В довоенное время на Южном Урале практически не работали профессиональные скульпторы. Города украшали тиражированные бетонные или гипсовые копии с моделей известных столичных скульптур. В 1936 г. художники Челябинской области объединились в Союз советских художников (в будущем Челябинская организация Союза художников РСФСР), в котором единственным профессиональным скульптором была Т. В. Щелкан-Руденко, уехавшая из Челябинска в 1940 г. [1]. А в мае 1940 г. в г. Чкалове (сейчас – Оренбург) создается Оргкомитет отделения СХ СССР, где работал скульптор-профессионал Г. А. Петин [2].
В период Великой Отечественной войны на Южный Урал эвакуировали ряд крупных предприятий из европейской части СССР, учреждений, значительное количество интеллигенции, среди которой были представители науки и искусства, в том числе профессиональные художники и скульпторы. Во время войны здесь трудились десять профессиональных скульпторов, семь из них были представителями эвакуированной интеллигенции. Все они входили в Союз художников СССР, а трое скульпторов входили в состав местного отделения Союза художников. Это стало возможным после того, как Президиум оргкомитета СХ СССР и Правление художественного фонда СССР предложили принимать в местные отделения эвакуированных представителей Союза [3].
В годы войны основным видом развития скульптуры была станковая, что объяснялось, с одной стороны, нехваткой необходимого количества материала, а с другой стороны – тематикой произведений. Половина произведений военного времени (19 штук) были исполнены в жанре портрета (всего нам известно о 34 скульптурных произведениях). Однако монументальная скульптура также получает свое развитие. В годы войны ее основное предназначение было- украшение парков и садов городов, основными жанрами скульптуры становится исторический, портрет.
Тематика исторического жанра отвечала потребностям военного времени. Героями становились комсомольцы, рабочие, красноармейцы, партизаны (Г. С. Кранц “Боец Красной армии”; А. М. Адалчевская “Девушка партизанка”, Г. А Петин портрет “Партизана” [4]). Главной целью работы авторов было прославление подвигов в тылу и на фронте. Скульпторы, работавшие в этом жанре, старались запечатлеть в своих произведениях современные им события, произошедшие сравнительно недавно. В годы войны художник Кировского завода Челябинска Л. А. Малышевым создал скульптуру “Победа советского танкостроения”, которая украсила чернильницу, подаренную И. Сталину [5]. В Магнитогорске скульптор С. Ф. Кузнецова изготовил 18 метровый фриз “Отечественная война” [6].
В 1942 г. прошла выставка “Великая Отечественная война”, посвященная 25-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Дипломом второй степени в разделе “Скульптура” была удостоена работа скульптора Э. К. Рооса “Партизаны в оккупированной Эстонии”, созданная в эвакуации в г. Челябинске [7].
В Чкалове по оборонной тематике работал скульптор Г. А. Петин. В 1943 г. он создал скульптурную группу “Воля к победе”. Она состоит из трех фигур: на первом плане изображена девушка в полный рост, в левой руке держит оружие, рука поднята в призывном жесте – идти дальше несмотря ни на что. За фигурой девушки находилась фигура раненного партизана, которого поддерживает красноармеец. Скульптурная группа несет уверенность в победе [8].
В сентябре 1944 г. в Челябинске объявили открытый конкурс на создание памятника труженикам тыла в годы Великой Отечественной войны, который предполагалось установить на площади Революции [9]. Монумент должен был отразить участие рабочих и интеллигенции города в оснащении Красной Армии боевой техникой. К участию в конкурсе приглашались лучшие архитекторы, художники не только Челябинска, но и Магнитогорска, Златоуста, Свердловска и других городов уральского региона. В первом туре конкурса было представлено 12 эскизных проектов. Однако, жюри не нашло ни одного стоящего проекта, который можно было реализовать. Приняли решение продолжить конкурс до 1 января 1945 г. Монумент предполагалось начать возводить уже весной 1945 г.
Героями жанра портрета становились вожди советского государства. На заседаниях Челябинского городского комитета партии по вопросам реконструкции здания местного драматического театра обсуждался вопрос об установке бюста Сталина в фойе театра [10]. Вероятнее всего, данный бюст был выполнен Клигером и экспонировался на Выставке произведений художников Южного Урала в 1945 г. В каталоге выставки обозначено полное наименование данной работы “Бюст Генералиссимуса Советского Союза Сталина” [11]. Однако бюст так и не установили в фойе театра Челябинска. В Магнитогорске местный мастер С. В. Кузнецова создала портреты Ф. Энгельса, К. Маркса, В. И. Ленина, И. В. Сталина [12].
Не забывали мастера прославлять и тружеников тыла. С. В. Кузнецова создала портреты сталеваров Магнитогорского металлургического комбината, а В. В. Адамчевская – скульптурный портрет инициатора движения тысячников Тарасова, “Портрет комсомольца в буденновке”, “Портрет рабочего”, а Э. М. Гомон- портреты рабочих [13].
В период войны продолжение получила парковая скульптура. Основными заказчиками здесь выступили городские власти и Кировский завод. Тематика скульптур отличается от официальных работ. Главной целью подобных произведений было украшение парков города, создание атмосферы уюта и мест, где горожане могли бы отдохнуть от суровых будней, тяжелого труда.
В 1942 г. в Челябинске открыли детский парк на Алом поле. В центре парка были установлены фигуры политических вождей: Сталина, Ленина и Кирова [14]. Памятник представлял собой бетонную или гипсовую копию с памятника З. Виленского Фигура Кирова выполнена в полный рост, в позе как оратора, произносящего речь на митинге. Правая рука согнута в локте и поднята выше головы в призывном жесте. Киров изображен без головного убора, в длинном плаще, полы которого широко распахнуты и видна полувоенная одежда. Скорее всего, скульптуры политических вождей были тиражированными копиями. Статуи простояли в парке до конца 1950 – середины 1960-х годов прошлого века. Кроме того, территорию парка украсили скульптуры различной тематики и фонтан, в центре которого была установлена скульптурная группа под названием “Черномор” [15]. Скульптурная группа представляла собой аллегорическое изображение героев русских сказок и состояла из трех фигур. Две изображены погрудно, а над ними, стоя на высокой волне, возвышалась величественная фигура Черномора. Витязи как бы выходили из пучины волн.
Абсолютно новым явлением в художественной жизни Челябинска стало создание в 1944 г. при городском управлении главного архитектора скульптурной мастерской [16]. Точных данных о составе данной мастерской нами не было найдено. Достоверно известно, что в мастерской работали скульпторы – самоучки, лепщики П. В Серегин. и Козюльков. Возглавил работу мастерской И. Н. Клигер.
Скульпторы мастерской работали над созданием декоративных скульптур, украсивших парк Тракторозаводского района. В парке разместились скульптуры “Девушка с книгой”, “Метатель ядра”, “Спортсмен с мячом”. Скульптура “Девушка с книгой”, высотой 240 см., изображала сидящую молодую девушку, в руках которой была раскрытая книга. Скульптура “Спортсмен с мячом”, высотой 180 см., изображала девушку в полный рост, в одной руке держащей мяч для игры. Также по эскизам Клигера были изготовлены вазы, украсившие парки и сады города.
В 1946 г. мастерской под руководством Клигера были исполнены портреты-рельефы композиторов для интерьера здания театра ЧТЗ, а фасад того же здания украсили комические и трагические маскароны [17]. Это единственные работы мастера, сохранившиеся в нашем городе.
Парки в г. Чкалове также продолжали украшать парковой скульптурой. Здесь главным героем выступил прославленный летчик, в честь которого город получил свое название В. Чкалов. В 1942 г. парк им. К. Либкнехта украсила скульптура В. Чкалова, в которой он изображен в полный рост, вполоборота. Герой одет в форму летчика, левая рука опущена на планшетку, в правой он держит свой шлем. Лицо изображено как сильное, волевое, одухотворенное [18].
Таким образом, большой вклад в развитие скульптуры в нашем крае внесла работа эвакуированных мастеров. К концу войны практически все эвакуированные скульпторы уезжают из Челябинска. Их творчество осталось в художественной жизни города яркой, самобытной страницей, периодом, когда начали закладываться основы художественного вкуса горожан. В годы войны скульптура развивалась преимущественно как станковая, в двух основных жанрах – портрет и исторический, а монументальная скульптура – как парковая. Впервые в городе была создана скульптурная мастерская при главном архитекторе Челябинска, главной задачей которой являлось создание скульптур, украшавших фасады зданий города.
- 1. Челябинская организация Союза художников России. Справочник / автор-составитель Кудзоев О. А. – Челябинск, 1996. С. 10.
- 2. ГАОО. Ф. 2801. Оп. 1. Л. 1.
- 3. ОГАЧО. Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 6. Л. 180–180 об.
- 4. Челябинская организация Союза художников России. Справочник. 1936–1991 / автор-составитель Кудзоев О. А. – Челябинск, 1996. С. 302. ОГАЧО. Ф-288. Оп.
- 6. Д. 250. Л. 9; Медведева Л. С. Художники Оренбургской области. – 2-е изд. перераб. и допол. – Челябинск: ЮУКИ, 1985. – С. 20.
- 5. ОГАЧО. Ф – 2610. Оп. 1. Д. 2. Л. 2 об.
- 6. ОГАЧО. Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 6. Л. 328.
- 7. ГАОО. Ф. Р-1581. Оп. 2. Д. 58. Л. 9–10.
- 8. Холодовская В. А. Наши художники // Чкаловская коммуна, 1943 г., 16 мая.
- 9. Беляев П. Создадим монумент величия наших дней. // Челябинский рабочий, 24 сентября 1944 г.
- 10. ОГАЧО. Ф. – 288. Оп. 8. Д. 363. Стенограммы совещаний по вопросу реконструкции театра им. С. Цвиллинга от 12 октября 1944 г. Л. 7.
- 11. Выставка произведений художников Южного Урала: Кат. / Челяб. обл. Союз советских художников; Автор вступ. ст. А. Сабуров. – Челябинск, 1945. – С. 8.
- 12. ОГАЧО. Ф. ОГАЧО. Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 6. Л. 328.
- 13. ОГАЧО. Ф. ОГАЧО. Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 6. Л. 328.
- 14. Нестор И. Открытие детского парка // Челябинский рабочий, 1942 г., 2 августа.
- 15. Нестор И. Открытие детского парка // Челябинский рабочий, 1942 г., 2 августа.
- 16. Скульптор за работой // Челябинский рабочий, 4 августа 1944 г. ; ОГАЧО. Ф. Р- 802. Оп. 1. Д. 7. Л. 39; ОГАЧО. Ф. Р–288. Оп. 1. Д. 6. Л. 53.
- 17. Кудзоев О. А., Ваганов А. С. Скульптурная летопись края. – Челябинск: ЮУКИ, 1989. – С. 39.
- 18. Открытие летнего сезона в саду им. К. Либкнехта // Чкаловская коммуна, 1942 г., 26 мая; Варламов С. Скульптурная мастерская // Чкаловская коммуна, 1944 г., 11 ноября.
Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Великой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9
Автор: Гейль Вера Васильевна – кандидат исторических наук, зав. курсами дополнительного образования Челябинской государственной академии культуры и искусств