Отечественные мастера-изготовители православных колоколов: первые исторические свидетельства

Литература по данному вопросу для изучающих историю россий­ской рекламы крайне скудна. Знаки на изделиях как простейшие знаковые формы рекламы описываются в ней крайне ограничено. Так как знаки изготовителей на изделиях появились еще в античную эпоху, то авторы и ог­раничиваются этим или средневековым период развития знаковой симво­лики. Иногда рассматривают знаки и клейма на скоте американских фер­меров [1], но российская практика даже не упоминается.

Однако российские мастера в течение столетий ставили на своих из­делиях имена, подтверждая тем самым качество работы. Особенно в этом отношении интересны надписи мастеров на православных колоколах, Выяснить время появлении на колоколах имен мастеров важно для уточнения сроков появления первых знаков, как простейших форм знаковой рекламы. Определение наиболее ранних дат на православных колоколах позволит раскрыть еще одну грань в истории возникновения российской рекламы.

Литейное производство орудий и колоколов как сложнейшее производство в России возникло в XV веке, И практически с первых колоколов на них появились надписи. Изучением надписей на колоколах в России, как отмечает А. Ф. Бондаренко [2], стали интересоваться в XIX в. Так в 1871 г. статья Срезневского на тайнописи на колоколах Саввино-Сторожевского монастыря [3], а в 1884 г. протоиерей А. А. Израилев в своей работе «Ростовские колокола и звоны», вышедшей в 51-м выпуске

Памятников древней письменности рассматривал надписи на колоколах [4]. В 1887 г. в сборнике подготовительных материалов для 7-го археоло­гического съезда были опубликованы две статьи о колокольной эпиграфи­ке [5]. В 1896 г, А. Л. Мартынов опубликовал, надписи на московских ко­локолах [6]. Около 40 текстов, списанных с псковских колоколов, помес­тил в «Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей» в 1898 г. И. И. Василев [7]. В журналах Тверской ученой архивной комиссии с 1900 по 1902 г. было опубликовано семь докладов о надписях на колоколах, на­ходившихся в Тверской губернии [8]. Благодаря труду первых исследова­телей колокольной эпиграфики, сегодня можно уточнить вопросы принад­лежности колоколов конкретным мастерам, особенно это важно тогда, ко­гда колокола погибли. А в безбожное большевистское время погибло ог­ромное количество колоколов.

Первый колокол отлитый в России относится ко времени постройки в 20- е гг. XV в. (1422-1426) белокаменного храма во имя Святой Троицы в Троице-Сергиевом монастыре. Это был колокол названный Никоновским или Чудотворцев так потому, что был отлит при игумене Никоне - ученике преподобного Сергия. Колокол невелик, весит не более 30 пудов, имеет довольно непривычную для нас форму: его высота с короной превышает нижний диаметр. Текст надписи, исполненной на Никоновском колоколе, повествует, что он был отлит в обитель преподобного Сергия в лето 1420 -за два года до канонизации Сергия Радонежского. На колоколе 1420 г. упомянуты имена Митрополита Фотия и великого князя Василия Дмит­риевича. По главе колокола в два ряда расположена вкладная надпись, но имя мастера отсутствует [9].

Другой колокол, отлитый к конце XV в., связан с именем италь янского архитектора Аристотеля Фиораванти, который прибыл в Моск­ву в 1475 г. Это колокол 1488 г. был отлит для Пафнутьево-Боровского монастыря. И. В. Коновалова считает, что именно Аристотель Фиоро-ванти со своими помощниками обучили московских мастеровых слож­ному литейному производству. Вероятно, под влиянием именно италь­янских мастеров на этом колоколе появилось имя мастера: «Федько-пушечник» [10].

Надписи на колоколах вместе с растительными орнаментами и дру­гими изображениями составляли декоративное убранство колокола. Если на первых колоколах надписи были краткими, то позднее на колоколах появились пространные надписи содержавшие тексты молитвы, имена вкладчика и его семьи, цитаты богослужебных текстов, исторические све­дения, указывающие повод вклада. Колокола зачастую уподоблялись по­минальным записям о здравии живущего вкладчика или об упокоении родных или близких вкладчику людей [Там же].

Надписи на колоколах располагались с различными элементами ук­рашения. Это, во-первых, горизонтальные валики, пояски, бороздки; во-вторых, орнаментальные фризы из растительных или геометрических эле­ментов; в-третьих, объемные рельефные изображения иконы Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных [Там же].

Текст надписи, чаще всего, располагался в несколько строк между горизонтальными поясками и фризами, выполненный строгим уставным письмом объемными буквами.

В XVI в. при царе Иване Васильевиче было построено 60 церквей и 40 монастырей. Возрастало и значение колоколов в жизни государства. Если в начале XVI в. самым тяжелым московским благовестником был колокол Василия III в 450 пудов, то в конце столетия уже 2400 пудов. В дальнейшем вес колоколов продолжал увеличиваться, пока процесс не увенчался отлив­кой в 1735 г. Царь-колокола весом свыше 12000 пудов [Там же].

Ко времени правления царя Бориса Федоровича Годунова, концу XVI в. относится первый зафиксированный случай украшения колокола растительным орнаментом, а с середины XVII в. на больших колоколах появляется орнаментальный фриз из так называемых арабесок.

Одним из первых тестов на русских колоколах является текст на Никоновском колоколе Троице-Сергиевой Лавры 1422 г. Особой разно­видностью надписи на колоколе является вкладная надпись, которая обычно повествует о времени отливки колокола, его заказчике, мастере и вкладчиках.

Но далеко не все колокола древности имели имя мастера, так в 1594 г. были отлиты два колокола для Троице-Сергиева монастыря в над­писях которых отсутствовали имена мастеров. Эти надписи известны по публикации иеромонаха Арсения и архимандритом Леонидом: «Божиею милостию Великий Государь Царь и Великий Князь... всеа Русии Самодержец... [имя сбито] сей колокол слили в дом пресвятыя и живоначаль-ные Троицы великому чудотворцу Сергею, в 3-е лето государьства его... Весом 1080 пуд». На другом колоколе: «Лета [7]102 [1594] при державе благовернаго Великаго Государя царя и Великаго князя Феодора Ивановича всеа Руси Самодержца, и при его благоверной Царице и Великой княгине Ирине, и при их Богом дарованной дщери царевне Феодосие, сей колокол в дом Святые и Живоначальные Троицы и преподобнаго и богоноснаго Отца нашего великаго чудотворца Серьгия, велел слить слуга и конюшей боярин Борис Федорович Годунов с своею женою Мариек и с сыном своим Феодо-ром. А весу в сем колоколе 625пуд» [11].

Заметным явлением проявления качества продукции и соответст­вующим нанесением знака мастера являются колокола, на которых имя мастера занимает достойное место наряду с правителем того времени.

Наиболее известным колокольным мастером в России в. XVI - нача­ле XVII в. был Андрей Чохов. Об его авторстве свидетельствуют надписи на отлитым им пушках и колоколах. В 1621 г. Андрей Чохов с помощни­ками отлил с помощниками колокол «Глухой». Колокол имел солидные размеры его диаметр составлял 1390 мм. По нижнему краю, была выполнена литая надпись: «Божиею милостию и повелением государя царя и ве­ликого князя... отца его святейшего патриарха Филарета Никитича Мос­ковского лета 7129 сделал Ондрей Чохов да Игнатей Максимов».

Андрей Чохов отлил и огромный колокол в 2000 пудов весом «Реут». В документах об этом событии было сказано: «...повелением царя и в. к. Михаила Федоровича слит сей колокол... лета 7130 (1622г.), делал колокол пушечный мастер Ондрей Чохов, весу в нем не назначено, а по примечанию имеет 2000 пудов, а пожаловал государь их - Дружине да Васплью в При­каз, а Тараса Григорьева с товарищи за то, что они с мастером с Ондре-ем старый большой колокол перелили». За эту работу Андрей Чохов был награжден царем следующим образом: «Того ж дни по государеву указу дано государева жалованья пушечному мастеру Ондрею Чохову... А пожа­ловал государь его за службу, что он перелил старый большой Реут коло­кол... 4 аршина сукна лундышу, маковый цвет, цена полтора рубли аршин, да 10 аршин камки куфтерю червчатого, цена по рублю аршин, да 40 ку­ниц, цена 12рублев» [12].

На колоколе была сделана надпись: «Божиею милостью повелением великого государя царя и великого князя Михаила Федоровича, всея России само­держца... слит сей колокол к соборной церкви Успения пречистыя богородицы и великих чудотворцев Петра, Ионы, лета 7130. Делал колокол пушечный мастер Ондрей Чохов... ». Диаметр колокола 2840 мм, вес около 32 т.

Андрей Чохов имел много учеников, некоторые из них впоследствии сами стали известными пушечными и колокольными литцами: Проня Федо­ров, Кондратий Михайлов, Григорий Наумов, Алексей Никифоров и др. [13].

Как предполагают Ю. Москвичева и О. Азарова, Кирилл Самойлов «колокольный и пушечный литец» известный мастер, работавший на Пушеч­ном дворе в 1620-1630 гг., был также учеником Андрея Чохова. Известна его ранняя работа - колокол для Симонова монастыря, на котором имеется про­странная надпись с указанием имени мастера. И хотя колокол был уничтожен, но сохранилось его описание и текст на колоколе: «Божиею милостию пове­лением благоверного и христолюбивого государя царя и великого князя Ми­хаила Феодоровича скипетр держащего Московского государства и всея России и по благословению отца его великого государя святейшего Филарета патриарха Московского и всея России перелит сей колокол в некончаемый дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго ея Успения в Симонов мо­настырь, при архимандрите Левкии, еже о Христе с братиею, просящих бу­дущих благ и жизни вечныя в селах горняго Иерусалима лета 7129 (1621) ию­ня в 20 день мастер Кирило Самойлов» [14].

Известен и другой колокол который отлил Кирилл Самойлов в 1629 г. на котором надпись гласила: «Божиею милостию повелением бла­говерного христолюбивого великого государя царя и великого князя Михаи­ла Феодоровича всея Русии и по благословению отца его государя велико­го.. .святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Русии слил сий колокол в Новодевич монастырь к соборной церкви Пресвятыя бцы Смоленской лета ЗРЛЗ (7137, т. е. 1629) декабря в к (20) день мастер КирилаСамойлов» [Там же].

Интересны и другие колокола Кирилла Самойлова, на которых вы­полнены интересные надписи. Так на колоколе отлитом в 1634 г. для Чудова монастыря: «Божиею милостию, повелением государя царя и вели-каго князя Михаила Феодоровича всея России самодержца слит сей колокол в лето 7142 (1634), в 22 лето государства его и при его царице и великой княгине Евдокии Лукиановне и при благородных чадех, царевиче князе Алексее Михайловиче, царевиче князе Иване Михайловиче и царевне и великой княжне Ирине Михайловне и царевне и великой княжне Анне Михайловне и при их богомольце святейшем Иоасафе патриархе Мос­ковском и всея России, в первое лето патриаршества его, и дал государь сей колокол во град Ростов в соборную церковь Пречистыя Богородицы и Присно-девы Марии честнаго Ея успения и святых чудотворцев Рос­товских, Леонтия, Исакия, Игнатия, по отце своем государеве блажен-ныя памяти великом государе святейшем Филарете Никитиче патриар­хе Московском и всея России в вечную память, при митрополите Вар-лааме Ростовском и Ярославском. Мастер Кирило Сомов» [Там же]. Как считают Ю. Москвичева и О. Азарова, так как надпись на колоколе про­читывалась с трудом и поэтому фамилия мастера могла по ошибке про­чтена неправильно.

Надписи на колоколах составлял и ученик Кирилла Самойлова Да­нила Матвеев, который работал на Пушечном дворе с 1622 по 1651 г. Он имел много учеников. Самый известный из них его сын Емельян Данилов. В 1652 г. Емельян Данилов перелил «Воскресный» колокол, на котором было написано: «Божиею милостию, повелением великого государя царя и великого князяАлексея Михйловича всея России самодержца и при его го­сударевых сестрахъ, и при благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и при благоверной царевне и великой княжне Татиане Михай­ловне и при его государевой дщери при благоверной царевне и великой княжне Евдокие Алексеевне и при их богомольце святейшем кир Иосифе, патриархе Московском и всея России, слит сей колокол к соборной церкви Пресвятыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и великих чудотворцев Петра, Ионы лета 7160 (1652), в 8лето государства его, лил мастер Емельян Данилов, весу 998пуд, 30 фунтов» [15].

В 1654 г. Емельян Данилов отлил колокол на котором была выпол­нена надпись славянской вязью: «Лета 7162 (1654) при державе великого князя Алексея Михайловича всея России и самодержца и при великом гос­подине святейшем Никоне патриархе Московском». Продолжается над­пись по валу колокола: «И всея Русии и при великом господине преосвя­щенном Ионе митрополите Ростовском и Ярославском, лит сей колокол в Ростов к соборной и апостольстей церкви Пречистыя Богородицы Свя-таго и Славнаго ея Успения и к великим Ростовским Чудотворцам Леон­тию и Исаию и Игнатию. Лил сей колокол мастер Емельян Данилов. Весу в нем [80]пуд» [Там же].

Особое место в собрании троицких колоколов принадлежит памят­никам местного литья. Это, прежде всего, два колокола XVII в. Надписи на них сообщают: «Лета 7157 [1649] майя в 21 день при благоверном госуда­ре царе и великом князе Алексее Михайловиче всея Русси и при благоверной царице и великой княгине Марье Ильичне, и при благоверном царевиче кня­зе Дмитрее Алексииче всея Русии в Троицком Сергиеве монастыре, при ар­химандрите Андреяне, да при келаре старце Симоне, да при казначее старце Калиннике перелит старой колокол, а прибавку медь монастырская, а лил колокол троицкой мастер Игнатей» [11].

Большой интерес представляют надписи сделанные на колоколах отлитых мастерами семьи Моториных. Родоначальником династии Мотори-ных был Федор Дмитриевич Моторин (1630-1688), Интерес представляет и надпись на другом колоколе отлитым для Троице-Сергоиево монастыря Федором Моториным: «В лете осьмыя тысящи 192 [1683] в месяце сеп-тевриев 1 день по повелению благочестивейших великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, при настоящих властех архиманд­рите Викентие, при келаре старце Прохоре, при казначее старце Сергие вылит сей колокол в обители пресвятые и живоначальныя Троицы и пре­подобных и богоносных отец Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев из старых колоколов с прибавочной медью, монастырскою казною и при всей во Христе братии. А в сем колоколе весу 1275 пуд. Лил сей колокол мастер Федор Дмитриев сын Моторин» [11]. Дело Федора Моторина продолжили сыновья Дмитрий и Иван да внук Михаил.

Иван Моторин остался в истории как самый выдающийся мастер колокольного литья. В 1730 г. Императрица Анна Иоанновна издает указ: « Мы, ревнуя изволению предков наших, указали тот колокол перелить вновь с пополнением, чтоб в нем в отделке было весу 10 тысяч пуд... » [16]. 23 ноября 1735 г. началась плавка колокола, а через три дня оны была ус­пешно завершена. На Царь-колоколе появилась надпись в круглом медаль­оне: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михаилом Моториным» [Там же]. На колоколе два велико­лепных портрета царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоан-новны. На колоколе были выполнены пространные надписи: «Блаженныя и вечнодостойныя памяти великого государь царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малые и Белые России Самодержца повеле­нием, в первособорной церкви Пресвятые Богородицы — честнаго и слав­ного Ея Успения слит был великий колокол, осмь тысяч пуд меди в себя со­держащий, в лето от создания мира 7162, с Рождества же по плоти Бога Слова 1654; из меди сего благовестить начали в лето мироздания 7176, Христова же Рождества 1668, и благовестил до лета мироздания 7208, Рождества же Господня 1704 года, в которое месяца июня 19-го дня, от великого в Кремле бывшего пожара поврежден; до 7239 лет от начала мира и Христа, в Мире Рождества был безгласен». И вторая: «Благочес-тивейшия и Самодержавнейшия Великия Государыни Императрицы Анны Иоанновны, Самодержицы всея России повелением во славу Бога в Троице славилась в честь Пресвятые Богоматери, в первособорной церкви славно­го Ея Успения, отлит колокол из меди прежняго осьмь тысяч колокола пожаром поврежденного с прибавлением материи двух тысяч пудов, от создания мира в 7242, от Рождества же во плоти Бога Слова 1734 благо-получнаго ее величества царствование в четвертое лето» [Там же].

  • Федько, В. П. Маркировка и сертификация товаров и услуг: учеб. пособие / В. П. Федько, А. У. Альбеков. - Ростов н/Д: Феникс, 1998.
  • Бондаренко, А. Ф. История распространения колоколов и колокольного дела в средневековой Руси в XI - XVII вв.: дис. ... д-ра ист. наук: 07.00.02. - М., 2007.
  • Срезневский, И. И. Замечания о русском тайнописании: О тайнописи на ко­локоле Саввино-Сторожевского монастыря / И. И. Срезневский // Записки импе­раторской Академии наук, 1871. Т. 19, кн. 1. - С. 238-242.
  • Израилев, А. Л. Ростовские колокола и звоны: Чтения в Обществе любите­лей древней письменности, 11 мая 1884 г. - СПб.: Тип. М. М. Стасюлевича, 1884. VI, 24 с. ; 4 с. нот. // Памятники древней письменности. Вып. 51. Предисловие В. В. Стасо­ва. С. I-V1.
  • Свирелип, А., прот. Надписи, имеющиеся в г, Переяславле-Залесском // Труды VII археологического съезда в Ярославле. Т. III. - М., 1892. - С. 32-34; Суслов, Ив. Надпи­си на церковных предметах: иконах, крестах, колоколах и т. п. в церквах Вологодского уез­да // Труды VII археологического съезда в Ярославле. Т. III. - М, 1892. - С. 25-31.
  • Мартынов, А. А. Московские колокола / А. А. Мартынов // Рус. архив. -1896. - № 1. - С. 100-108; № 2. - С. 274-278; № 3. - С. 393-400; № 4. - С. 555-561.
  • Василев, П. К. Археологический указатель г. Пскова и его окрестностей /В. П. Васильев. - СПб., 1898.
  • Колокол с немецкой надписью на колокольне Бежецкой Троицкой церкви //Журнал 78 (8) заседания Тверской ученой архивной комиссии. - Тверь, 1900. - С. 27; Шебякин, А. В. Колокол с голландской надписью 1583 г. на колокольне Старицкого Успенского монастыря // Журнал 78 (8) заседания Тверской ученой архивной комиссии. - Тверь, 1900. - С. 26-27; Надпись на колоколе в Воскресенском женском монастыре // Журнал 82 (10) заседания Тверской ученой архивной комиссии. 28 апреля 1901 г. - Тверь, 1901. -С. 24; Надпись на колоколе Кашинской Корсунской церкви // Журнал 83 (5) заседания Тверской ученой архивной комиссии. 19-20 июня 1901 г. - Тверь, 1901. - С. 10-11; Колокол с латинской надписью 1631 г. в Вознесенской церкви с. Кимры // Журнал 85 (13) заседания Тверской ученой архивной комиссии. 27 ноября 1901 г. - Тверь, 1901. - С. 29; Латинская надпись на колоколе Иоанно-Богословской церкви в г. Бежецке // Журнал 86 (10) заседания Тверской ученой архивной комиссии. 1 мая 1902 г. - Тверь, 1902. - С. 25; Надписи на коло­коле Шелонской пятины 1643 г. // Журнал 86 (11) заседания Тверской ученой архивной ко­миссии. 1 мая 1902 г. - Тверь, 1902. - С. 25-26.
  • Коновалов, И. В. Колокольное дело на Руси в XV в. [доклад] / И. В. Конова­лов. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 24192 байт). - [Б. м.: б. и., между 2004 и 2011]. - Режим доступа: http://www.zvon.ru/zvon7.view3.page7.html.
  • Коновалов, И. В. Орнаментация церковных колоколов / И. В. Коновалов. -Электрон. текстовые дан. (1 файл: 22911 байт). - [Б. м.: б. и., между 2004 и 2011]. - Ре­жим доступа: http://www.zvon.ru/zvon3.view4.page1.html.
  • Спирина, Л. М. О колоколах Троице-Сергиева монастыря // История коло­колов и колокольное искусство / Л. М. Спирина. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 58497 байт). - [Б. м.: б. и., б. г.]. - Режим доступа: http://www.kolokola.ru/history/Troitse-Sergiev%20mon.htm.
  • Портнов, М. «Литец» Андрей Чохов и его пушка / М. Портнов. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 50876 байт). - [Б. м.: б. и., между 2006 и 2011]. - Режим досту­па: http://www.russkoekino.ru/books/kremlin/kremlin-0034.shtml.
  • Нарожная, с. Андрей Чохов / С. Нарожная. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 11515 байт). - [Б. м.: б. и., 2004]. - Режим доступа: http://www.decorbells.ru/history_founders_chohov.htm.
  • Москвичева, Ю. Кирилл Самойлов / Ю. Москвичева, О. Азарова // О коло­колах, звонорях и церковных звонах в России. - Электрон. текстовые дан. (1 файл: 23068 байт). - [Б. м.: б. и., между 2004 и 2011]. - Режим доступа: http://www.zvon.ru/article3.view2.page4.part30.html.
  • Москвичева, Ю. Данила Матвеев и Емельян Данилов / Ю. Москвичева, О. Азарова // О колоколах, звонорях и церковных звонах в России. - Электрон. тексто­вые дан. (1 файл: 24568 байт). - [Б. м.: б. и., между 2004 и 2011]. - Режим доступа: http://www.zvon.ru/article3.view2.page4.part5.html.
  • Горохов, В. А. Кто Царь-колокол подымет? / В. А. Горохов. - Электрон. тек­стовые дан. (1 файл: 29008 байт). - - [Б. м.: б. и., б. и.]. - Режим доступа: http://korolev.msk.ru/books/919/gorokhov1/gorokhov1/H05-T.htm. - Электрон. версия: Горохов, В. Зво­нят колокола / В. Горохов. - М.: Данилов. благовестн., 2006.

Источник: Духовно-нравственная культура России: православное наследие: материалы Всерос. науч.-практ. конф. IX Славян. науч. собор «Урал. Пра­вославие. Культура» / сост. И. Н. Морозова; Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2011. — 331 с.: ил. ISBN 978-5-94839-299-8

Авторы: Чеботарев Анатолий Михайлович, доктор исторических наук, зав. каф. рекла­мы, декан факультета декоративно-прикладного творчества Челябинской госу­дарственной академии культуры и искусств, заслуженный работник высшей школы РФ

Прокомментировать

Рубрика Православное наследие

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.