Приходится только удивляться общечеловеческому свойству мгновенно приспосабливаться к изменениям. С какой легкостью вошли в наш лексикон слова "мэр", "губернатор", президент", которые каких-то пять лет назад мы ассоциировали только с "проклятым капитализмом". Главы наших городов и областей - типичные совруководители были как бы на одно лицо: наглухо застегнутые, при галстуках, в серых пальто и шляпах, которых народ и по имени-то не всегда знал. Теперь знает. И не только своих, на и соседних, не говоря уж о столичных. Ну кто, например, не знав! кепочки Лужкова?
Мэр Челябинска Вячеслав Тарасов мелькает на городских объектах в неизменной кожаной куртке. Сказывается строительное прошлое, диктующее в одежде принцип удобства. Вне машины мэр предпочитает неброский пуловер. Никаких галстуков, никаких смокингов, когда жизнь рассчитана чуть ли не до минуты: везде успеть, побывать, поприсутствовать, разобраться, почтить, уважить, лично убедиться. Бывают дни, когда автомобиль мэра накручивает десятки километров.
В Челябинске Тарасова знает каждый. И, как водится, городской голова в ответе за все, что случается, "Тарасова бы сейчас сюда!" , "И о чем только думает Торосов!", "Куда смотрит мэр города?" И во всем виноватый, за все отвечающий Тарасова понимает, что надо и думать, и смотреть, и быть там, где горячо. Должность такая.
Сказать, что в приемной Тарасова люди напоминают охотников, подстерегающих дичь, значит ничего не сказать. Здесь всегда народ, " всем надо мэра". И ведь действительно надо. Но если принять всех желающих, то работать Вячеславу Михайловичу будет некогда. Только беседовать. Поэтому часто, Тарасов летит на какой-то объект мимо кабинета, исчерпав лимит времени на ступенях здания городской администрации.
Чем полна его голова? Проблемами: строительства, промышленности, бюджета, денег, экологии, радиации, культуры, транспорта, жилья, школ, социальной защиты, спорта, театров... Хватит? А ведь это для него не слова, не газетные строчки. Он за все это отвечает лично.
Главой городской администрации Вячеслав Тарасов, как считает сам, стал случайно. Так сложилось, что время вынесло его к финишной прямой на пути к беспокойному начальственному креслу. Да, у него был опыт: армия, институт, работа на стройке, комсомол, партийная деятельность. Он был заместителем председателя горисполкома, курировал строительные объекты. Тарасов считает, что в городе и сегодня найдутся люди, которые бы работали в его кресле не хуже. Но ... не зря говорят: в стечении случайностей есть закономерность.
Какой он мэр? Политик? Хозяйственник?
- Конечно, хозяйственник, - не сомневается Тарасов. - Я ведь стройку хорошо знаю. Так что, когда я приезжаю разбираться на объект, меня же не надуть, лапши на уши не повесить.
Наверное, параллель "мэр - очистные сооружения" звучит не романтично, но как специалист строитель Тарасов придает проблеме очистки большое значение. Несколько лет назад город был буквально на грани катастрофы: неочищенные сточные воды прямиком сливались в реку Миасс. Люди не знали, чем это им грозит. Городские власти предпринимали титанические усилия, спасая реку, людей, предотвратив катастрофу. Сегодня практически все стоки предприятий проходят промышленную очистку.
- Но мы не имеем права, - считает Тарасов, •- чтобы ситуация повторилась. Я понимаю, что через несколько лет меня уже в этой должности не будет. Но я не хочу, чтобы потомки указывали пальцем и недобро вспоминали: это Тарасов виноват, он не доделал. По-настоящему, работа эта должна вестись незаметно, спокойно, с прицелом на будущее. Это нечестно, если мы замкнемся только на будущее.
А на будущее работать сегодня трудно. Люди, которым плохо сегодня, не хотят мирится с тем, что часть средств уходит на это самое будущее, в котором многим и жить-то не придется.
Время, выбравшее Тарасова, не всегда милосердно к своему избраннику. Можно только предполагать, что испытывает человек, когда ставит свою подпись под документом о повышении квартплаты, платы за коммунальные услуги, электричество, транспорт, телефон. Он же живой, нормальный человек, который и не скрывает, что такие непопулярные решения даются ему мучительно и тяжело. Приятно ли, когда твое имя после этого склоняют в очередях, трамваях, коллективах, старики на лавочках. Вот и сегодня, когда транспортники под тяжестью проблем и расходов настаивают на очередном повышении платы за проезд, он до последнего держит оборону: "Мы поищем другие пути, людям и так трудно". К слову, транспорт в Челябинске на треть дешевле, чем в соседних областях.
Политика? Тарасов не любит тех, кто, сидя на таких местах, влезает в нее с головой.
- Тут надо выбирать что-то одно. Я, например, не могу объяснить себе, зачем нижегородский губернатор вручает президенту публичное письмо с миллионом подписей против чеченской войны? Скажите, какой нормальный человек сегодня не подпишется под словами "нет войне"? Это общая наша боль: гибнут парни, сыновья, страдают матери. И это еще аукнется, все эти синдромы - афганский, чеченский. Так зачем демонстрация с миллионом подписей? Привлечь к себе внимание? Я встречался с Президентом во время его визита в Челябинск. Мы касались этой темы, и ясно, какой она степени сложности,
Меня иногда упрекают, что я принципиально стараюсь быть вне политики. Конечно, я, как всякий человек пристрастен, но я не тащу это на работу. Здесь я вне политики. Я убежден: либо политика, либо работа, Когда я вижу телешоу, где скандальный политик выплескивает стакан воды в лицо губернатору, я не уважаю ни того, ни другого. И думаю, что у губернатора в общем-то должны быть другие заботы. Я против популизма. И считаю, что утверждение о построении капитализма в отдельно взятой Нижегородской области - это нонсенс, абсурд, чистой воды популизм.
Руководить жизнью больших городов и областей сегодня должны люди, твердо стоящие на ногах, ее настоящие хозяева. Почему при правительстве сегодня создали министерство жилищно-коммунального хозяйства? Да потому что президент - тоже из хозяйственников, руководивших областью, реально знающий жизнь, насущные проблемы.
Мэр Тарасов - оптимист. Он верит в будущее, но не отрицает прошлого. Считает, что именно в нем заложена крепкая база для существования отдельно взятого человека. Он не боится обратиться к людям в канун традиционных ленинских субботников: "Если вам так дорого имя Ленина, почтите его, выйдете на уборку города". А почему, считает он, - я должен не уважать чужие взгляды. Это право людей. Если они хотят выйти на субботник с дорогим именем, пусть выходят. Главное, чтобы город был чистим.
И еще в жизни всегда должно быть место празднику, - убежден мэр Челябинска. Он поклялся себе, что создаст к 260-летию Челябинска зоопарк. Потому что психологи считают: общение с животными создает у ребенка, да и взрослого праздничное настроение. Это стараниями и при поддержке Тарасова в город приезжают знаменитые артисты Михалков, Чурикова, Калягин, Караченцов, Демис Русое и многие другие. И вот что поражает: в театрах аншлаг, люди тянутся к культуре, искусству. А это значит, в нашей жизни что-то меняется к лучшему.
Семья? Конечно, дома его почти не видят. И лишь в редких случаях когда жена задает по телефону вопрос: "Слушай, у тебя есть совесть?", он понимает, что это предел, надо оторваться и хоть немного побыть в семье. Домашние его понимают. Но иногда он должен что-то объяснять и им. Однажды жена спросила: "А знаешь, за что тебя клянут в очередях? За то, что жизнь в Челябинске дороже, чем в Свердловске..." Домашний сигнал сработал, статуправление подготовило сводку. Выяснилось, что из 20 наименований основных продуктов только два вида - яйца и картошка - в Челябинске дороже. Остальное дешевле.
И все же его стараются по пустякам не беспокоить.
- Мама беспокоит, только по глобальным проблемам - тепло улыбается Вячеслав Михайлович - у нее же тоже есть свой дворовый электорат. Она во всем разбирается, всем интересуется и я обожаю это ее неравнодушие к жизни. Она у меня много лет в АХО проработала, и жизнь ее розами усыпана не была, а живет с оптимизмом Мне в саду некогда работать, я иногда задание маме дам. Она, как солдат, честь отдаст и пообещает: "Будет сделано!" Я на работе иногда вспомню маму с ладошкой под козырек и так полегчает на душе! Я же понимаю, что она так меня хочет поддержать. И показать, что они дома со всем справятся, только бы я не беспокоился.
Пристрастий у мэра Челябинска не так уж много: не потому что ограниченный, времени нет. Но он обожает джаз, Армстронга, Фитцджеральда, американские блюзы, певцов-эмигрантов, ходит в театр и находит время для баскетбола. Почему баскетбол? В 1964 году, когда Слава Тарасов служил в погранвойсках ("где мне дали прикурить!"), дало о себе знать страшное заболевание: инфекционный полиартрит. Впереди маячила инвалидность. Когда решался вопрос о том, чтобы солдата Тарасова комиссовать, капитан медслужбы посоветовал: "Комиссуют - пропадешь. Останешься - человеком будешь. И запомни: движение - это жизнь". Он отслужил до конца, остался "человеком", а для решения формулы "движение — жизнь" выбрал баскетбол, считая эту игру самой лучшей, требующей сплоченности, коллективизма, интел-лекта и азарта.
Что вынес он самого ценного за пять пережитых лет бешеной перестройки?
Я встретил столько замечательных людей...
А что пережил? Ну хотя бы, Чернобыль. Команда челябинцев приехала туда в числе первых. Позже, когда стало ясно, чем грозит человеку пребывание в опасной зоне, многие посланцы других городов потихоньку уехали. Вячеслав Михайлович бывал везде, в том числе на четвертом блоке, в эпицентре беды, куда решались ступить немногие. И челябинцы оставались в Чернобыле до самого конца.
Экстремальные условия, в которых побывал человек, учат его в одночасье многому. И главное, - умению отрешаться от мелочей, вычленять главное, иметь свой взгляд на вещи.
Мне приходилось наблюдать, как Вячеслав Михайлович разговаривает с людьми. Это очень непросто, когда на тебя нападают с трудными вопросами. Поражала его простота, искренность и бесстрашие.
- Некоторые люди бывают агрессивны и злы. - Говорит мэр. - И у них есть для этого основания. Я понял только одно: надо быть с ними откровенным, никакой фальши, лживых популистских обещаний. Наши люди удивительны: они все понимают. И я благодарен им за это.
Галстук Тарасов надевает только в соответствующих случаях. Его имиджмейкер, модельер, визажист, надежда и опора - жена. V нее и имя с глубоким смыслом - Надежда. Увидев ее на первом курсе политехнического, Вячеслав Тарасов последующие пять лет употребил на уговоры. Годы совместной жизни убедили: было за что биться. В семейной жизни мэр счастлив.
При всем оптимизме у него случаются трудные, кризисные моменты, когда голова раскалывается от проблем. В таких случаях мэр должен... выспаться. Его любимое изречение "утро вечера мудренее".
И еще добрее.