ЛЕТО – ТЕРРИТОРИЯ КУЛЬТУРЫ И ИГРЫ. ВСТУПЛЕНИЕ

45 лет существует детский лагерь «Комсомольский» в стране детства – в «Орлёнке». Вместе с детским центром лагерь прошёл различные этапы развития. Во времена Советского Союза в лагере собирались всесоюзные комсомольские организации для обмена опытом, воспитания целого поколения политических лидеров страны. На Комсомольский берег приезжали не только дети из дальних республик, но из заграницы, дети – представители различных культур.

В 1990-е годы лагерь активно развивался и стал экспериментальной игровой площадкой детства. Здесь собирались люди увлечённые игрой. Традиционным стало проведение игровых смен и фестивалей:«Забава»«Хоббитские игры»«Галактика» и многие другие.

«Игровая деятельность, – утверждал О. С. Газман, – особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления физических и духовных сил». Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и в будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей ребёнка, с другой – всегда направлена в будущее: в ней либо моделируются какие-то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, навыки, способности, необходимые личности ребёнка для выполнения им социальных, профессиональных, творческих функций, а также физической закалки развивающегося организма.

В 2000-х лагерь изменился, взял курс на воспитание лидеров: лидеров – организаторов досуга, лидеров общественных организаций, лидеров, транслирующих здоровый образ жизни. В педагогике лагеря всё больше стали использоваться приёмы неформального, активного развития личности, развиваются и игровые методики.

С 2004 по 2008 год реализована авторская программа лагеря «Мир во мне и я для мира», направленная на воспитание лидеров досуга. Подростки осваивали различные социокультурные технологии в специальной «Школе Интересных Каникул».

В 2006 году всероссийская организация ДИМСИ проводила специализированную смену «Культур много – Россия одна». Ключевыми делами смены стали: фестиваль культур России, конкурсные программы о знании особенностей региональных и национальных культур РФ.

В 2007 году партнёром лагеря выступил фонд «Русский Мир», реализовавший одноименную программу, включающую в себя интересные культурные и педагогические практики: «Богатырские игрища», мастерские по созданию фамильного герба, рыцарского оружия, домашней утвари.

В 2008 году авторская программа «Этномир» была реализована при методической поддержке Института культуры детства при Челябинской государственной академии культуры и искусств. В рамках данной программы проходило знакомство подростков с фольклорным богатством народов РФ. Цель была достигнута благодаря использованию разных культурных практик – фольклорных праздников, обычаев и ритуалов, изготовлению различных культурных артефактов.

С 2008 по 2010 год в Комсомольском регулярно под руководством Росмолодёжи проводится смена «Узнай Россию», основной задачей которой является формирование уважительного и сопричастного отношения у молодого поколения к культурному наследию страны, путём продвижения подростками культурных брендов страны.

2010 год. Юбилейное лето в Орлёнке, реализована программа «Музей “Орлёнок вчера, сегодня, завтра”», направленная на знакомство подростка с лучшими образцами субкультуры лагеря. В игровой деятельности подростки знакомились с песнями, легендами, историей детского центра «Орлёнок».

В этом же году прошёл уникальный проект смены «Этнолагерь», заказчиком которого послужил международный фонд «Поддержки немецкой культуры». Задачами организаторов этнического лагеря стали продвижение и закрепление традиционной немецкой культуры у подростков этнической группы – российские немцы. Смена интегрировала опыт лагеря и возможности организаторов, результаты смены были достигнуты, благодаря созданной уникальной атмосферы творческого и этнического взаимодействия.

Социокультурный опыт работы с детьми накапливается и наращиваетсяс годами, но неизменным во все года остаётся дух Комсомольского. Лагерь выступает как уникальное социокультурное пространство духовно-нравственного воспи­тания молодёжи. Ключевыми компонентами наполнения данного пространства являются игра икультура. Игра как особый вид деятельности, способ постижения и освоения окружающего мира. Игра как способ самовыражения и самореализации. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения человека к окружающим людям, труду, общению и т. д.  

Сами условия работы детского лагеря «Комсомольский» подсказали два ведущих компонента деятельности культуру и игру. Каждую смену в лагерь приезжают дети практически со всех регионов страны, с ними работают педагоги так же прибывшие из разных уголков страны. Только этот факт позволяет строить деятельность подростков направленную на культурное обогащение, межкультурное взаимодействие и коммуникацию. А такой явный факт, что лето – это в первую очередь каникулы, говорит о том, что подростки настроены на активный отдых, который возможен посредством различных игровых технологий.

Данное пособие включает в себя три раздела. В первом можно обнаружить методические материалы, сценарии отдельных дел или мероприятий направленных на развитие духовной, физической или политической культуры подростка. Кроме этого, в данном разделе собраны лучшие стихотворения вожатых и детей детского лагеря «Комсомольский» за 2010 год. Стихотворения, легенды, песни являются неотъемлемой частью уникальной субкультуры «Орлёнка».Без них сложно представить любое «орлятское» дело и методическую разработку мероприятия.

Второй раздел посвящён игровым программам. В него вошли лучшие разработки игровых программ лагеря. Среди них две «Олимпиада ШИКарного лета» и «Музей “Орлёнок вчера, сегодня, завтра”» являются плодом коллективных усилий, были признаны лучшими на конкурсе педагогического мастерства «К вершинам мастерства» среди детских лагерей центра в 2008 и 2010 годах соответственно. А также игровая программа «Морская регата» составленная старшим воспитателем д/л «Ком­сомольский» Андреем Гагариновым, признанная лучшей методической разработкой 2010 года.

Третий раздел «Педагогические размышления» вобрал в себя несколько методических разработок, рекомендаций, советов по организации работы в лагере. Ежегодно в лагере работает коллектив до 90 человек, всех этих людей необходимо подготовить, обучить, создать необходимые условия работы. На это направлены педагогические рассуждения заместителей начальника, педагогов-организаторов. Здесь можно найти советы, как лучше работать по педагогическому целеполаганию в течение смены, подобрать себе напарника, подготовить отряд к толерантному общению.

Данный сборник является первым в своём цикле ежегодных сборников «Лето – территория культуры и игры», в который будут включаться лучшие работы педагогического коллектива д/л «Комсомольский» – вожатского отряда «Родник». Материалы сборника рекомендуется использовать при подготовке вожатых в Школе педагогических работников в ВДЦ «Орлёнок», а также региональными кадровыми партнёрами лагеря: ЧГАКИ, ЧГПУ, УралГУФК, УдГУ, ВГГУ, МГПУ им. Шолохова, ИМПиРС, МГЛИ им. Горького, КузГПА, Центром внешкольной работы «Синегория»(г. Москва), Алтайским краевым педагогическим отрядом«Ювента», Ассоциацией детских общественных объединений Татарстана «Я – Казанец»,Тюменским областным педагогическим отрядом«Искра», Омским городским студенческим центром.

Благодарность за подготовку материалов сборника выражаем методическому консультанту лагеря И. Н. Хуснутдиновой, сотруднику учебного методического центра «Орлёнка»; научным партнерам Р. А. Литвак, доктору пед. наук, профессору ЧГАКИ; М. Е. Дуранову, доктору пед. наук, профессору ЧГАКИ; Е. В. Семёновой, кандидату пед. наук, доценту УралГУФК.

И огромная благодарность всем неравнодушным к процессу воспитания культурного поколения страны, активным и уверенным людям, настоящим гражданам России, всем, кто считает себя частью детского лагеря «Комсомольский», вожатского отряда «Родник»!

Ильдар Давлетчин

Прокомментировать

Рубрика Культура и искусство

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.