Цель дела: приобщение детей к творчеству Александра Сергеевича Пушкина, воспитание ценностного отношения к культурному достоянию своего народа.
Задачи:
- знакомство подростков с творчеством великого классика А.С. Пушкина;
- воспитание у подростков и воспитателей ценностного отношения к искусству;
- формирование чувства гордости за историю страны, за великих представителей;
- содействие желанию подростка творчески реализоваться.
Результат:
- подросток знает основную линию творчества А. С. Пушкина;
- подросток пробует себя в новой роли – ценителя искусства;
- подросток осознает, что страна, в которой он живёт, имеет великих представителей искусства;
- подростку интересна классическая музыка, поэзия, у него сформировалось желание пробовать себя в этой области.
В настоящее время проблема непринятия детьми литературных произведений прошлого является широко распространённой проблемой. Истоки её – в методике преподавания литературы в школе. Сегодня большинство школьников считает прочтение произведений литературы (Пушкина, в частности) неприятной, но необходимой частью школьного обучения. Они считают, что, прослушав школьный курс лекций по литературе, где произведения Александра Сергеевича Пушкина изучают не один раз, они знают обэтом авторе всё, и не хотят узнавать что-то новое. Именно поэтому празднование дня рождения А. С. Пушкина обычно находит отклик у достаточно небольшой группы подростков.
Одной из задач разработки было заинтересовать детей на дальнейшее знакомство, как с творчеством А. С. Пушкина, так и с культурой начала XIX века. Для этого была сделана попытка полного погружения в атмосферу салона того времени, в атмосферу достаточно интимную, доверительную, в противовес школьным аксиомам.
Подобное дело даёт возможность раскрыться самым различным талантам – певцам, музыкантам, исполнителям, чтецам.
С другой стороны, это возможность зрителя приобщиться к искусству в симбиозе нескольких его видов, так как благодаря творчеству А. С. Пушкина были созданы не только литературные, но и музыкальные, театральные произведения.
Отметим, что программа предполагает от детей не только пассивного созерцания выступлений, но и активного участия в конкурсах и дискуссиях. Предложенное дело даёт им возможность проявить свои таланты, а педагогам – заметить эти таланты для дальнейшей своей работы.
Предполагаемым результатом дела может быть, если не повторное обращение к творчеству А. С. Пушкина уже с новой точки зрения, то хотя бы изменение мнения о нём, появление интереса, осознание того, что не все ещё в этой личности, в этом времени было изучено. Кроме этого, предложенный вариант самореализации детей может подтолкнуть их на дальнейшее развитие своих, например, поэтических талантов.
Данная разработка может быть использована как для празднования Дня Пушкина, так и для проведения любого тематического праздника, посвящённого этому поэту и писателю. Однако предполагается достаточно небольшая аудитория – 30–40 детей старшего возраста. Проведение предложенного вечера не предполагает специальной подготовки участников, но гости вечера должны быть заранее предупреждены, что они попадут в другую эпоху и должны постараться внешним видом соответствовать тематике вечера.
Большой подготовки от организаторов требуют следующие моменты:
- представление идеи вечера, набор подростков и вожатых для подготовки дела;
- изучение творчества А. С. Пушкина творческой детско-вожатской группой;
- консультации со специалистами в области литературной грамотности и опыта организации подобных вечеров (Б. Ф. Ядревская);
- подбор содержания под идею вечера;
- распределение обязанностей (написание сценария, приглашение гостей и участников вечера);
- создание внешнего антуража, подготовка ведущих, работа с музыкой;
- репетиция.
План проведения дела:
- встреча гостей с Хозяином и Хозяйкой вечера;
- просмотр выставки рисунков подростков ко дню рождения А. С. Пушкина;
- рассадка непосредственно в салоне в обстановке музыки, свечей;
- программа салона, задаваемая ведущими (Хозяином и Хозяйкой);
- подведение совместно с гостями итогов вечера.
Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пушкинский салон»
Хозяин и Хозяйка встречают гостей и каждому входящему прикалывают веточку чебреца – неизменное составляющее чая, который так любил пить А. С. Пушкин. Затем помогают рассаживаться. В это время звучит флейта.
Хозяйка: Дамы и господа, мы рады видеть вас на нашем вечере.
Хозяин: Позвольте выразить нашу благодарность за то, что вы решили сегодня присоединиться к нам в нашем творческом салоне. Я вижу, у нас сегодня собралось столь благородное общество. Надеемся, каждый из вас найдёт на нашем вечере и отдых для души, и пищу для размышлений. Для этого мы пригласили множество молодых талантов.
Хозяйка: Разрешите же начать наш вечер. Позвольте нарушить тишину сегодняшних сумерек сладостными звуками поэзии и музыки. Пусть они сольются воедино и пусть музы одарят нас сегодня своим вниманием.
Художественный номер.
Хозяин: Сегодня перечитывал стихотворения А. С. Пушкина, мои любимые, из ранних. Какая в них сила! Сила молодости, буйство духа, как молодой сокол, взвившийся в небо для первой своей настоящей охоты.
Хозяйка: Дорогой мой, Вы говорите о молодости так, будто сами уже древний старец, умудрённый годами и болезнями, что отмечу, вам не к лицу. Сегодняшний вечер не подходит для таких размышлений. Пусть же песня унесёт прочь все грустные мысли.
Художественный номер.
Хозяин: Музыка – это поистине лучшее лекарство от тяжёлых дум. Но я начал говорить о А. С. Пушкине. Дорогая, помнишь эти строки:
Издревле сладостный союз
Поэтов меж собой связует:
Они жрецы единых муз;
Единый пламень их волнует.
Хозяйка: Конечно. Но знаешь, как бы ни был прекрасен союз поэтов, объединённых своим служением музам, тот, кто написал эти строки, да-да, я говорю о А. С. Пушкине, создал ещё более «прекрасный», «сладостный» союз. Он объединил всех нас. Объединил своим творчеством, своим светом, своим гением.
Художественный номер – стихотворение.
Хозяин: Ничто так не тревожит наше сердце так, как тихое журчание стихотворных строк. Ничто так не тревожит наш разум, как муки творчества. Ничто так не тревожит нашу душу, как внезапно нахлынувшее вдохновение, когда слова, рифмы и образы не дают нам вздохнуть.
Хозяйка: Я, кажется, догадываюсь, к чему ты ведёшь, дорогой. Каждый из собравшихся сегодня у нас, несомненно, и поэт, и музыкант. Потому что нет на свете людей, кто бы хоть раз в жизни не творил, кто бы не был знаком с музами. Поэтому мы хотим дать вам возможность попробовать себя в каждой из этих ролей.
Хозяйка: Оставим долгие прелюдии. Думаю, уже все поняли, что пришло время для любимой всеми нами игры. Мы говорим о Буриме. (Хозяйка разносит листочки с написанными рифмами и чистую бумагу с письменными принадлежностями). Прошу всех желающих поделиться с нами своими сочинениями.
Игра «Буриме».
Хозяин: Удивительно, насколько высокие ценители поэзии собрались сегодня у нас!
Хозяйка: Ничего удивительного. Других в нашем салоне быть и не может.
Хозяин: А вы слышали про нового поэта? Того самого, чей первый лирический сборник так нашумел в прошлом месяце в столицах?
Хозяйка: Слышали. И имели честь общаться лично. Милый молодой человек. Но у поэтов нелёгкая судьба. Их главный враг не критики и не издатели. Их главный враг – время. Сколько талантов осталось потеряно во времени, сколько имён забыто.
Хозяин: Но есть гении, неподвластные времени. Имена таких людей были известны не просто городам и странам, а поколениям, многим поколениям людей. Таким, я верю, будет имя
А. С. Пушкина. Если не он, то кто ещё сможет объединить русский народ сквозь время и пространство. Надеюсь, наши высокие гости простят мне сие вольнодумство, но кто, как не А. С. Пушкин, достоин рассказать потомкам о нашем времени.
Художественный номер – стихотворение А. С. Пушкина.
Хозяйка: Знаете, в такие вечера как этот, время как будто замирает и минуты растягиваются на столетия. Но хорошая хозяйка никогда не забывает, когда надо порадовать своих гостей. Ведь так важно перемежать духовную пищу с обычной, материальной. Прошу вас, пусть чай станет приятным дополнением к нашему творческому вечеру.
Хозяин: А я в свою очередь хочу предложить нашим оживившимся гостям столь любимое всеми развлечение. Дамы и господа, почему бы нам не сыграть в фанты?
Игра «Фанты».
Хозяин: Люблю эту забаву. Здесь только случай решает, что тебя ждёт в следующий момент. Почти как в жизни, так ведь? Хотя ведь кто-то может мне возразить, что случайностей не бывает, и одно событие влечёт за собой другое. Как звуки в мелодии – один звук словно перетекает, переходит в другой. И
нет конца этим музыкальным превращениям.
Художественный номер – игра на флейте.
Хозяйка: За окном ночь медленно вступает в свои владения. А где-то далеко за горизонтом день только начинается. И так день сменяет ночь в бесконечном танце жизни.
Хозяин: Череда чёрного и белого, горя и радости, зимы и лета.
Хозяйка: Череда чёрного и белого… Наша жизнь так похожа на клавиши рояля.
Художественный номер – фортепиано.
Хозяйка: Ты о чём-то задумался? Всё молчишь. Нехорошо оставлять гостей без внимания.
Хозяин: Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво.
Та мелодия всё ещё звучит во мне, словно запоздалое эхо рояля. Я слушаю, как её отголоски растворяются в вечере. Ведь ты знаешь, молчание так часто бывает дороже разговора.
С хорошим знакомым тебе всегда есть о чём поговорить, а с близким – о чём помолчать. Но ты права, нельзя оставлять наших гостей скучать, пока мы предаёмся размышлениям. Нужно успеть в полной мере насладиться вечером, музыкой и таким приятным обществом.
Художественный номер – романс.
Хозяйка: Знаешь, дорогой, ты сегодня очень часто вспоминаешь и цитируешь А. С. Пушкина.
Хозяин: Сегодня весь вечер пропитан его поэзией. Как и наше время. Вернее нет, не так. Он смог собрать в себя и отразить, как в зеркале, в своей поэзии нас – наш век, нашу родину и даже тебя и меня. Поэтому считаю нужным говорить о нём, цитировать его. Кто знает, может в будущем наш век свяжут именно с его именем.
Художественный номер.
Хозяин: Не утомили ли мы уже гостей?
Хозяйка: Можно ли устать от музыки и поэзии?! Ты, право, шутишь.
Хозяин: Шучу? Возможно. Но вечер медленно переходит в ночь, и наш творческий салон должен скоро закрыться.
Хозяйка: Пожалуй. Но так хочется остановить мгновение, когда вокруг тебя столько истинных ценителей искусства. А говорить об искусстве можно бесконечно и никогда так и не сказать всего, что хочет передать душа.
Хозяин: Думаю, наши гости тебя очень хорошо понимают. Но у любой мелодии есть окончание, а у стихотворения – конец. Есть он и у нашего вечера.
Хозяйка: Пусть ваша муза, дорогие мои гости, будет всегда к вам благосклонна и пусть даже, когда закончится этот тихий вечер, искусство, бессмертное, прекрасное искусство наполняет вашу жизнь теплотой и счастьем. Доброго вам вечера.
Дидактические материалы:
- гостевая книга;
- наборы карточек для «Буриме» с рифмами (например: сонет – поэт, вновь – любовь);
- оформление салона: столики, расставленные по комнате, по три–четыре стула около каждого стола, фортепиано со свечой на авансцене, свечи по всему салону, большой портрет А. С. Пушкина, приглушённый электрический свет, музыкальное сопровождение (классика).
Рекомендации по проведению дела:
Набор номеров и конкурсов может быть для каждого конкретного случая своим. Полностью отказываться от конкурсов не стоит – они позволяют активизировать внимание слушателей, наиболее полно включить их в вечер-игру.
Самым важным моментом в организации этого вечера является создание нужной атмосферы. На неё работает и подбор номеров, и оформление, но больше всего она зависит от хозяев (ведущих). Они должны суметь создать атмосферу доверия, творчества и заставить других участников забыть, что это лишь костюмированный вечер. Крайне нежелательно чтение
сценария с листа, так как сам сценарий построен по типу спонтанной беседы, что само по себе отвергает всякое наличие готового текста.Необходимы соответствующие костюмы для ведущих и их помощников.
Оформление места проведения вечера должно соответствовать общим представлениям о салоне начала XIX века, создавать атмосферу камерного, интимного вечера, в то же время всё должно быть изысканно и нарядно. Реквизит варьируется от особенностей представленных номеров. Но предпочтительнее наличие живой музыки (скрипка, флейта, фортепиано и др.).
Pingback: Национальные константы В русском фольклоре (опыт реконструкции на материале текстов устной народной прозы Урала)