В Челябинском областном краеведческом музее одной из интересных является коллекция «Оружие и вооружение», которая содержит немало образцов холодного, огнестрельного оружия и боеприпасов Второй мировой войны. Оружие данного исторического периода представлено как современными по тому времени образцами, так и образцами из более ранних периодов, которые по ряду причин можно отнести ко времени Второй мировой войны. Холодное оружие представлено кортиками, саблями, шашками, ножами и штыками, а огнестрельное – винтовками и револьверами Наиболее подробно отражает период Второй мировой войны коллекция холодного оружия. В большинстве своем все эти экспонаты находятся в хорошем состоянии, коррозией покрыты только штыки, извлеченные из земли.
Из хорошо сохранившихся образцов холодного оружия, прежде всего, значительный интерес представляет генеральская шашка, подаренная музею Златоустовским машиностроительным заводом. Она оставалась принадлежностью парадной генеральской формы в кавалерии, пехоте и артиллерии с 1940 г. вплоть до конца двадцатого века.
Другими образцами, на которые следует обратить внимание, являются японские штыки, найденные в Челябинске. Интересно, что все эти штыки появились у нас во время гражданской войны, когда Южный Урал являлся тыловой зоной для войск адмирала Колчака. Это холодное оружие использовалось японцами и во Вторую мировую войну. Оба японских штыка нашей коллекции (имеют на правом доле клеймо токийского арсенала) и относятся к модели с однолезвийным клинком с долом к винтовкам системы «Арисака» образца 1897 г.. Один из этих штыков был найден там, где сейчас находится автомобильное училище, а еще раньше располагались знаменитые Красные казармы, в которых когда-то хранилось трофейное оружие.
Помимо японских штыков в коллекции музея представлены два немецких штык-ножа к винтовке системы Маузера образца 1884/98 годов, один из которых был привезен, Ильичевым Гурьяном Матвеевичем, бывшим бойцом Красной Армии, из Читы. Эти штыки также использовались во время Второй мировой войны германскими войсками.
Наибольшее же количество штыков в коллекции (18 штук) представлено игольчатыми отечественными штыками к винтовке Мосина образцов 1891 и 1930 годов. У штыка образца 1891 / 30 гг. в основание клинка вмонтирована пружинная защелка, фиксирующая штык при примыкании за основанием мушки [1]. Все штыки с пружинной защелкой, скорее всего, были привезены с мест боев Великой Отечественной войны, где они находили широкое применение.
Большое внимание со стороны посетителей музея привлекают так называемые «черные ножи», выпущенные в Златоусте для танкистов Уральского добровольческого танкового корпуса. Свое название данное изделие получило за свой вороненый клинок и черную рукоять с ножнами.
В годы Великой Отечественной войны, начиная с 1943 г. специально для данного подразделения было выпущено 3356 таких финских ножей. «Шварцмессер панцерн дивизион»- танковый дивизион «Черные ножи»-так именовала немецкая разведка Уральский добровольческий корпус на Курской дуге летом 1943 г.. В перерывах между боями оркестр корпуса часто исполнял для бойцов «Песню о «черных ножах», музыку для которой написал Иван Овчинин, позднее погибший в боях за освобождение Венгрии. Упоминается «черный нож» и в «Марше Уральского добровольческого танкового корпуса». Небольшими партиями заводом выпускался и офицерский вариант «черного ножа», предназначайвшийся в основном для наград и подарков и отличавшийся хромированными деталями рукояти и ножен. Один из таких ножей принадлежал добровольцу этого корпуса, известному поэту Львову Михаилу Давыдовичу (настоящее имя Габитов Рафкат Давлетович). Он является автором многих лирических стихотворений, написанных за тридцать пять лет литературной деятельности. До войны работал в Челябинске на тракторном заводе и на заводе им. С. Орджоникидзе, преподавал в школе, поступил учиться в Литературный институт имени М. Горького в Москве. В период Великой Отечественной войны работал на военных стройках, а в 1943 г. добровольцем ушел на фронт в составе Уральского добровольческого танкового корпуса.
Украшенные черные ножи вместе с шашками златоустовцами были подарены в годы войны Верховному Главнокомандующему И. В. Сталину и маршалу Советского Союза Г. К. Жукову.
Награждали холодным оружием офицеров и солдат и в нацистской Германии, где холодное оружие вручалось членам практически всех военизированных формирований. В коллекции музея хранятся кортик офицера «Люфтваффе» образца 1935 г., два кинжала СА («SturmAbteilung») образца 1933 г., а также кортики морской офицерский и унтер-офицерский образца 1938 г.
Имеются в музее и кинжалы СА образца 1933 г., которые были учреждены для ношения всеми офицерами штурмовых отрядов и распространялись через представительства фирм по изготовлению холодного оружия. Внешний вид кинжала Гитлер поручил разработать профессору Воэнне из школы коммерции города Золингена (один из старинных центров по производству холодного оружия). Это оружие стало первым стандартным обоюдоострым кинжалом, принятым к ношению в третьем рейхе [2].
Один из таких кинжалов, хранящийся в коллекции музея был найден во дворе дома по ул. Розы Люксембург 4 июля 1957 г. около огородных грядок завернутый в сильно загрязненные мазутом брюки.
Кортик Люфтваффе образца 1935 г. носили все офицеры и унтер-офицеры военно-воздушных сил Германии, а также офицеры в отставке с 1935 г. по 1937 год. После принятия на вооружение кортика образца 1937 г., прежние кортики носили только офицеры в отставке и унтер-офицеры всех категорий.
Огнестрельное оружие периода Великой Отечественной войны в музее в основном представлено отдельными фрагментами или сильно переделанными образцами. Прежде всего это отечественные винтовки Мосина, образца 1891 г. Предметов, связанных с ними, в коллекции всего 18: от тринадцати винтовок остался только ствол со ствольной коробкой, а пять хорошо сохранившихся были переделаны умельцами под охотничьи ружья 28 калибра.
Помимо частей винтовок Мосина в коллекции имеются фрагменты других известных оружейных систем. В частности, фрагменты револьверов, сконструированных Леоном Наганом в 1895 г., знаменитых револьверов Наган. Интересен данный револьвер тем, что для него был изготовлен специальный патрон калибра 7. 62 мм, который имел удлиненную гильзу, полностью скрывавшую пулю внутри. Найдены эти револьверы были в районе строительства вокзала, на ЧГРЭС и в Кыштыме. По известности с «Наганом» сравним «Парабеллум», чье название на латыни означает: «Готовься к войне». Один из «Парабеллумов» был найден в реке Миасс. В коллекции музея сохранилось три таких пистолета. В коллекции имеется и пистолет чешского производства найденный в Брестской крепости. Данный пистолет создавался до войны, главным образом, для вооружения полиции, служб безопасности и охраны, а также для свободной продажи, которая имела место до 1939 г., т. е. до оккупации Чехословакии гитлеровской Германией.
Дальнейшее его производство осуществлялось под контролем германских оккупационных властей, и так называемый "пистолет 27" выпускался для немецкой армии вплоть до 1945 г.
К периоду Великой Отечественной войны относится и ствол со ствольной коробкой пистолета-пулемета Томпсона образца 1928 г., найденные также в реке Миасс в июле 1964 г., ствольные и затворные коробки пистолетов-пулеметов Шпагина, два ствола самозарядных винтовок Токарева. Эти винтовки были приняты на вооружение в 1940 г., однако в начале войны были сняты с вооружения из-за частых случаев их отказа [3].
Как известно, Челябинск в годы войны называли «Танкоградом», влившиеся в состав ЧТЗ эвакуированные заводы выпускали танки. Неудивительно, что в Челябинске после войны находили и танковое вооружение: танковые пулеметы Дегтярева (ДТ). Разработка этой модификации была осуществлена Г. С. Шпагиным с учетом особенностей установки пулемета в тесном боевом отделении танка или бронеавтомобиля. Изменения коснулись прежде всего приклада- вместо постоянного деревянного приклада был использован выдвижной металлический приклад, который в боевом положении выдвигался назад, а в походном положении мог быть полностью выдвинут вперед. Создавая танковый пулемет, конструктор Г. С. Шпагин предусмотрел возможность использования его и в качестве пехотного. Для этого пулеме снабжался съемными сошками. Благ.ря этим новвоведениям танковые пулеметы в первые годы войны можно часто было видеть в руках экипажей подбитых танков, воюющих как обычная пехота. Один из таких пулеметов нашли при проведении земляных работ на глубине около двух метров во вдоре дома.
Помимо частей и целых образцов ДТ в музее имеются несколько экземпляров его пехотного родственника – пехотного (ДП). Недавно удалось обнаружить в коллекции фрагмент чехословацкого пулемета того периода ZB-26.
Кроме огнестрельного оружия в музее хранится много фрагментов от боеприпасов. Это и минометные мины калибра 82 мм, ручные гранаты Ф-1 и РГ-42, гильзы от снарядов калибра 122, 76, 37 и 23 мм, реактивный снаряд «Катюши». Коллекция, в основном, была сформирована в 50– 80-е го-ды XX в.
Стоит упомянуть о советских и немецких касках в нашем музее. Их около десятка, и большинство из них в отличном состоянии. Советские каски, помимо ставших привычными СШ-40, представлены и более ранними образцами, такими как СШ-36 и М-17.
В целом, можно сказать, что в коллекции Челябинского областного краеведческого музея представлено немало образцов оружия периода Второй мировой войны.
Коллекция оружия Челябинского областного краеведческого музея в последнее время пополняется в основном благ.ря раскопкам, которые проводят в местах боевых действий поисковые отряды, за счет школьных музеев и других поступлений.
Экспонаты оружейной коллекции пользуются неизменным интересом со стороны посетителей, особенно молодежи, помогают ей лучше понять грозные события столь далекой войны.
- Кулинский, А. Н. Русское холодное оружие XVIII-XX вв.: в 2 т. / А. Н. Кулинский. – С.-Пб.: Атлант, 2001. – С. 134
- Кулинский, А. Н. Немецкие клинки и клейма / А. Н. Кулинский. – С.-Пб.: Издатель-ский цех “Балтика”, 2000. – С. 298
- Бабак, Ф. К. Индивидуальное стрелковое оружие / Ф. К. Бабак. – М: ООО АСТ, 2004. – С. 79
Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Великой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9
Автор: Ваганов Александр Александрович – хранитель Челябинского областного краеведческого музея