Под психологическим сопровождением образовательного процесса военного вуза следует понимать систему организационных мер по оказанию психолого - педагогической поддержки и помощи курсантам в процессе их социального и профессионального становления [1, 2].
В первую очередь организация психологического сопровождения курсантов, на наш взгляд, должна основываться на психодиагностике - комплексе мероприятий по распознаванию психических состояний курсантов путем быстрой регистрации их существенных параметров и последующего отнесения к категориям «успешных» или «неуспешных» курсантов с целью прогноза их поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении.
Изучение и прогноз характера и динамики развития психологической культуры курсантов и поддержания их психологического здоровья могут базироваться на анализе следующих условий:
- на определении социометрического статуса курсанта в воинском коллективе;
- на оценке ценностных ориентаций курсантов, их иерархии и степени реализованности в процессе учебной и служебной деятельности;
- на характеристике структуры и уровня развития «Я - концепции» курсантов как субъектов образовательного процесса и личностного пространства;
- на динамике психологического благополучия курсантов, его объективных и субъективных ретроспективных показателях.
Актуализацию процесса психологического сопровождения образовательного процесса в военном вузе необходимо начинать с коррекции самосознания курсантов, так как формирование и развитие их «Я - концепции» обуславливается целым рядом факторов, как внутреннего, так и внешнего порядка.
Результаты проведенных исследований позволили разработать ряд рекомендаций для командного состава курсантских подразделений по оптимизации процесса психологического сопровождения курсантов.
- Командирам и начальникам придерживаться в своем поведении с курсантами определенной системы, позволяющей им в равной степени участвовать в различных процессах жизнедеятельности коллектива.
- В процессе взаимодействия командования с курсантами рекомендуется налаживать доверительные отношения со всеми членами коллектива без исключения, даже если на то нет достаточных оснований.
- Обеспечивать положительную эмоциональную поддержку курсантов, при этом поддержка должна носить справедливый характер. Моральные поощрения являются важным средством стимулирования служебной деятельности, но если они адресуются тому или иному курсанту часто и незаслуженно, то быстро девальвируются, так как они могут стать к ним невосприимчивыми. Похвала должна быть основана на реальной и честной оценке деятельности курсанта. Если курсант знает, что его командир (начальник) принимает его таким, какой он есть в реальности, то нет нужды в ложных похвалах или попытках приукрасить факты.
- В образовательном процессе командованию рекомендуется учитывать индивидуальные особенности курсантов. Помимо предъявления к ним общих требований, перед каждым из них необходимо ставить и индивидуальные цели с учетом уровня их способностей и общего развития, что способствует наиболее полной их самореализации и самоутверждению в курсантских коллективах, формирует правильный вектор развития психологической культуры личности, обеспечивает положительную динамику психологического здоровья как личностного ресурса. При этом командирам предлагается стремиться ставить перед курсантами реальные задачи с учетом уровня их подготовленности, чтобы избегать возможного перенапряжения с последующим наступлением фрустрирующих состояний, появлением чувства неудовлетворенности, снижением самооценки и, как следствие, служебных притязаний.
- Предлагается считать неприемлемым тактику сравнительной оценки каждого курсанта с остальными членами коллектива. Индивидуальный подход заключается в предъявлении к курсантам требований, выполняемых ими без боязни потерпеть неудачу и быть высмеянным перед коллективом. Данный подход является надежным средством создания положительных подкреплений в процессе развития позитивной «Я - концепции».
- В системе дисциплинарной практики командирам рекомендуется делать упор не на пенитенциарных мерах воздействия, так как человек не может вынести постоянных порицаний, которые больше чем все другие стрессоры, делают труд изнурительным и вредным, а, наоборот, ориентироваться на активное использование мер поощрения. Расчет на пробуждение чувства самоуважения нередко дает лучшие результаты в работе, чем приказ, наказание, запрет и т.п.
Использование предложенных рекомендаций командирами в практике своей деятельности, безусловно, будет способствовать формированию у курсантов позитивной «Я - концепции», росту субъективного психологического благополучия, повышению самооценки, оптимальной динамике психологического здоровья, что, в конечном счете, активизирует мотивационную основу учебной и служебной деятельности.
В целях развития у курсантов уровня самосознания, адекватного осознания своих способностей, личностных, эмоционально - волевых ресурсов, умения прогнозировать свое поведение, в том числе в стрессовых ситуациях, рекомендуется использовать разнообразные варианты социально - психологических тренингов.
Психологическое воздействие на курсантов необходимо направлять, прежде всего, на коррекцию их самосознания, заключающегося в развитии адекватной самооценки, возрастания уровня притязаний во всех предметных областях деятельности. Сформированная позитивная профессиональная «Я - концепция» у курсантов, в свою очередь, стимулирует мотивационный процесс их деятельности, активизирует стремление самоутвердиться на основе достижения реальных результатов в процессе жизнедеятельности в курсантском коллективе, не ущемляя чести и достоинства ближайшего социального окружения.
Психологическое сопровождение курсантов в образовательном процессе военного вуза заключается в целенаправленном воздействии на них с целью обоснованного разрешения возникающих противоречий, вызванных как внутриличностными особенностями курсантов, так и внешними условиями службы, и, в свою очередь, актуализирующими и тормозящими процесс их самоутверждения в коллективе и профессии.
В заключение необходимо отметить:
- система психологического сопровождения образовательного процесса в военном вузе как комплекс психодиагностических и психокоррекционных мероприятий предназначена для создания благоприятных внешних и субъективно - личностных условий для успешной адаптации, профессионализации, поддержания психологического здоровья и полноценного самоутверждения курсантов;
-в целях совершенствования системы психологического сопровождения, помимо создания внешних условий для успешного самоутверждения курсантов, не менее важным является задействование механизма их стремления к самосовершенствованию, саморазвитию как показателям психологической культуры, посредством регулирования самооценки как компонента «Я - концепции».
Список используемой литературы
- Караванов А.А. Психологическое сопровождение учебно - профессиональной деятельности курсантов младших курсов военного вуза [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Караванов; Курс. гос. ун - т. Курск, 2004. - 145 c.
- Кибак И.А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД (на примере Республики Беларусь) [Текст]: дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.06 / И.А. Кибак; СПб. ун - т МВД. СПб., 2000. - 258 с.
Автор: Петровская М.В., Профессор кафедры военно - политической работы ВУНЦ ВВС «Военно - воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж). Желтухина А.С., Преподаватель кафедры военно - политической работы ВУНЦ ВВС «Военно - воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж). Тимошенко В.В. Соискатель кафедры военно - политической работы ВУНЦ ВВС «Военно - воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)