Методическая разработка деловой игры «Заседание молодёжного правительства» в рамках всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России»

Пояснительная записка

Цель игры: повысить правовую культуру старших подростков, содействовать формированию грамотного, сознательного гражданина демократического общества.

Задачи дела:

  1. способствовать включению участников в коллективную, творческую, общественно-полезную деятельность, предоставляя возможность свободы выбора;
  2. создать условия для удовлетворения собственных интересов и потребностей, проявление и развитие организаторских, коммуникативных и интеллектуальных способностей каждого подростка;
  3. развивать гражданскую инициативу старших подростков к проблемам страны посредством вовлечения их в процесс формирования расходов государственного бюджета;
  4. закрепить с детьми важность рационального распределения средств в государственном бюджете как главном организационном документе в стране.

 Предполагаемые результаты дела:

  • подростки примут участие в коллективно-творческой, общественно-полезной деятельности;
  • дети поймут процедуру формирования государственного бюджета страны;
  • подростки продемонстрируют свою эрудицию, коммуникативные и организаторские способности;
  • ознакомятся с условиями и особенностями проведения деловой игры.

Дело направленно на работу с представителями команд (по одному представителю из 44 команд 35 регионов страны) по социальному проектированию в рамках всероссийского форума «Я – гражданин России». Главное требование к отбору участников это желание поучаствовать в заседании молодёжного правительства, возможность принять участие в процессах управления государством.

Возрастной ценз не строг, дело рассчитано на старших подростков (14–15 лет), но в планировании бюджета могут принять участие и младшие дети (12–13 лет). Условие включения ребёнка в дело – желание участвовать в Заседании правительства, проявить свою активную гражданскую позицию в рамках форума «Я – гражданин России», подростки, выразившие активное желание принять участие в данном деле, делегаты от команд по социальному проектированию, Совет стратегов (командиров) лагеря как выборный орган детского лагеря. Количество участников 35–45 человек (возможно и другое количество детей (от 20 до 60), но для сопровождения большего количества потребуется больше взрослых консультантов, при количестве участников меньше 35 теряется эффект работы в микрогруппах).

Деловая игра «Заседание молодёжного правительства» может рассматриваться как обучающее занятие в начале смены для детских органов самоуправления, удовлетворяющее задачи знакомства, воспитания, развития инициативности и лидерства у подростков; может поспособствовать организации работы совета стратегов (командиров) в умении вести деловое общение, сотрудничать и спорить, аргументировать своё мнение и принимать коллективные решения.

В качестве основной идеи дела определено развитие гражданской инициативы подростков посредством организации планирования государственного бюджета страны.

Дополнительными педагогическими возможностями дела можно считать:

  • возможность подробного анализа описываемой ситуации;
  • получение навыков аргументации, отстаивания своего мнения перед оппонентом;
  • освоение методов парирования, т. е. оперативного мышления, что называется на ходу, мгновенно отвечая на вопросы, например, участников заседания;
  • развитие или совершенствование своих ораторских способностей;
  • получение навыков демонстрации (несмотря на конфликтность интересов) к противной стороне уважительного, корректного отношения.

Для обеспечения дела, необходимо привлекать посторонних экспертов в конкретных отраслях жизни государства. Этими людьми могут быть любые взрослые люди, педагоги, студенты, обучающиеся на конкретных специальностях. Необходимы эксперты в сфере экономики, юриспруденции, государственного управления, педагогики, молодёжной политики, экологии и др. Ведущий данной игры должен быть подготовлен к проведению деловой игры в форме круглого стола (должны быть соблюдены обязательные требования: внешний вид, стиль речи, умение аргументировать и доказывать определённые точки зрения, использование специальных официальных оборотов в речи и т.п.).

В качестве основных условий проведения дела следует отдельная подготовка детей, экспертов, ведущего, помещения и дополнительного сопровождения (видео- и фотосъёмки, работа пресс-группы).

Дело может хорошо пройти в контексте какой-либо специализированной смены патриотической направленности («Я – гражданин России», «Саммит большой Восьмёрки», «Слёт юных патриотов страны», «Ассамблея детства» и др.), работающей на государственном уровне на площадках всероссийских детских центров.

На смене любой другой направленности реализация дела возможна, но это потребует более тщательной подготовки детей, их настроя и формирования изначально позитивного отношения к делу.

  • Оборудование и реквизиты. Аппаратура: медиапроектор, микрофоны, видеокамера, фотоаппараты. Каждому участнику подготовить бекграунд – папку с основными документами:
  • повестка заседания (Приложение 1);
  • правила деловой игры (Приложение 2);
  • схема правительства (Приложение 3);
  • таблицы по заполнению бюджета;
  • канцелярия (черновики и ручки; 15 наборов для каждого министерства: пачка фломастеров, клей, скотч, журналы различной тематики, ножницы).

Помещение. Необходимо подобрать помещение с круглым столом вместимостью до 50 человек с возможностью использовать медиапроектор и другую аппаратуру.

План подготовки дела

Подготовка детей состоит из 2 организационных сборов.

1 сбор: знакомство, ввод в идею игры, ознакомление с основными документами для работы с бюджетом, формирование рабочего правительства из числа участников, определение их ролей в игре и выдача домашнего задания. Домашнее задание: найти информацию о бюджете страны (основные статьи расходов, процесс разработки и принятия бюджета страны, структура правительства РФ), собрать картинки и рисунки для создания аппликации на презентации проекта расходов бюджетных средств по направлениям своего министерства.

2 сбор: проверка домашнего задания, обсуждение правил игры (Приложение 2), выбор председателя правительства (конкурс на понимание работы с бюджетом, форма – викторина проработка с каждой группой (министерством) понимания основных статей расходов бюджета, договор о времени и месте сбора, внешнем виде участников.

Подготовка экспертов. Поиск экспертов среди педагогического коллектива лагеря, гостей и специалистов смены, центра. Организационный сбор. Задачи сбора: прояснить роль экспертов, познакомить с правилами игры, выдать документы.

Подготовка ведущего. Составить сценарный план, прояснить содержательное наполнение всех документов на понимание, установление правил игры, организация индивидуальной репетиции.

При подготовке дела целесообразно уделить вниманию распределению детей по министерствам согласно их желаниям и комфортности работы в одной группе. Для этого следует ознакомить подростков со сферами ответственности всех министерств.

План проведения дела. Общее время: 1 час 43 мин.

  1. Организационный этап (5 мин.). Встретить и разместить детей за круглым столом, выдать всем бейджи, дать возможность ознакомиться с содержанием бекграунда, приготовиться, осмотреться.
  2. Водный этап (3 мин.). Слово ведущего: представление ведущим всех министерств и министров, экспертов, пресс-групп и их ролей; оговариваются правила игры.
  3. Основной этап – игра.

Председатель правительства приветствует всех, зачитывает повестку дня (голосование), делает вступительный доклад о бюджете конкретного года, фиксирует внимание на основных статьях расхода. Объявляет о работе министерств (5 мин.).

Работа министерств (микрогруппы по 3–4 человека). Планирование бюджетных средств для нужд министерств в процентном соотношении к общему бюджету, в сравнении с показателями бюджета прошлых лет. Консультации с экспертами (10 мин.). Подготовка проекта основных статей расходов, создание аппликативных проектов (на листе ватмана) (5 мин.). Итого 15 мин.

Презентация проектов. Министр защищает проект, указывает обязательно процентную долю в бюджете расходов на его министерство, и аргументирует основные статьи расходов. (2 мин. на защиту и 1 мин. на вопросы). Итого 45 мин.

Принятие решения по проекту, выступление министра финансов с предложениями и коррективами. Вопросы к министру (5 мин.).

Итоговое слово председателя. Зачитывается весь проект бюджета с исправлениями и изменениями. Голосование (3 мин.).

Выступление экспертов и гостей, вопросы от пресс-группы (7 мин.).

  1. Слово ведущего. Анализ проведённого дела, его значения для общего процесса и индивидуально для каждого участника (10 мин.).

Сценарий дела

На экране монитора «Заседание молодёжного правительства РФ».

Звучит торжественная музыка, участники проходят в зал к своим местам.

Ведущий: Добрый день, уважаемые члены правительства Российской Федерации. Занимайте, пожалуйста, места за указанными столами в соответствии с вашим министерством. Наших гостей-экспертов и представителей СМИ просьба также занять свои места и изучить документы. До начала работы, убедительная просьба ознакомиться с содержимым бекграундов, уточнить, что вам не понятно.

Участники знакомятся с документами.

Ведущий: Уважаемые участники игры, прежде, чем начнётся само заседание, давайте познакомимся с самим кабинетом министров. (Представление всех министров, начиная с председателя).

Представление экспертов, журналистов.

Обсуждение правил поведения игры, объяснение как работают санкции.

Ведущий объявляет о начале игры и предоставляет слово председателю правительства.

Председатель правительства приветствует всех, зачитывает повестку дня (голосование), делает вступительный доклад о бюджете конкретного года, фиксирует внимание на основных статьях расхода. Объявляет о работе министерств (5 мин.).

Председатель правительства (Пр.Пр.): Объявляем время для внесения коррективов и предложений по изменению бюджетного плана на предстоящий год, с учётом кризисных особенностей года в ситуации с экономией государственных доходов. Вы можете воспользоваться консультациями наших экспертов: юристов, экономистов, финансистов и др. Напоминаю, что свои предложения вы должны вынести в наглядном варианте, используя для этого все приёмы создания иллюстративного стенда направлений расходов в соответствии с деятельностью вашего министерства. Все статьи расходов следует выдвигать в процентном соотношении от общего объёма государственного бюджета. На работу отводится 10 минут.

Работа министерств (микрогрупп по 3–4 человека). Планирование бюджетных средств для нужд министерств в процентном соотношение к общему бюджету, в сравнении с показателями бюджета прошлых лет. Консультации с экспертами. 10 мин.

Ведущий: Просим вас начать готовить свои презентационные плакаты. Используйте для этого все имеющиеся заготовки, канцелярские принадлежности, иллюстрации. На эту работу отводится 5 минут.

Подготовка проекта основных статей расходов, создание аппликативных проектов (на листе ватмана). 5 мин. Итого 15 мин.

Пр. Пр.: Уважаемые коллеги, предлагаем закончить обсуждение и приступить к презентации ваших проектов и предложений.

Ведущий: Напоминаем, что каждому министерству предоставляется по 2 минуты для презентации своих предложений, а аудитории дозволено задавать по 2 вопроса защищающимся.

Идёт защита проектов.

Каждый министр защищает проект, обязательно указывает процентную долю в бюджете расходов на его министерство и аргументирует основные статьи расходов. 2 мин. на защиту и
1 мин.– ответы на вопросы аудитории. Все коррективы и предложения фиксирует министерство финансов, подготавливая финальный вариант проекта бюджета. Итого 45 мин.

Пр. Пр.: Спасибо всем за работу, просим сейчас министерство финансов подготовить финальный проект бюджета на 2009 год. Объявляется 10-минутный перерыв.

Ведущий: Во время перерыва у журналистов есть возможность пообщаться с министрами, задать интересующие вопросы.

Перерыв 10 минут.

Пр. Пр.: Предоставим слово министру финансов, с итоговыми предложениями по проекту бюджета на 2010 год. Время на выступление – пять минут.

Выступление министра финансов перед молодёжным правительством. На мониторе появляются финальные исправления распределения статей расходов.

Пр. Пр.: Вопросы министру финансов.

Вопросы к министру. 5 мин.

Пр. Пр. Время на вопросы закончилось, теперь следует решить, принимаем ли мы этот проект бюджета или отправляем на доработку.

Голосование.

Пр. Пр.: Подводя итоги, коллеги, хотелось бы поздравить вас с принятием проекта бюджета на надвигающийся год (если не нашли согласование в понимании бюджета, и за него не проголосовали, тогда всех благодарят за работу и заканчивают с обязательным указанием даты следующего заседания правительства).

Пр. Пр.: Наше заседание закончилось, если есть ещё какие-либо мнения, можете их высказать прямо сейчас. Слово предоставляется нашим экспертам.

Эксперты по очереди говорят, высказываются все желающие участники.

Выступление экспертов и гостей, вопросы от пресс-группы. 7 мин.

Ведущий: Анализ проведённого дела, его значения для общего процесса и индивидуально для каждого участника (10 мин.).

Форма анализа дела.

Субъективная ситуативная продуктивность дела для каждого участника определяется отношением вложенного труда к полученному удовлетворению от процесса собственной деятельности в данном деле. Каждый участник отмечает в общем бланке галочкой степень удовлетворённости делом и качественно характеризует свой вложенный труд. По результатам обобщения и анализа итогов обработки полученных первичных данных методики, мы сможем определить отношение подростка к делу.

Дидактический материал. Одним из важных аспектов работы является умение работать с раздаточным материалом. В данном деле таковыми документами являются: повестка заседания, схема правительства, правила игры, схема бюджета 2009 года, бланк для заполнения проекта бюджета 2010 года, таблица анализа дела.

Сопровождение на медиаппаратуре следующей информации:

Слайд 1. Официальный слайд «Заседание молодёжного правительства»;

Слайд 2. Схема правительства;

Слайд 3. Схема бюджета 2009 года;

Слайд 4. Схема бюджета 2010 года (заполняется во время дела).

Рекомендации по проведению подобного дела

Наиболее проблемными зонами этого дела является его длительность, поскольку дети около полутора часа сидят за столами. Для поддержания их активности и бодрости следует обеспечить в помещение доступ свежего воздуха, яркого света. При проведении дела следует менять виды деятельности, насколько это возможно (так например, в момент подготовки аппликации-проекта, можно организовать работу детей вокруг столов стоя, несколько столов можно сделать с ограниченным количеством канцелярских товаров, чтобы дети двигались в поисках материалов).

Для того чтобы дети до конца играли свои роли, следует этому делу придать больше значимости. Например, расклеить плакаты с надписями «Скоро заседание молодёжного правительства», «Только для совета командиров», чтобы сформировать ситуацию недостатка информации у подростков.

Во время первых организационных сборов следует создать атмосферу торжественности, поздравить на первых выборах победителей на должности министров.

Постараться привлечь к делу компетентных и профессиональных специалистов, количество которых повысит качество дела.

Выпустить по итогу игры стенгазету, статью в периодическую газету, радиопередачу или провести акцию для при­лечения внимания общественности.

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.