Дидактические игры как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками, взрослыми, тем активнее его психическое развитие.

В настоящее время у большинства детей словарь отстает в развитии, имеются различные формы недоразвития речи. Поэтому так важно заботиться об ее своевременном формировании, чистоте и правильности, предупреждая и исправляя разнообразные нарушения.

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволял бы ему успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи. Поэтому развитие лексики - одна из важнейших задач в развитии речи. Эта проблема вдвойне актуальнее для детей с ОНР III уровня. ОНР - это различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование элементов речевой системы (смысловой и звуковой сторон) при сохранном слухе и интеллекте.

Одним из главных средств развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня являются дидактические игры. Они отвечают всем принципам, на которых строится программа и1 методика словарной работы в детском саду. Основные функции дидактических игр в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР:

  1. Количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
  2. Освоение специального (закрепленного) содержания слов:
  • а) овладение значениями слов на основе их точного соотнесения с объектами окружающего мира;
  • б) освоение обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений; ) в) закрепление в образном строе речи и умение пользоваться им.

Дидактические игры реализуют воспитательно-образователь-дую задачу, развивают психические процессы (внимание, воображение, мышление, память, речь), дают представление об окружающей среде, развивают, обогащают и активируют словарь, делая речь более яркой и выразительной. Это развивает эрудицию и интеллектуальные способности ребенка. Следовательно, выполняют полноценную и качественную подготовку к школе, что особенно необходимо детям старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Проблемой развития словаря с помощью дидактических игр занимались такие великие педагоги, как Ф.Ф. Фребель, М. Монтессори, отечественные педагоги И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой. В 60-е годы советского периода свой вклад сделали известные педагоги и психологи: Л.А. Венгер, Л.П. Усова, В.Н. Аванесова и др.

Дидактические игры - это обучающие игры. Но воспитательно-образовательная задача не раскрывается детям, а реализуется в виде игровых правил, задач, действий. Дидактическая игра является «рубежной», т.е. некой переходной формой от игровой деятельности учебной. Ее характерная особенность - обучающая задача. Ею и руководствуются взрослые, облекая в интересную игровую форму. Активное участие и выигрыш ребенка зависит от того, насколько он усвоил знания и умения, диктуемые игровой задачей.

Нами было проведено экспериментальное исследование в МДОУ [центр развития ребенка - детский сад № 90 «Калинка» г. Новосибирска с целью выявления влияния дидактических игр на развитие словаря детей с ОНР III уровня.

На этапе диагностирования было установлено, что для детей с ОНР характерна развернутая фразовая речь с элементами лексирсо-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Крайне редко используются слова, обозначающие свойства, качества, признаки предметов и действий. В свободных высказываниях Дети используют простые распространенные предложения, крайне Редко - сложные конструкции. Наблюдается аграмматизм: неумение согласовывать разные части речи (существительные и прилагательные, существительные и глаголы). Наблюдается большое количество ошибок при использовании как простых, так и сложных предлогов.

Целью второго этапа исследования было развитие словаря детей с помощью дидактических игр. Использовались все виды игр: настольно-печатные, словесные, игры с предметами, сюжетно-дидактические.
На конечном этапе экспериментального исследования было выявлено, что благодаря дидактическим играм речь детей стала более содержательной, в активном словаре появились прилагательные и слова, обозначающие признаки и качества предметов и действий. Дети стали использовать обобщающие слова, строй предложений стал более сложным.
Таким образом, дидактические игры активизируют словарь, а это значит, что дети усваивают не только новые слова, но и активно используют их в речевом общении.

Библиографический список

  1. Белякова, Л.М. Логопедия / Л.М. Белякова, Е.А Дьякова. - М., 2001.
  2. Жукова, КС. Отклонения в развитии детской речи / Н.С. Жукова. -М., 1994.
  3. Лалаева, Р.И. Особенности развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Р.И. Лалаева. - СПб., 2001.
  4. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, ТВ. Туманова.-М., 1999.
  5. Яшина, В.И. Некоторые особенности развития словаря детей 5-го года жизни / В.И. Яшина // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. -С. 38^12.

Автор: Т.М. Голощапова, (Новосибирский педагогический колледж № 1 им. А.С. Макаренко). Научный руководитель -преп. НИК № 1 Т.Б. Вагина

Прокомментировать

Рубрика Инновации в специальном, коррекционном образовании

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.