательном процессе вуза: Череповец: Череповец. Гос. ун - т, 2012. - С. 177
Авторы: Фурман А.А., Кадочигова А.Н., студентки гр. ИТб - 171 Научный руководитель Журавский Ю.А. д.э.н., профессор КузГТУ, г. Кемерово, Российская Федерация