Методическая разработка дела «Твори свой мир!»

Тема: Содействие поиску творческих форм личностного целеполагания.

Название: «Твори свой мир!». Форма проведения дела: мастер-класс.

Пояснительная записка

Ключевые понятия: 

Творческие технологии целеполагания – технологии целе­полагания, предполагающие использование приёмов культурной деятельности.

Комплексная технология целеполагания – технология целе­полагания, предполагающая использование совокупности разно­образных приёмов культурной деятельности.

Предполагаемые результаты:

  • подростки актуализируют для себя знания о сути феномена цели и целеполагания, включающего понятия свободы, ответственности, результата, ресурсов и этики;
  • подростки осваивают творческую технологию целеполагания;
  • участники дела формируют пространство для работы с целью;
  • оценка продуктивности творческой и комплексной технологий целеполагания.

Феномен цели – сущностное наполнение понятия цель, обретённое личностью. 

В контексте воспитания культурного гражданина России, значимым является формирование осознанного отношения к процессу социокультурного самоопределения. Ключевым параметром данного процесса является осознанность личностного целеполагания конкретным подростком, видящим собственную успешность составляющей успешности ближайшего социального окружения, региона, страны.

Целью предлагаемого дела является содействие принятию подростками разнообразия создания технологий эффективного процесса целеполагания.

 Задачи дела:

  1. ознакомить подростков с сущностным наполнением феномена цели и целеполагания;
  2. содействовать освоению комплексной технологии целеполагания;
  3. содействовать принятию подростками умений целеполагания;
  4. оценить эффективность творческой и комплексной технологий целеполагания.

Возрастной и количественный состав детей, на которых рассчитано дело, другие особенности группы.

Подростки 15–16 лет (учащиеся старших классов), занимающиеся в творческих студиях и кружках (музыкальные, танцевальные, театральные, литературные). Желательно пригласить по 7 подростков четырёх творческих направлений: танец, музыка, прикладное искусство, литература. Пригласить 10 зрителей.

Основная идея дела. Идеи целеполагания может предложить любая деятельность, при условии, что она реализуется в формате сознательного творчества.

Задачей педагога является содействие переходу подростка из состояния «осмысление освоенного опыта» в состояние «генерация новых идей». Это будет способствовать более продуктивной постановки цели. При этом важным является наличие направления развития, в котором выделяется критическая точка, которая может быть обусловлена расхождением желаемого и действительного (См. рис. 1).

При этом в точке кризиса (К) педагогическое воздействие должно быть ориентировано на поддержание мотивации деятельности. В этом случае, как пишет Е. М. Николаева: «Человек может встать перед выбором – либо действовать, опираясь на уже апробированные, традиционные модели поведения, либо сформировать новое решение» [8, с. 172–183]. Мы советуем предложить участникам дела освоить ключевые принципы формирования нового решения.

Цикл является замкнутым, начальный элемент цикла определяется педагогом ситуативно: это может быть цикл «от деятельности через опыт, его осмысление к новым идеям», либо «новые идеи, реализуемые в деятельности через опыт к осмыслению». В нашем случае, данный цикл является трёхуровневым: на первом уровне – создание личностно нового знания; на втором – практическое освоение нетрадиционных форм решения поставленной задачи; на третьем уровне – синтез форм для получения новых идей.

Любая деятельность по природе своей является творчеством, которое проявляется в процессе осуществления выборов (в первую очередь, способов деятельности). Цикличность процесса развития основывается на отсутствии противопоставления творчества запрограммированной деятельности. Данный процесс лежит в плоскости взаиморазвития и взаимовлияния, подчиняясь законам диалектики.

Важную роль в данном контексте играет не столько освоение субъектом элементов творчества, формирование личной базы запрограммированных решений и создание на этой основе уникального личного творческого стиля деятельности, сколько осознание личной ответственности за собственный выбор и его последствия.

Выскажем предположение, что свобода творчества определяется степенью принятой ответственности, и взаимосвязь эта прямая. Тогда становится возможным попытаться соотнести творческую деятельность и запрограммированные действия со степенью свободы / принятой ответственностью.

Вначале деятельность осуществляется творчески. В процессе освоения специфических приёмов и формирования навыков, объём творчества в деятельности сокращается, создавая базу традиционных действий. Данная область предполагает максимальное освоение социального опыта с выбором личностно приемлемых способов реализации деятельности.

Переход в этом случае возможен при условии формирования уникального индивидуального стиля деятельности, имеющего высокий уровень продуктивности: сокращение традиционной составляющей объясняется не исключением из практики апробированных навыков, а их ситуативно эффективным использованием в рамках творчества.

Педагогические возможности делапредполагают содействие этичному, эффективному и творческому отношению к собственному будущему всех участников с возможностью адаптации содержания под любую группу. Заявленное дело предполагает использование ресурсов межличностного взаимодействия как средства двуединого процесса социализации-индивидуализации личности в современном изменяющемся обществе.

Условия для проведения дела. На основании программы лагеря «Комсомольский», ориентированной на работу с личными целями и самоопределением «Стратегия моего “Я” или как стать “профи” в жизни» разработано открытое дело в контексте обобщения опыта вожатых разнообразными средствами и формами по сопровождению процесса целеполагания.

Перечень необходимого реквизита и оборудования (особые предметы, костюмы, канцелярские товары, спортивный инвентарь, магнитофон, видео- или диапроектор, фотоаппарат, компьютер и проч.)

  • Видеоаппаратура. Фотоаппаратура.
  • Аудиоаппаратура.
  • Мультимедийный проектор.
  • Канцелярские товары: 10 листов ватмана, скотч, клей, ножницы, краски гуашевые, фломастеры, линейки, карандаши, бумага цветная «Радуга».

Рекомендуемое помещение. Необходимо помещение с условным разделением рабочей зоны для работы нескольких микрогрупп, имеющее высокий эстетический уровень. Данным требованиям соответствует библиотека ВДЦ «Орлёнок».

План подготовки дела

Необходимая предварительная подготовка педагога.Анализ традиционных методик личностного целеполагания и разработка локальной социокультурной методики целеполагания в процессе деятельности отряда. Апробация, обсуждение с коллегами результатов внедрения и совместная выработка рекомендаций, корректировка и оценка эффективности разработанной методики.

Этапы работы с творческой группой по разработке идеи, распределению и выполнению поручений при подготовке дела:

  1. Формулировка проблемы развития подрастающего поколения – отсутствие умений и навыков личностного целеполагания;
  2. Проведение теоретического диспута «Цель – что это?»;
  3. Анализ традиционно используемых методик личностного целеполагания;
  4. Мастер-класс «Личностное целеполагание»;
  5. Оценка эффективности использования традиционных методик личностного целеполагания в условиях детского центра;
  6. Теоретическое обоснование социокультурной технологии личностного целеполагания;
  7. Проведение дискуссии «Цель оправдывает средства?»;
  8. Мозговой штурм «Приёмы поиска цели»;
  9. Апробация творческой технологии личностного целеполагания;
  10. Проведение терминологического диспута с финальной релаксацией;
  11. Оценка эффективности внедрения творческой технологии целеполагания;
  12. Ролевая игра «Влияние социального окружения на личностное целеполагание»;
  13. Обсуждение с коллегами результатов внедрения и совместная выработка рекомендаций по оптимизации методики;
  14. Корректировка и оценка эффективности разработанной методики;
  15. Теоретическое обоснование ассоциативной технологии личностного целеполагания;
  16. Апробация ассоциативной технологии личностного целеполагания;
  17. Оценка эффективности внедрения ассоциативной технологии целеполагания;
  18. Обсуждение с коллегами результатов внедрения и совместная выработка рекомендаций по оптимизации технологии;
  19. Корректировка и оценка эффективности разработанной технологии;
  20. Проведение открытого дела;
  21. Обсуждение с коллегами результатов проведения открытого дела и совместная выработка рекомендаций по оптимизации технологии;
  22. Индивидуальные и групповые консультации с методистами, специалистами, старшими педагогами, психологами;
  23. Рефлексивные занятия по обмену опытом;
  24. Администрирование проекта.

1 этап. Советы о том, как лучше организовать подготовительный период. Прежде, чем начать работу по подготовки дела лагеря, следует тщательно подходить к формированию творческой группы вожатых, отбирая педагогов с учётом личного профессионального интереса, результативности работы с подростками. Таким образом, в творческую группу войдут педагоги – авторы лучших отрядных дел, члены педагогической лаборатории, старшие воспитатели и психологи лагеря.

Подготовительный период целесообразно проводить в рамках командной работы. Идеально, если к разработке творческой и комплексной технологий привлекается большое количество педагогов. Рациональным будет все идеи по технологиям целеполагания апробировать на вожатском коллективе, возможно в рамках методического объединения (малой педагогической лаборатории, клуба развития «Профессионал»). В рамках подготовительного этапа – целесообразно провести данную технологию на группах подростков разных категорий и выявить наиболее подходящий возраст и особенности участников для работы в данном деле.

План проведения дела

Смысловая последовательность этапов дела – от настраивающего момента до подведения итогов и анализа.

Таблица 1

Этапы Содержание этапа дела Время
1 этап Теоретический, обучающий. Лекция без лекции: «Что такое цель?»

Обсуждение высказываний великих людей о цели

8 мин.
2 этап Практика без подготовки. Обучение технологиям социо-культурного целеполагания, работа на площадках:

1)    Со-переживай (литературная площадка в формате дискуссии на тему цели героев одного романа)

2)    Со-действуй (упражнения на танцевальные импровизации на тему цели и желания)

3)    Со-твори (создание визуальных образов на тему «Я в будущем»)

4)    Со-чувствуй (подбор мелодий соответствующей индивидуальной цели из сборника орлятских песен)

15 мин.
3 этап Интегрированная работа групп по созданию общего видения сущности феномена цели 3 мин.
Представление технологии ассоциативного целеполагания – интегрирование всех четырех групп 10 мин.
4 этап Аналитический, подведение итогов работы дела, оценка эффективности 5 мин.
Итого 41 мин.

 Сценарий дела (подробный план-конспект проведения занятия)

В процессе реализации дела предполагается использовать импровизационные формы деятельности, сотворчества подростков и взрослых.

Место проведения: Центральный холл библиотеки.

Форма реализации этапа: свободно модерируемая ведущим дискуссия по принципу «свободного микрофона».

Ход дела

Подростки размещаются в зрительном зале. Играет музыка. На медиа-проекторе отражено приветствие участникам мастер-класса «Твори свой мир!». Появляется ведущий.

Ведущий (В): Добрый день, друзья! Мы приветствуем вас в храме светлой мысли в нашей орлятской «Аптеке для души». Сегодня мы пригласили вас, чтобы вместе найти свой мир, поделиться им друг с другом и раскрасить его.

Строительство нашего мира начнётся с небольшого разговора с великими людьми. На нашем экране идей будут появляться мысли, высказанные гениями разных времён, которые касаются, как нам кажется, самого главного для человека в восприятии мира.

Предлагаем вам вдуматься в эти идеи и ответить на вопрос – согласны ли вы с великими, в чём они были не совсем точны. Нам интересно каждое мнение, потому что оно – уникально. И только так мы сможем все вместе понять сегодняшнюю истину.

(На экране появляются цитаты великих людей о понимании феномена цели).

Истинным призванием каждого может быть только одно – найти самого себя.

Герман Гессе

Высказывания участников дела

В.: Послушаем мнение эксперта.

В.: Резюме обсуждения: в ходе обсуждения мы приходим к пониманию, что цель предполагает наличие личности; личность создаёт цель.

Свобода – это ответственность. Вот почему все её так боятся.

Бернард Шоу

Высказывания участников дела

В.: Послушаем мнение эксперта.

(Выступление эксперта – не более 30 секунд).

В.: Резюме обсуждения: мы осознаем, что личность стремится к свободе, принимая её как ответственность перед собой и обществом. И именно в этих личных рамках она является свободной, желающей и способной творить.

Определиться серьёзно – это значит наметить свой жизненный путь, выработать свой характер, свои убеждения, найти своё призвание.

М. И. Калинин

Высказывания участников дела

В.: Послушаем мнение эксперта.

(Выступление эксперта – не более 30 секунд).

В.:Поставить цель и достичь её очень важно для личности, создающей свой мир, своё окружение. Только так каждый может улучшить мир вокруг себя. И это нам по силам!

Достигать цели за счёт чужих страданий – всё равно, что мстить самому себе.

Ольга Анина

Высказывания участников дела

В.: Послушаем мнение эксперта.

(Выступление эксперта – не более 30 секунд).

В.: Процесс достижения цели является очень сложным с нравственных позиций. Любая цель должна быть гуманной, позволяющей и окружающим достигать своих гуманных целей. И общество тогда станет лучше.

Великие умы ставят перед собой цели; остальные люди следуют своим желаниям.

Уошингтон (Вашингтон) Ирвинг

В.: Послушаем мнение эксперта.

(Выступление эксперта – не более 30 секунд).

В.: Хочется, чтобы твой мир был ярким, интересным, живым и развивающимся. А для этого, оказывается, надо ставить большие, но достижимые цели, цели, которые тебе по плечу.

Ты, друг, должен знать, что твоя цель – эта цель свободы, ответственности, достижимости, этичности. Обществу нужен тот результат, к которому ты придёшь (людям надо). Ты ставишь реалистичные цели – ты их достигнешь (ты можешь). Они твои, ты творишь своё желание – и получаешь свой мир, который тебе нравится (ты хочешь). В согласии с миром, с собой и своими желаниями ты «Твори свой мир!».

В.:Мы это поняли! Теперь, может, стоит попробовать творить свой мир? Здесь и сейчас? Но он же у всех разный. Поэтому наша «Аптека для души» нам и здесь сможет помочь. Она открыла для нас двери своей души. Мы можем сделать свой выбор прямо сейчас. Помните, что главное – ваш интерес!

Выходят педагоги-ведущие площадок с табличками – названиями рабочих площадок (Со-Твори (декорации); Со-Переживай (литература); Со-Действуй (танец); Со-Чувствуй (музыка)) и приглашают участников.

2 этап. Практика без подготовки. На данном этапе происходит работа по подгруппам (по тематическим площадкам). 

Площадка «Со-Твори (декорации)»Подросткам предоставляется набор канцелярских и прикладных материалов для художественного воплощения своих ассоциаций с собственным пониманием цели.

Ведущий площадки: Приветствую вас в зале «Аптеки для души» под названием «Со-Твори». Здесь вы все вместе можете попробовать сотворить наглядный творческий образ, воплощающий в себе основные ассоциации, возникающие у вас, когда вы слышите слово «цель». Было бы здорово, если бы вы создали настоящее полотно цели. Мы верим, что каждый из вас – художник и творец. Поэтому такая уникальная команда уникальных творцов наверняка создаст что-то особенное. У вас есть возможность использовать все средства художественного творчества. Удачи!

Подростки, используя предложенные оформительские средства, создают образ цели на стене из ватманов.

Ведущий площадки подводит резюмирующие итоги работы на площадке.

Площадка «Со-Переживай (литература)». Подросткам предоставляется возможность выбрать литературного героя из конкретного художественного произведения, предлагая проанализировать его цели и личные качества, способствующие их достижению. Даётся возможность провести анализ «плюсов» и «минусов» личности литературного персонажа, которые способствуют / препятствуют достижению героем личной цели.

Ведущий площадки: Здравствуйте, любители книги! Наша площадка – для вас. Не случайно здесь, в храме чтения, мы собрались с вами, чтобы говорить о лучшем, что может дать нам книга. Книга – это всегда водопад идей, река мыслей, океан смыслов. И то, что станет для вас дорогим – зависит только от вас. Слушайте себя. Сопереживайте героям. Учитесь у них. Творите себя!

Мы предлагаем каждому из вас определить для себя героя, который вызывает максимальную симпатию, и понять, каковы его цели. Почему они вызывают у вас интерес, заставляют сопереживать?

В результате мы сможем «собрать» по крупицам наиболее ценное из созданного гением автора смысла бытия и, поняв и проанализировав это, стать богаче ещё на одну… или больше идей. Удачи!

В результате работы площадки, подростки находят подтверждения в художественном произведении ценностного отношения к окружающему миру в целях выбранных героев.

Ведущий площадки подводит резюмирующие итоги работы на площадке.

Площадка «Со-Действуй (танец)». Подросткам предлагается средствами мимики, жестов, движений и всех возможностей своего тела создать гармоничный образ своей цели.

Правила взаимодействия подростков и взрослых на площадке предполагают полное отсутствие вербалики. Все мысли и обращения передаются друг другу средствами движений.

В результате мы предполагаем получить свободную, творчески-свободную композицию, которая должна зрителем «читаться» как мыслеобраз цели. Каждый ребёнок движениями демонстрирует своё представление об ассоциациях, возникающих в процессе целеполагания, не ограничиваясь в пространстве и движении.

Ведущий площадки подводит резюмирующие итоги работы на площадке.

Площадка «Со-Чувствуй (музыка)». Подросткам предоставляется возможность на основании любимых орлятских песен выделить те, которые, по их мнению, являются наиболее соответствующими феномену цели и целеполагания.

Ведущий площадки: Добрый день, наши чуткие к музыке друзья! Мы приветствуем вас на площадке открытого дела «Со-чувствуй», на которой мы будем слушать любимые орлятские песни и сделаем безусловно успешную попытку найти в них то, что может вызвать у нас ассоциации с понятием «цель», интересен путь достижения человеком цели.

Мы предлагаем вам использовать для поиска самой целевой песни сборник орлятских песен и предложить свои варианты самой-самой целеустремлённой из них. Если мы сможем прийти к единодушному решению по поводу лучшей из целеустремлённых песен, мы будем считать, что задача нашей площадки решена. Напомню, что основными критериями цели на нашей площадке являются: свобода, ответственность, результат, мои возможности, уважение к людям. Итак, начнём!

В результате площадка предполагает получить музыкальное сопровождение творческой технологии, которая будет являться интегрированным компонентом комплексной технологии целеполагания.

Ведущий площадки: подводит резюмирующие итоги работы на площадке.

Работа со зрителями

Проводится игра «Крокодил» по теме цель, целеполагание. В течение 2-х минут подростки-зрители пишут собственный список ассоциаций на тему «Цель, целеполагание». После чего ведущий предлагает им поиграть в любимую всеми игру «Крокодил». В процессе игры выбирается один «голящий» (ведущий ребёнок), который без слов (мимикой, жестами, движениями) показывает остальным зрителям то, что написано на листке другого.

Лучшие игроки поощряются.

Данное действие даёт возможность оценить качественный уровень принятия информации зрителями о целях и целеполагании.

3 этап. Экзамен без зубрёжки. На данном этапе происходит совместная работа подгрупп (участников тематических площадок). 

В.: Пришло время посмотреть на результат нашей работы. Каждая из площадок работала самостоятельно, независимо друг от друга, используя только один приём творческого целеполагания. А теперь мы предлагаем соединить в общее объёмное видение результата нашей работы. Естественно, то, что у нас получится, не может являться простым объединением идей о цели. Мы с вами, друзья, идём по пути Со-единения усилий разных площадок: Со-Твори (зрительный образ); Со-Переживай (словесный образ); Со-Действуй (двигательный образ); Со-Чувствуй (звуковой образ).

Хочу уточнить, что из образа может возникнуть и цель, и мечта. Их отличие только в том, была ли получена и обработана соответствующая информация ранее. Если была, то из информации формируется образ, создающий цель. Если нет – то из образа возникает лишь мечта, которая вряд ли будет реализована далее. Так и останется мечтой.

Мы хотим творить свой мир!

Дорогие участники дела! Вам предоставляется возможность подарить друг другу свои идеи цели в различных формах. Предоставляем вам полную свободу, занимайте всё пространство и заполните его своими целями. На организацию взаимодействия вам даётся 2 минуты.

(Музыкально-декоративно-литературно-танцевальное представление цели участниками дела).

В.: Это было незабываемое зрелище! Спасибо, дорогие друзья! Примите нашу благодарность за ваш бесценный дар – новый родник в море понимания феномена цели!

(«Радуга мысли» – цитаты великих людей о цели, выполненные на ярких листах бумаги).

Описание способов оценки результативности дела

Качественной оценкой продуктивности дела мы видим принятие участниками осознанного отношения к тому, что ассоциации, касающиеся личных целей можно найти в любой деятельности: музыке, танцах, песнях, прикладном творчестве, в литературе на основании чуткого отношения к собственным мыслям, желаниям, идеям. Тогда окружающий мир сможет стать неисчерпаемым источником саморазвития, всё более наполняющимся по мере его использования.

В этой связи, мы видим наиболее адекватным инструментом количественного измерения продуктивности проведённого дела – использование авторской методики выявления ситуативной продуктивности педагогической деятельности. Основой для определения продуктивности, как нам представляется, следует считать комплексный показатель субъективной ситуативной эффективности, рассчитываемый по формуле:

где Сэ – субъективная ситуативная продуктивность педагогической деятельности;

Вт – вложенный труд, понимаемый как «психологический феномен, суть которого в высокой степени значимости для человека результатов его деятельности» (Балановская Л. А. Креалогия: энцикл. словарь. Балашов, 2004. 260 с. С. 36). Определяется субъективно по вербально-числовой шкале:

3–высокая степень значимости; 2 – средняя степень значимости; 1 – низкая степень значимости;

Iу – индекс субъективной удовлетворённости, определяемый по шкале: 0 – отсутствует удовлетворение; 1 – наличие удовлетворения; 2 – высокая степень удовлетворения;

n – количество опрошенных участников дела.

При этом максимальный показатель может достигать 6 баллов, что характеризует высший уровень субъективной ситуативной эффективности педагогической деятельности, минимальный показатель – 0. На основе простейших расчётов, может быть сформирована следующая шкала оценки продуктивности педагогической деятельности:

  • в интервале от 0 до 2 – низкий уровень продуктивности;
  • в интервале от 3 до 4 – средний уровень продуктивности;
  • в интервале от 5 до 6 – высокий уровень продуктивности.

Сильной стороной данной методики является то, что она применима для количественной оценки продуктивности конкретного мероприятия относительно всех групп участников дела.

Подведение итогов

Подведение итогов предполагает количественную оценку продуктивности открытого дела всех групп участников мероприятия. Проводится экспресс-тестирование участников, пока ведущий подводит итоги мероприятия, группа аналитиков обрабатывает результаты экспресс-тестирования.

В.: Друзья, сегодняшним нашим делом мы доказали, что цель можно найти везде. И, более того, мы поняли, что её нужно искать. Цель может нести только позитивный, созидательный, творческий заряд. Цель – это свобода, позволяющая реализовать безграничные и уникальные возможности каждой личности. Личности, которая может внести своё светлое тепло в границы собственного мира. А это значит, что каждый из нас может улучшать мир вокруг себя, становиться его творцом.

Как важно, поднимая паруса,

Нам понимать, зачем выходим в море.

Необходимо знать, что есть мечта,

Стремление, превращающее вволю.

Тогда фортуна пригласит на вальс

И буйным вихрем закружит по жизни,

И бесшабашный, неприступный шанс

Сломает шапку перед нашей силой.

Бокал удачи осушим до дна…

Ведь цель имеем в радости и горе.

Но прежде чем поднимем паруса,

Нам надо знать, зачем выходим в море.

Двигаться к цели – это всегда означает приближение к желаемому. Вот и сейчас мы, наверное, стали чуть-чуть эффективнее. Как вы думаете, так ли это?

В.: Мы получили обработанные результаты нашего сегодняшнего дела. И мы готовы поделиться с вами этой информацией.

Дидактические материалы

  1. Анкеты-оценки ситуативной субъективной продуктивности дела.
  2. Книжный фонд библиотеки.
  3. Цитатный серпантин (цитаты великих людей о целях, выполненные в различном цвете и формате).
  4. Оформление помещения – цитаты известных людей о цели, выполненные на плакатах и в мультимедийном формате.
  5. Использование фрагментов учебных слайдов: «Интервью с Богом», «Счастье», «Проект 2020».
  6. Сборники орлятских песен.

Рекомендации по проведению дела

Любое взаимодействие предполагает взаиморазвитие всех сторон взаимодействующих личностей. Мы убеждены, что и во взаимодействии педагогов с подростками в интенсивных творческих формах стороной, получающей импульс развития, является не только подросток, но и педагог.

Поэтому в качестве рекомендаций мы предлагаем задействовать максимально возможное количество элементов рефлексии по проведённому мероприятию. При этом субъектами рефлексии могут быть все участники творческого дела.

Максимальную сложность в реализации дела вызывает необходимость построить взаимодействие с подростком на принципах равного и свободного взаимодействия.

1. Рекомендации для подготовки к делу педагогов:

  • проведение теоретического диспута «Цель – что это?»;
  • проведение терминологического диспута с финальной релаксацией;
  • проведение дискуссии «Цель оправдывает средства?»;
  • мозговой штурм «Приёмы поиска цели»;
  • ролевая игра «Влияние социального окружения на личностное целеполагание»;
  • индивидуальные и групповые консультации с методистами, специалистами, старшими педагогами, психологами;
  • мастер-класс «Личностное целеполагание»;
  • рефлексивные занятия по обмену опытом;
  • принятие установки на свободу творчества подростков.

2. Рекомендации по сопровождению личностного целеполагания подростков:

  • закрепление полученного опыта путём самостоятельного проведения в отрядах своего лагеря дел, связанных с творческими приёмами целеполагания;
  • создание условий для рефлексии полученного опыта целеполагания подростками в отрядах, лагерях;
  • формирование позитивного отношения к цели и целеполаганию;
  • предложение ассоциативного рефлексивного опроса подростков-участников дела;
  • написание микро-эссе по цитате «Радуги мыслей» – мыслей великих людей о цели.

Разработка допускает создание данного дела с привлечением в формате мозгового штурма подростков с последующим выходом подростков в качестве организаторов мастер-класса (в том числе – и проводимого для педагогов).

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.