Исследуя пути развития управления инновационной деятельности в системе российского высшего образования, мы видим два возможных пути его развития.
Первым путем выступает активизация государственного регулирования инновационной деятельности на федеральном, региональном, муниципальном и межгосударственных уровнях. Второй путь заключается в управлении разработкой и реализацией инновационных проектов и программ самим вузом. В этой связи важно отметить, что особенностью управления инновационной деятельностью в высшем образовании является то, что корректировка образовательного новшества происходит гораздо чаще, чем его утилизация. Это является прямым следствием дороговизны реализации нового инновационного образовательного проекта в вузовской системе из - за его масштабности и растянутости по времени [1].
Таким образом, на основании представленных выше определений, функциональных и структурных особенностей, элементов инноваций в высшем образовании, мы разработали их классификацию. В качестве критериев формирования предлагаемой нами классификации инноваций в высшем образовании приняты их различные свойства, реализующиеся в процессе инновационной деятельности. Эту классификацию инноваций в российском высшем образовании мы можем представить в следующем виде.
Во - первых, по критерию предметности инновационной деятельности в высшем образовании целесообразно выделить технологические, организационные, социально -экономические инновации. Соответственно к их числу можно отнести:
- традиционные образовательные услуги с новыми элементами (обучение в филиалах университетов, многоуровневая вузовская подготовка и пр.);
- принципиально новые образовательные услуги (дистанционное Интернет -образование, внутрифирменное обучение и т.п.);
- дополнительные образовательные услуги (тьюторинг, бизнес - школы, лингвоцентры и т.п.);
- интегрированные онлайн образовательные услуги (подготовительные курсы, сдача зачетов и экзаменов через Интернет онлайн и пр.);
- новая учебно - методическая продукция (электронные мультимедиа - учебники, университетские базы данных свободного Интернет - доступа и пр.).
Технологические образовательные инновации обусловлены изменениями в технологии оказания этих образовательных услуг. Это такие, как психологические, методические, методологические инновации.
Организационные образовательные инновации, в свою очередь, выступают новыми формами удовлетворения образовательных потребностей общества. Примерами таких инноваций могут служить новые организационные формы учебных заведений (негосударственные, акционерные вузы и т.п.); новые типы образовательных организаций (вузы многоуровневой подготовки, совместные российско - зарубежные вузы и пр.); новая организационная структура (университет с системой филиалов и центром дистанционного образования, виртуальные кафедры и пр.) [2].
Социально - экономические образовательные инновации обусловлены изменением социальных взаимосвязей в процессе потребления и производства образовательных услуг и продуктов. Примерами данных инноваций могут быть обучение на дистанционно - заочных отделениях, в филиалах вузов, деятельность их представительств и т.п.
Мы выделяем следующие виды инноваций:
- инновации, направленные на удовлетворение потребностей в образовательных услугах страны, региона, предприятия, отдельной личности. Такие потребности представлены необходимостью получения новых специальностей, самообразования, повышения квалификации пр.;
инновации, повышающие доступность образования для отдельных членов общества. Примером таких инноваций может служить предоставление образовательных услуг через Интернет, создание виртуальных вузов и виртуальных кафедр, формирование открытых и платных баз учебно - методической информации и т.п.;
инновации, связанные с удовлетворением внешних и внутренних по отношению к вузам образовательных потребностей. К первым можно отнести системные нововведения в сфере высшего образования, такие как становление многоуровневой подготовки специалистов, развитие международной кооперации вузов; ко вторым - внедрение новых видов информационных коммуникаций, новых механизмов финансирования деятельности вузов, удовлетворения их учебно - методических потребностей.
В - третьих, в зависимости от степени новизны целесообразно выделить следующие типы образовательных инноваций в вузовской системе:
- по критерию типа новизны можно выделить принципиально новые (т.е. не имеющие мировых аналогов), а также новые для российской системы высшего образования и новые для данного вуза инновации;
- по глубине новизны инновации следует разделять на радикальные, улучшающие, модифицирующие образовательные нововведения, а также псевдоинновации (повторное внедрение под другими названиями старых организационных форм образовательной деятельности, методик обучения).
- В - четвертых, по уровню масштабности образовательные инновации можно классифицировать по следующим критериям:
- по критерию территориального распространения мы выделяем локальные, точечные, национальные, региональные, глобальные инновации;
- по критерию распространенности образовательной инновации можно выделить единичные и диффузные (которые востребованы широкой педагогической общественностью и могут быть растиражированы в ближайшем будущем);
- по критерию эффекта от образовательной инновации - научные, социальные, коммерческие и смешанные нововведения [3].
В итоге становления научных основ исследования инноваций в высшей школе можно сделать следующие выводы.
Происходящие в России социально - экономические изменения выводят образовательные инновации на роль двигателя развития высшей школы. Несмотря на многочисленные исследования в области инноваций в системе образования в целом, большая их часть ограничена довузовским образованием. А для исследователей вузовской инноватики основным объектом выступают внутренние процессы, связанные с деятельностью отдельных преподавателей. При этом инновационная организация образовательной деятельности вузов, их выхода на рынок образовательных услуг остается практически без внимания.
Предложенный нами подход к раскрытию содержания и структуры образовательных инноваций в высшей школе основан на комплексном понимании протекающих в ней процессов, требующих модернизации. Эти процессы связаны с такими объективными факторами, как изменение внешней среды деятельности вузов, развитие рынка образования и рынка труда, нарастание потребности во внедрении достижений научно - технического прогресса в образовательный процесс. Не менее важными факторами являются субъективные, связанные с развитием личности студентов, с повышением их общего культурного уровня. Все это требует системного рассмотрения проблем инновационной деятельности в российской высшей школе.
Список используемой литературы
- Журавская Н.Т. Методология системного управления развитием инновационной деятельности в высшем образовании. - Томск: Томский государственный университет, 2007. - 296 с.
- Кузьмин С.В. Инновационная деятельность педагогического коллектива как фактор его развития: - Ярославль: Ярослав. Гос. ун - т, 2005. - С. 190.
- Крылова Н.П. Педагогические условия реализации рефлексивно - инновационного подхода в образовательном процессе вуза: Череповец: Череповец. Гос. ун - т, 2012. - С. 177.
Авторы: Фурман А.А., Кадочигова А.Н., студентки гр. ИТб - 171 Научный руководитель Журавский Ю. А. д.э.н., профессор КузГТУ, г. Кемерово, Российская Федерация