На протяжении истории человеческого общества в мире существовало и существует множество разнообразных культур. Развитие и функционирование культуры представляет собой особый способ жизнедеятельности этноса, а, следовательно, каждая культура выражает специфику уклада жизни ее создателя, его поведения, особый способ мировосприятия.
Культура - это термин, обозначающий совокупность материальных и духовных достижений, имеющий свою специфическую, сложную структуру, элементы которой взаимодействуют по определенным законам. Значение, придаваемое изучению духовной культуры, не нуждается в особом обосновании, так как ее атрибуты свидетельствуют о степени сохранности этнической идентичности, о специфических чертах культуры этноса.
Танцевальное искусство как часть духовной культуры занимает важное место в жизни этноса и является источником для изучения и исследования. Танец откликался на все события практической и духовной жизни человека, охватывая все стороны его существования, и поэтому является, как всякое искусство, способом познания жизни человека и этноса в целом, его отношения к окружающей действительности.
Выдающийся танцор М. Эсамбаев имевший в своем репертуаре танцы разных народов мира отмечал: «Для меня узнать народ - значит узнать его танец, рожденный выдумкой, изобретательностью, воображением, разумом народа. Танцы, которые издревле живут в народе, - подлинная энциклопедия жизни. В каком бы далеком краю вы ни оказались, взглянув на танцы народа, вы живо почувствуете склад обитателей этой страны, существо их национального характера».
Народный танец - это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий национальными особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, музыкально-ритмической и метрической структуре, манере его исполнения. Разностороннее изучение народного танца необходимо по многим причинам. Во-первых, изучение танца, который сопровождает обряды, дает возможность судить о социальных отношениях, эстетическом уровне этноса; во-вторых, в танцевальном искусстве отражаются различные стороны воззрений; в-третьих, костюмы, предметы, используемые в танце музыкальные инструменты служат источником для изучения материальной и духовной культуры; в-четвертых, народное танцевальное искусство помогает лучше понять этнические процессы, связи с соседними народами и т. д. Таким образом, можно констатировать: изучение стратиграфии танцевального языка этноса - это ценный источник для историков и этнографов, искусствоведов и хореографов, так как в культуре каждой, даже самой малочисленной народности, в большей или меньшей степени присутствует танцевальное искусство.
Танец являлся спутником человеческого общества на протяжении многовекового его развития, представляясь древнейшей формой социальных отношений. С помощью танца из поколения в поколение передавались определенные знания, опыт, приобретались трудовые и воинские навыки, совершенствовалось и закалялось тело, с помощью танца лечили и отдыхали.
Изучение процесса трансформации танцевального искусства тувинцев представляет определенный интерес, так как он является частью исторического прошлого и настоящего тувинского народа. Танцевальная культура тувинцев неразрывно связана с жизнью народа, изменениями условий труда и быта, развитием национальных традиций. Содержание танцев, тувинский народ черпал из жизни, в них отражал эстетическое восприятие окружающей среды, трудовые процессы, характеры людей. Тувинцы отбирали из национальных игр, обрядов и трудовых процессов конкретные темы, удобные для воплощения в танце.
В старой, дореволюционной Туве не было танца. Были очень широко распространены песенные мелодии, по четкости ритмики они вполне могли быть танцевальными, но, видимо, сами условия жизни в юртах, чумах, в вечной тесноте - к танцам не располагали. Некоторые элементы хореографического искусства были в различных обрядах - камлании шаманов или монастырском богослужении «Цам». Как и шаманские пляски, он вел свое начало от древних обрядовых танцев. Когда на тувинской земле буддийские ламы стали основывать свои монастыри, они стали одновременно устраивать массовые религиозные празднества под названием «Цам». Люди в устрашающих масках импровизировали действо, похожее на танец.
Танцы «ДПк салыр» (сбивание шерсти), «ДПк ээрер» (прядение шерсти) носили массовый характер и сопровождался веселым пением девушек и парней. Сюжеты танцев связаны с трудовыми процессами.
Отражение в танцах нашли и спортивные состязания, так как они носили зрелищный характер; спортивные игры, например «Ча адыкчылары» (лучники), «ХПреш» (борьба), «Тевек» (почекушки), «Аът мунукчузу» (наездник), «Аът чарыжы» (скачки). «Танец орла» с древности стал традиционным в борьбе «ХПреш», это танец полной силы, восторга и радости, исполняемый победителем.
Великая Отечественная война Советского Союза с Германией стала важным этапом в истории культуры и искусства. Именно в эти годы закладываются основы для развития основных видов профессионального тувинского искусства - театра, хореографии, оркестрового исполнительства, а также литературы и изобразительных жанров, прежде в Туве неизвестных.
Существенный сдвиг в культурной жизни Тувы произошел в первой половине 1940-х годов с приездом в Туву по приглашению правительства Тувинской народной республики ряда специалистов из СССР. Это были Л. И. Израйлевич - композитор и дирижер духового оркестра, Р. Г. Миронович - флейтист и преподаватель музыкально-теоретических дисициплин, С. И. Булатов - дирижер хора, А. Н. Аксенов - композитор и преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, пианистка Ю. Р. Рейшис, А. В. Шатин - балетмейстер.
Началом профессионального развития тувинского танца считается 1943 г. Александр Васильевич Шатин вошел в историю как основоположник тувинской национальной хореографии. Задача перед молодым, но уже известным в СССР хореографом, балетмейстером Большого театра, стояла сложная: не просто организовать в тувинском театре профессиональную балетную труппу, а с нуля создать тувинскую хореографию. До этого хореографии в Туве не было. А. В. Шатин объездил практически всю Туву на лошадях, оленях, верблюдах. Он искал талантливую молодежь. Желающих учиться танцу нашлось немало. Как выявить хореографические данные фигур и музыкальность, - это оказалось сложной задачей. Девочки отказывались показать себя в особой для танца одежде, так как такие костюмы для них считались предосудительными. Надо было преодолевать вековые предрассудки человеческой психологии, обычаев и традиций. Но здесь союзником организатора балетной труппы было ярко выраженное стремление молодежи к творчеству, к искусству. Его интересовало все - танец орла, который исполняли борцы перед состязаниями, шаманское камлание, движения тувинских женщин в их хлопотах по хозяйству. Именно так в многочисленных наблюдениях, беседах и встречах рождались движения танцев «Юность», «Декей-оо». А. В. Шатин блестяще справился с поставленной задачей - за два с половиной года, которые он провел в республике, создал и поставил несколько танцев, которые стали началом тувинской хореографии. Побывав весной 1943 года в Эрзинском и Тес-Хемском районах, изучив там танцы тувинских девушек, он приступил к созданию на их основе собственных композиций, первой из которых стал «Танец с флейтой» (лимби), исполненный Галиной Севильбаа (Бады-Сагаан), а второй - знаменитая «Звенящая нежность» (ээлдек шыПгырааш).
В своих воспоминаниях А. В. Шатин писал: «Когда я работал над этим танцем, постоянно обогащался народными тувинскими традициями и обычаями. Колокольчики звенят в руках девочек - это я ходил к ламам и увидел у них звонкий шан (медные тарелки, использующиеся при совершении буддийских религиозных обрядов) и попросил кузнеца сделать такие же, только маленькие, для пальцев. Эти тарелочки поют разными нотами: до-ре-ми-фа-соль-ля-си. Отсюда родилась идея о семи девочках: они должны играть по нотам, а солистка Н. Ажикмаа, прекрасно исполняющая свою партию выразительно и артистично ведет свою роль. Каждое движение рук девочек взято из жизни: когда их руки закрывают лицо - значит, девушка стесняется» [3, 29] Этот танец, ставший впоследствии классикой тувинской хореографии, был поставлен на музыку композитора и исследо-вателтя тувинской музыки А. Н. Аксенова, а первыми исполнителями были Галина Севильбаа (Бады-Сагаан), Клавдия Веденеева, Аля Сельянова, Лариса Соловьева, Екатерина Харлыг, Фаина Дубовская и Наталья Ажикмаа.
Созданный А. В. Шатиным коллектив объездил с гастролями всю Туву. Их главной концертной площадкой были чабанские стойбища, первыми зрителями - простые араты, транспортом - лошади и грузовики. В 1945 г. состоялся первый выпуск. Все выпускники остались работать артистами в театре. В 1945 г. Шатин вернулся в Москву, а дело продолжил его ученик Николай Кысыгбай. Он был ассистентом Шатина, а также переводчиком.
В 1946 г. приехал И. А. Каренин. Он продолжил занятия с артистами балетной труппы. Пополнил репертуар театра постановками: «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» Бородина, «Вальпургиева ночь» Гуно, «Цыганская рапсодия» Листа.
Когда в октябре 1944 года Тува вошла в состав СССР, то уезжало постоянное правительство и вместе с ними приглашенные специалисты.
А в 1949 г. балета в театре не стало. Первый состав тувинской балетной труппы: Екатерина Кыдай, Галина Севильбаа, Екатерина Харлыг, Сай-Хоо Монгуш, Фаина Дубровская, Клава Веденеева, Лариса Соловьева, Лиля Севастьянова, Наталья Ажикмаа, Николай Кысыгбай, Доруг-оол, Дадароол, Октябрь, Сарыг-оол, Макар, Бадарчы, Кан-оол, и другие.
Сай-Хоо Даржааевна Монгуш - одна из одаренных и талантливых учениц А. В. Шатина, в 1974 г. выпустила книгу «Тувинские танцы», где описала 4 танца. Один из них знаменитая «Звенящая нежность» в постановке А. В. Шатина, «Ручеек», «Скачки», «Тетерева». Танец «Ручеек» в ее постановке до сих пор исполняется профессиональными и любительскими коллективами. Также она остается первой тувинской выпускницей ГИТИСа. С. Д. Монгуш можно назвать «счастливой звездой Тувы», после окончания курсов в тувинской балетной студии, она была участницей VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов Москве в 1957 г. Затем поступила в ГИТИС, училась у самого А. В. Шатина. Автору статьи посчастливилось быть у нее дома, общаться с ней и узнать от нее неизвестные страницы истории становления тувинского балета.
В апреле 1969 г. при Тувинской государственной филармонии на базе самодеятельного художественного коллектива «Чечек» (цветок) Кызылского училища искусств создается государственный ансамбль песни и танца «Чечек». В штате ансамбля 16 артистов хора и 17 артистов балета. Первые выпускники Фрунзенского (ныне Бишкекского) хореографического училища Галина Чооду, Евгения Салчак, Галина Кажин-оол пополнили ряды артистов балета. С июля 1971 г. ансамбль официально называется - Тувинский государственный ансамбль песни и танца «Саяны».
Евгения Минчиновна Салчак остается в истории хореографического искусства Тувы как автор и основоположник учебной дисциплины «Тувинский танец». После артистической карьеры длительное время преподавала в Кызылском училище искусств. Она преподавала автору статьи классический и тувинские танцы. Ее труд оценен правительственными наградами: лауреат государственной премии Тувинской АССР, Заслуженная артистка Тувинской АССР, Заслуженная артистка РСФСР. Около 25 лет была бессменной солисткой танца «Звенящая нежность».
В 1975 г. ряды артистов балета пополняет выпускница Бурятского хореографического училища Надежда Федоровна Даржаа. Сегодня она Заслуженная артистка Республики Тыва, Заслуженная артистка России, директор ансамбля «Саяны».
Солистками танца «Звенящая нежность» были Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, Сайхоо Даржааевна Монгуш, Евгения Минчиновна Салчак, Надежда Федоровна Даржаа, Саглаана Даваакай, Чечена Сувакпит.
Видное место в развитии хореографического искусства Тувы занимает Вячеслав Октябрьович Донгак. В 1974 г. он окончил Бурятское хореографическое училище, работал артистом ансамбля. «Саяны». После окончания в 1983 г. ГИТИСа, становится главным балетмейстером тувинского музыкально-драматического театра им. В. КПк-оола. В 1987 году организует балетную труппу при театре. В ее состав вошли выпускники Бурятского хореографического училища Экер Сарыглар, Жанна Ходжер и приглашенные артисты из других городов России. Самым ярким классическим балетным номером был «Тувинский вальс». Балетная труппа просуществовала недолго.
Вячеслав Донгак является по сегодняшний день современным флагманом тувинской национальной хореографии. Он автор многочисленных хореографических произведений. В своих постановках балетмейстер отражает и показывает историю тувинского народа, игровые моменты в танцах, трудовые и бытовые процессы.
С появлением в республике различных профессиональных коллективов: государственного ансамбля песни и танца «Саяны», мюзик-холла «Ураанхай», детского ансамбля «Эдегей», тувинский танец получил жанровое разнообразие. Современный тувинский танец имеет примеры стилизации народной хореографии, а также классические интерпретации. На сегодняшний день в республике специалистов хореографов готовит Кызылское училище искусств.
Исследователи народного творчества подчеркивают, что тувинский танцевальный фольклор всегда таил в себе огромные богатства, которые способствовали дальнейшему обогащению тувинских сценических танцев. Формировалась танцевальная культура тувинского народа, оттачивалась, усложнялась, совершенствовалась и передавалась из поколения в поколение лексика, композиционные рисунки, сюжеты и образы.
В 2004 г. в Туве году отмечали 60-летие «Звенящей нежности», приехали из Москвы первая солистка Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева, дочери А. В. Шатина Евгения Венгеровская-Шатина и Елена Шатина. Правительственными наградами Республики Тыва были отмечены и первые исполнительницы танца, для которых А. В. Шатин был и остался самым первым и самым любимым учителем: Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева - медалью Республики Тыва «За доблестный труд», Фаина Дубовская и Галина Севильбаа (Бады-Сагаан) - званием «Заслуженный работник Республики Тыва». А имя А. В. Шатина внесено в «Золотую книгу» людей республики. Следует подчеркнуть, что в развитии профессиональной танцевальной культуры Тувы принимали и принимают участие представители различных национальностей.
В данное время в республике нет специалистов, которые занимаются систематизацией и архивацией тувинского хореографического искусства. Поставлены уникальные номера, которые можно записать и выпустить как книгу тувинских танцев, которая в свое время выпустила С. Д. Монгуш. Необходима разработка учебной дисциплины «Тувинский танец». Надеюсь, что найдутся единомышленники которые будут заниматься сохранением и развитием тувинского хореографического искусства, будут корректно использовать новые достижения хореографии и относиться к тувинскому танцевальному искусству как важному элементу художественной культуры тувинского народа и общечеловеческой культуры в целом.
- История Тувы. Том II. [Текст] / под общ. ред. чл.-корр. РАН В. А. Ламина /Новосибирск: Наука, 2007. - 428 с.
- Монгуш, С. Д. Тувинские танцы [Текст] / С. Д. Монгуш. - Кызыл. Тувинское книжное издательство, 1974. - 65 с.
- Школа тувинского танца Анатолия Шатина. [Текст] / сост. Н. Б. Чаш. Музей Нади Рушевой, Тувинское книжное издательство, 2004 - 63 с.
- http://www.centerasia.ru/index.xml.
- http://museum.tuva.ru/news/vistavki.
Источник: Пятые Лазаревские чтения: «Лики традиционной культуры»: материалы междунар. науч. конф. Челябинск, 25–26 февр. 2011 г.: в 2 ч. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств; ред. проф. Н. Г. Апухтина. –Челябинск, 2011. – Ч. II. – 350 с.
Автор: В. К. Биче-оол
В первом параграфе «Народные игры в контексте традиционной праздничной тувинской культуры» рассматривается история народных игр, а также определяется их значение в развитии культуры тувинского народа. При исследовании материала особое внимание обращено на процесс зарождения игр и их эволюцию. При этом было показано, что содержание игр меняется в зависимости от исторических, социально-экономических и географических условий жизни тувинского этноса.