Психологическое сопровождение образовательного процесса военного вуза как условие развития психологической культуры курсантов и поддержания их психологического здоровья

Под психологическим сопровождением образовательного процесса военного вуза следует понимать систему организационных мер по оказанию психолого - педагогической поддержки и помощи курсантам в процессе их социального и профессионального становления [1, 2].

В первую очередь организация психологического сопровождения курсантов, на наш взгляд, должна основываться на психодиагностике - комплексе мероприятий по распознаванию психических состояний курсантов путем быстрой регистрации их существенных параметров и последующего отнесения к категориям «успешных» или «неуспешных» курсантов с целью прогноза их поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.

Изучение и прогноз характера и динамики развития психологической культуры курсантов и поддержания их психологического здоровья могут базироваться на анализе следующих условий:

  • на определении социометрического статуса курсанта в воинском коллективе;
  • на оценке ценностных ориентаций курсантов, их иерархии и степени реализованности в процессе учебной и служебной деятельности;
  • на характеристике структуры и уровня развития «Я - концепции» курсантов как субъектов образовательного процесса и личностного пространства;
  • на динамике психологического благополучия курсантов, его объективных и субъективных ретроспективных показателях.

Актуализацию процесса психологического сопровождения образовательного процесса в военном вузе необходимо начинать с коррекции самосознания курсантов, так как формирование и развитие их «Я - концепции» обуславливается целым рядом факторов, как внутреннего, так и внешнего порядка.

Результаты проведенных исследований позволили разработать ряд рекомендаций для командного состава курсантских подразделений по оптимизации процесса психологического сопровождения курсантов.

  1. Командирам и начальникам придерживаться в своем поведении с курсантами определенной системы, позволяющей им в равной степени участвовать в различных процессах жизнедеятельности коллектива.
  2. В процессе взаимодействия командования с курсантами рекомендуется налаживать доверительные отношения со всеми членами коллектива без исключения, даже если на то нет достаточных оснований.
  3. Обеспечивать положительную эмоциональную поддержку курсантов, при этом поддержка должна носить справедливый характер. Моральные поощрения являются важным средством стимулирования служебной деятельности, но если они адресуются тому или иному курсанту часто и незаслуженно, то быстро девальвируются, так как они могут стать к ним невосприимчивыми. Похвала должна быть основана на реальной и честной оценке деятельности курсанта. Если курсант знает, что его командир (начальник) принимает его таким, какой он есть в реальности, то нет нужды в ложных похвалах или попытках приукрасить факты.
  4. В образовательном процессе командованию рекомендуется учитывать индивидуальные особенности курсантов. Помимо предъявления к ним общих требований, перед каждым из них необходимо ставить и индивидуальные цели с учетом уровня их способностей и общего развития, что способствует наиболее полной их самореализации и самоутверждению в курсантских коллективах, формирует правильный вектор развития психологической культуры личности, обеспечивает положительную динамику психологического здоровья как личностного ресурса. При этом командирам предлагается стремиться ставить перед курсантами реальные задачи с учетом уровня их подготовленности, чтобы избегать возможного перенапряжения с последующим наступлением фрустрирующих состояний, появлением чувства неудовлетворенности, снижением самооценки и, как следствие, служебных притязаний.
  5. Предлагается считать неприемлемым тактику сравнительной оценки каждого курсанта с остальными членами коллектива. Индивидуальный подход заключается в предъявлении к курсантам требований, выполняемых ими без боязни потерпеть неудачу и быть высмеянным перед коллективом. Данный подход является надежным средством создания положительных подкреплений в процессе развития позитивной «Я - концепции».
  6. В системе дисциплинарной практики командирам рекомендуется делать упор не на пенитенциарных мерах воздействия, так как человек не может вынести постоянных порицаний, которые больше чем все другие стрессоры, делают труд изнурительным и вредным, а, наоборот, ориентироваться на активное использование мер поощрения. Расчет на пробуждение чувства самоуважения нередко дает лучшие результаты в работе, чем приказ, наказание, запрет и т.п.

Использование предложенных рекомендаций командирами в практике своей деятельности, безусловно, будет способствовать формированию у курсантов позитивной «Я - концепции», росту субъективного психологического благополучия, повышению самооценки, оптимальной динамике психологического здоровья, что, в конечном счете, активизирует мотивационную основу учебной и служебной деятельности.

В целях развития у курсантов уровня самосознания, адекватного осознания своих способностей, личностных, эмоционально - волевых ресурсов, умения прогнозировать свое поведение, в том числе в стрессовых ситуациях, рекомендуется использовать разнообразные варианты социально - психологических тренингов.

Психологическое воздействие на курсантов необходимо направлять, прежде всего, на коррекцию их самосознания, заключающегося в развитии адекватной самооценки, возрастания уровня притязаний во всех предметных областях деятельности. Сформированная позитивная профессиональная «Я - концепция» у курсантов, в свою очередь, стимулирует мотивационный процесс их деятельности, активизирует стремление самоутвердиться на основе достижения реальных результатов в процессе жизнедеятельности в курсантском коллективе, не ущемляя чести и достоинства ближайшего социального окружения.

Психологическое сопровождение курсантов в образовательном процессе военного вуза заключается в целенаправленном воздействии на них с целью обоснованного разрешения возникающих противоречий, вызванных как внутриличностными особенностями курсантов, так и внешними условиями службы, и, в свою очередь, актуализирующими и тормозящими процесс их самоутверждения в коллективе и профессии.

В заключение необходимо отметить:

- система психологического сопровождения образовательного процесса в военном вузе как комплекс психодиагностических и психокоррекционных мероприятий предназначена для создания благоприятных внешних и субъективно - личностных условий для успешной адаптации, профессионализации, поддержания психологического здоровья и полноценного самоутверждения курсантов;

-в целях совершенствования системы психологического сопровождения, помимо создания внешних условий для успешного самоутверждения курсантов, не менее важным является задействование механизма их стремления к самосовершенствованию, саморазвитию как показателям психологической культуры, посредством регулирования самооценки как компонента «Я - концепции».

Список используемой литературы

  1. Караванов А.А. Психологическое сопровождение учебно - профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Караванов; Курс. гос. ун - т. Курск, 2004. - 145 c.
  2. Кибак И.А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД (на примере Республики Беларусь) [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.06 / И.А. Кибак; СПб. ун - т МВД. СПб., 2000. - 258 с.

Автор: Петровская М.В., Профессор кафедры военно - политической работы ВУНЦ ВВС «Военно - воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж). Желтухина А.С., Преподаватель кафедры военно - политической работы ВУНЦ ВВС «Военно - воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж). Тимошенко В.В. Соискатель кафедры военно - политической работы ВУНЦ ВВС «Военно - воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

 

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.