Деятельность настоятеля Челябинской Свято-Симеоновской церкви протоиерея С. А. Ашихмина в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война изменила жизнь в СССР, повлияла на судьбы различных учреждений, социальных групп, каждой семьи и отдельного человека. Важные перемены произошли в суровые 1940-е г. в состоянии Русской православной церкви в стране, в судьбах ее служителей. По данным челябинской исследовательницы Т. А. Чумаченко «политика воинствующего безбожия в 1920–1930-е гг. привела к тому, что Русская право-славная церковь в СССР стояла на пороге своего полного уничтожения» [1, с. 427]. Например, на территории Челябинской области к концу 1930-х годов действовал лишь один православный храм – Челябинская Свято-Симеоновскя церковь [1, с. 427]. Патриотическая позиция Церкви, заявленная в первые дни войны митрополитом Сергием (Страгородским) в «Послании Пастырям и пасомым», была созвучна намерениям советского руководства; гонения на Русскую православную церковь стали ослабевать [2, с. 58].

В 1942 г. издательство Московской Патриархии выпустило в свет книгу «Правда о религии в России». Целью ее издательства была демонстрация того, что церковь в СССР существует и «занимает активную патриотическую и антифашистскую позицию» [2, с. 58]. В книге были собраны послания митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича), а также письма и проповеди из разных епархий. Среди них – очень ценное для истории Челябинска и области письмо – «За скорую победу над врагом», написанное в апреле 1942 г. протоиереем Сергием Александровичем Ашихминым, настоятелем Челябинской Свято-Симеоновской церкви.
Сергий Александрович Ашихмин родился 18 июня 1893 г. в селе Ивановское Верхотурского уезда Пермской губернии в семье священника.

В 1911 г. окончил Екатеринбургское духовное училище, затем сдал экзамены на звание учителя. С 1913 г. он был псаломщиком в селе Улугушском Катайского района. В 1916 г. епископ Екатеринбургский и Ирбитский Серафим рукоположил Сергия Александровича в сан диакона, а в 1922 г. архиепископ Свердловский и Ирбитский Григорий – в сан священника. Отец Сергий Ашихмин был переведен в село Дубасовское (Кубасовское). С 1927 по 1932 год священник служил в селах Свердловской области. С 1932 г. он находился на гражданской работе, а в 1936-м переехал в Челябинск, где устроился работать инспектором в Облпотребсоюз [2, с. 59].

В литературе приводятся разные данные по дате назначения священника Сергия Ашихмина настоятелем Челябинской Свято-Симеоновской церкви. Т. А. Чумаченко указывает на август 1941 г. [3, с. 66], а О. В. Никифорова, ссылаясь на данные послужного списка протоиерея Сергия Ашихмина – на 13 ноября 1942 г. [2, с. 58]. Определил его на эту должность митрополит Московский и Киевский Николай (Ярушевич), назначив одновременно и благочинным церквей Челябинской епархии [2, с. 58]. По воспоминаниям Зои Ивановны Родионовой, в 1940-е г. жившей в семье Ашихминых, отца Сергия Александровича в 1941 г. «вызвали в НКВД, приказали восстанавливать и открывать Симеоновскую церковь», когда же его супруга из страха перед репрессиями не хотела пускать его, то «приказали: или расстреляем, или служи» [2, с. 58].

Отцу Сергию предстояла огромная работа по ремонту в храме и благоустройству около него. Об этом периоде сохранились воспоминания верующих, что «приходилось разгребать мусор, восстанавливать храм, подавал пример и воодушевлял на этот труд сам отец настоятель – протоиерей Сергий Ашихмин» [2, с. 58–59].

Не только эти труды ждали о. Сергия Александровича. Шли военные годы, когда вся страна жила под лозунгом: «Все для фронта, все для Победы!» Не остались в стороне от этого и верующие Челябинской области. По материалам Т. А. Чумаченко и по данным О. В. Никифоровой, приводимым в юбилейном издании, посвященном 125-летию Свято-Симеоновского кафедрального собора Челябинска, «до мая 1944 г. духовенство и прихожане Симеоновского храма сдали в Фонд обороны СССР 80 тысяч рублей, община приобрела облигации денежно-вещевой лотереи на 100 тысяч рублей. Всего за годы войны прихожане Симеоновского храма Челябинска собрали 696 тысяч рублей в Фонд обороны, приобрели облигаций различных займов более чем на 100 тысяч, сдали серебра в изделиях 6500 граммов, золота 269 граммов» [1, с. 427].

Горячие призывы помогать фронту и всеми силами приближать Победу, призывы к защите Веры и Отечества слышались в обращении отца Сергия в своем опубликованном письме «За скорую победу над врагом», которое он составил в апреле 1942 г., в праздник Великого Четверга перед Пасхой: «Грозную годину переживает Отечество. Коварный враг вторгся на нашу землю и глумится над высокими требованиями чести и морали. Враг разрушает храмы, предает огню памятники древней старины – все то, что народ нашей Отчизны воздвиг своими руками. Священную нашу землю враг орошает кровью детей, женщин и стариков. … Не впервые русский народ борется с вражеской силой. Как бы велики ни были испытания, которые приходились на долю народа нашего, он разбивал темные силы врагов. Добро торжествовало над злом, и Отечество наше очищалось от вражьей скверны. Сила и мощь русского народа, вера в непобедимость оружия его перед лицом грозной опасности всегда крепчали. Это подымало и сплачивало русский народ на борьбу с врагом своим. Образ наших предков, отстоявших свою Отчизну в тяжелые годы лихолетья, вдохновляет теперь русский народ на борьбу с темной силой, и с Божьей помощью и сейчас русский народ победит врага. Для ускорения часа освобождения русской земли от врагов, не покладая рук, работают все, в ком горит огонь пламенной любви к своей Родине» [4, с. 199–200].

Следует отметить, что настоятель церкви протоиерей Сергий Ашихмин за свою патриотическую проповедническую и организаторскую деятельность получил две благ.рности от Сталина и был представлен к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» [1, с. 427; 2, с. 58].

После смерти патриарха Сергия, 31 января 1945 г. в Москве открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви, в задачи которого входили принятие нового «Положения об управлении РПЦ» и избрание патриарха. Одним из представителей от Уральских епархий на Соборе был протоиерей Сергий Ашихмин [2, с. 60–61]. В ноябре 1945 го. по инициативе епископа Товии в Челябинске был создан епархиальный совет, который возглавил настоятель Свято-Симеоновского храма о. Сергий Ашихмин [1, с. 428; 2, с. 61].

После Великой Отечественной войны, 3 мая 1946 г., епископом Свердловским и Ирбитским Товией протоиерей Сергий Александрович Ашихмин был переведен в село Юго-Коневское Багарякского района Челябинской области, а 11 сентября того же г. назначен настоятелем церкви в городе Копейске Челябинской области. В 1947 г. епископом Челябинским Ювеналием он был переведен настоятелем Михаило-Архангельской церкви г. Магнитогорска Челябинской области, а с 13 января 1949 г. епископом Челябинским Алексием назначен благочинным 2-го округа Челябинской епархии. В 1952 г. последовало новое изменение – епископом Свердловским Товией отец Сергий Ашихмин был определен к Казанско-Богородицкой церкви г. Карталы Челябинской области. По данным, приведенным О. В. Никифоровой, известно, что протоиерей с 1956 по 1959 год находился за штатом по болезни, последним местом его служения был небольшой приход Свято-Никольской церкви г. Пласта Челябинской области [2, с. 59].

Таковы основные события плодотворной деятельности протоиерея Сергия Александровича Ашихмина, чье священническое служение в Челябинске пришлось на суровые годы Великой Отечественной войны. Отец Сергий Ашихмин являлся настоятелем Свято-Симеоновской церкви Челябинска около четырех лет. Его стараниями в то время, когда происходило оживление религиозной жизни в стране, и Церковь принимала активное участие в приближении Победы, община Свято-Симеоновского храма внесла свой вклад в помощь фронту, и в Челябинске имела свое развитие православная церковная жизнь.

  1. Чумаченко Т. А. Челябинская епархия во второй половине XX в. // Урал в контексте российской модернизации. Сборник статей. Челябинск: Каменный пояс, 2005.
  2. Никифорова О. В. История собора от создания до Великой Отечественной войны // Храм Святого Симеона. Челябинск: изд-во «Симеоновский вестник». 2008.
  3. Чумаченко Т. А. Ашихмин Сергей Александрович // Челябинск: Энцикл. Челябинск, 2001. С. 66.
  4. Ашихмин С., священник. За скорую победу над врагом (письмо из Челябинска) // Правда о религии в России. – Московская патриархия, 1942. С. 199–200.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Есикова Екатерина Михайловна – зав. отделом истории Челябинского областного краеведческого музея

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.