Наиболее глубокий, системный из всех, переживаемых современным российским обществом кризисов, поразивший духовную сферу. Суть последнего не во временных - экономических или политических неурядицах, а в гораздо более сложных эксцессах - в переживании огромным числом людей феномена утраты смысла своего земного существования, ценностей, которые на протяжении многих лет почти автоматически переходили от одного поколения к другому.
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Основной задачей образования в современном обществе является воспитание патриотов, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов при сохранении светского характера образования, о чем свидетельствует «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков).
Обратившись к истории Государства Российского, к своим истокам, увидим, что идеалом нашей Родины всегда были святость, духовность и любовь к Родине. Образовавшийся духовный вакуум заставляет школу искать эффективные пути совершенствования образовательного процесса.
Четвертый год в нашей школе реализуется программа духовно-нравственного и патриотического воспитания «Колокола Святой Руси». Цель данной работы заключается в формировании у школьников ценностных духовно-нравственных ориентаций, основанных на богатейшем культурно-историческом наследии нашей страны, опорой и основой которых традиционно являлось Православие. Мы стремимся, чтобы каждый ребенок воспринимал себя как будущего гражданина России, достойного продолжателя и хранителя ее культурных традиций. Руководит данной работой педагог-организатор по духовно-нравственной культуре, руководитель комиссии по катехизации и образованию Троицко-Пластовского благочиния Челябинской Епархии - Чернова Роза Галеевна.
В школе сложилась система работы, включающая следующие направления:
«Живая связь времен»;
«В начале было Слово...»;
«Корни русской культуры»; •S «Праздники Святой Руси».
Мероприятия знакомят детей с родным городом (история, памятники архитектуры, природно-географические особенности, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края), с историей Российского государства, государственной символикой, жизнью русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской. Большое воспитательное значение имеют уроки истории: «Крещение Руси», «Святой благоверный князь Александр Невский», « Александр Васильевич Суворов».
Направление «В начале было Слово.» способствует воспитанию у школьников любви и уважения к великому русскому языку, основы которого коренятся в церковнославянском, данным самим Богом, языке. Эффективными формами реализации данного направления является не только интегрированные с основами Православной культурой уроки, но и литературно-музыкальные гостиные, классные часы. Так начинается процесс приобщения детей к культурному наследию предков в доступной для них форме: погружению их не только в мир сказок, легенд и преданий, но и в особо духовную атмосферу древнерусской и русской классической литературы. Знания данного цикла на основе литературных произведений (сказки, рассказы, стихотворения) учат детей различать добро и зло, дают представления о нравственной свободе человека, помогают увидеть красоту нравственных поступков.
« Корни русской культуры» - третье направление.
Экскурсии по историческим местам, паломнические поездки знакомят ребят с архитектурными памятниками, с историей отчего края. С большим интересом учащиеся посещают выставки местных художников, встречаются с поэтами, писателями, посещают фотовыставки, проводят литературные вечера.
«Праздники Святой Руси» - четвертое направление. Занятия данного цикла знакомят детей с историей Православных праздников, традициями отечественной культуры. Ярко, эмоционально проходят общешкольные праздники: «Рождество Христово», «Благовещение», «Пасха», «Введение во Храм Пресвятой Богородицы», «Покров Пресвятой Богородицы» и другие. Подготовка и проведение этих праздников является также ценнейшей и незаменимой формой коллективной творческой деятельности.
В рамках реализации школьной системы духовно-нравственного воспитания и к юбилею А. В. Суворова нами был разработан и проведен тематический блок учебно-воспитательных мероприятий по теме «Жить -Богу и Родине служить», А. В. Суворов и его «Наука побеждать». Этому предшествовала большая предварительная подготовка. Вся работа проходила под девизом «Жить - Богу и Родине служить» и была разделена на этапы. Названием каждому этапу служили афоризмы полководца.
Так первый этап был назван - « Всякое дело начинается с благословения Божьего». А. В. Суворов молитве уделял особое внимание. Ребята посетили храм, где для них был отслужен молебен, побеседовали со священником. Особенно запомнилась всем экскурсия на колокольню.
Второй этап «Храни в памяти имена великих мужей и подражай им» оказался самым насыщенным и глубоким. Изучение биографии, подвигов, поступков, жизненных ценностей полководца - такова цель уроков по русскому языку, литературе, истории и даже математики! Итогом этой работы стал выпуск брошюры, в которую включены сценарии уроков.
«Будь терпелив в трудах военных, не унывай от неудач». В содержание этого этапа входят интеллектуальная и спортивная игры, объединенные общим названием - «Суворовские игры».
Благодаря целенаправленной работе в 2 раза сократилось количество детей состоящих на педучете и учете в ПДН. В 2006 г. на учете состояло 7 учащихся школы, а в 2010 г. - 2 человека. Педагогические наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу. Данные анализа состояния воспитательной работы в школе за три года в динамике показали следующее:
- увеличился показатель уровня развития духовно-нравственных качеств с 40,3 % до 79,5 %;
- повысился уровень воспитанности учащихся на 13 %;
- повысилась активность учащихся в конкурсах, соревнованиях различного уровня с 29,3 до 100 %;
- снизился процент учащихся, состоящих на учете, имеющих вредные привычки;
- увеличился охват учащихся дополнительным образованием на 50,1 % Для диагностики уровня воспитанности использовалась методика диагностических программ, разработанных Н. П. Капустиным, М. И. Шиловой и др.
Анализ материалов, полученных в ходе проведения исследования, позволил провести сравнительный анализ данных уровня воспитанности школьников. Он свидетельствует о том, что количество детей с высоким и средним уровнем возросло, а с низким - уменьшилось. Так, в конце исследования количество школьников с высоким уровнем возросло от 15,9 % до 35,2 %, а с низким уменьшилось от 34,7 % до 21,3 %.
Возросла творческая активность педагогов, изучение, обобщение и распространение опыта работы. Педагоги школы обобщили и представили свой опыт на Всероссийском уровне:
- конкурсе методических материалов «Растим патриотов России» (2008 г.);
- конкурсе «За нравственный подвиг учителя» (2010 г.).
Работа по духовно-нравственному воспитанию позволила повысить общекультурную, образовательную, коммуникативную компетентность учащихся, формировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, формировать активную жизненную позицию, способствовала привитию учащимся основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.
- Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Нач. школа. - 2005. - № 11. - С. 68-71/
- Архангельский, Н. В. Нравственное воспитание [Текст] / Н. В. Архангельский. - М.: Просвещение, 1979. - 534с.
- Безрукова, В. С . Директору об исследовательской деятельности школы [Текст] / В. С. Безрукова. - М., 2002. - 159 с.
- Бако, Э. К. Структурная перестройка системы управления образованием: новые принципы и подходы [Текст] / Э. К. Бако // Школьные технологии. - 1999. -№ 3. - С. 56.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк,
- A. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. - М.: Просвещении, 2009. - 100 с. - (Стандарты второго поколения).
- Жарковская, Т. Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях [Текст] / Т. Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - С. 9-12.
- Поташник, М. М. Управление развитием школы [Текст] / М. М. Поташник,
- B. С. Лазарев. - М.: Новая шк., 1995. - 462 с.
- Спиркин, А. Г. Философия [Текст] / А. Г Спиркин. - 2-е изд. - М.: Гардари-ки, 2006. - 736 с.
- Справочник администрации школы по организации учебно-воспитательного процесса (ч. 1). [Текст] - М.: Пед. поиск, 2000. - 144 с.
- Шитякова, Н. П. Практикум по диагностике нравственной воспитанности дошкольников и школьников [Текст] / Н. П. Шитякова, И. В. Гильгенберг. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2001. - 79 с.
- Шитякова, Н. П. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников: метод. рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений [ Текст] / Н. П. Шитякова, Т. Г. Феоктистова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2002. - 74 с.
Источник: Духовно-нравственная культура России: православное наследие: материалы Всерос. науч.-практ. конф. IX Славян. науч. собор «Урал. Православие. Культура» / сост. И. Н. Морозова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2011. — 331 с.: ил. ISBN 978-5-94839-299-8
Авторы: Фрей Ольга Владимировна, директор МОУ «Основная общеобразовательная школа № 45»