Под патриотическим воспитанием старших дошкольников средствами краеведения, мы понимаем целенаправленный, непрерывный и последовательный, педагогически организованный процесс воспитания, направленный на освоение нравственных и эстетических ценностей народной культуры, формирование эмоционально - оценочного отношения к малой Родине, родному языку, народу, его традициям, обычаям, идеалам как совокупности общечеловеческих и национальных ценностей, обеспечивающих патриотическое становление ребенка.
Воспитательный потенциал краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории и природы. Они помогают донести до сознания дошкольников картины прошлого, сохранить память народа, осуществить преемственность поколений [8].
Участвуя в краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, дети становятся соучастниками различных событий, испытывают радость открытия, значимости своей деятельности.
Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие и развивающие функции.
Для эффективного патриотического воспитания старших дошкольников средствами краеведения педагог должен обладать целым комплексом знаний, к которым относятся:
- основы краеведения;
- естественнонаучные знания (биология, химия, география, экология);
- общая и возрастная физиология и психология;
- основы медицинских знаний;
- основы ориентирования, безопасности жизнедеятельности и др.[4].
Работая над патриотическим воспитанием старших дошкольников средствами краеведения, необходимо применять современные направления развития: соблюдать интегрированный подход, взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, применять разнообразные педагогические технологии; комплексные экскурсии; этические беседы; дидактические и ролевые игры; творческую и практическую деятельность, задания и задачи по организации многообразной деятельности дошкольников [5]. Следует подчеркнуть, кратковременность интересов дошкольников, неустойчивость их внимания, утомляемость в связи с чем педагогу следует неоднократно обращаться к одной и той же теме с целью развития у детей внимания и длительного сохранения интереса к ней.
Кроме того, необходимо объединение в одну тему занятий не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью.
Без сообщения определенных знаний о родном крае невозможно и говорить о воспитании любви к малой Родине. Отбор и систематизация таких знаний должны проводиться с учетом возрастных особенностей и возможностей дошкольников, принимающих во внимание характер их мышления, способности обобщения, анализа и т п.
Непосредственные наблюдения в сочетании с усвоением доступных знаний способствуют развитию образного и логического мышления ребенка. Эмоциональному восприятию окружающего детьми способствуют: яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство, поэтому необходимо слушать песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны [1].
Желательно познакомить детей с основными правами и обязанностями человека (правом на труд, отдых, образование и т. п.).
Решению задач патриотического воспитания будут способствовать игры, начатые детьми после наблюдения за трудовым процессом или под влиянием понравившегося им художественного произведения или сюжетного рисования. Задачей воспитателя является поддержание интереса к такой игре и организация её в нужном направлении.
Большой интерес вызывают у детей игры в «заочные» поездки и путешествия (по достопримечательным местам родного края) [9].
Таким образом, необходимо каждую тему подкреплять различными играми и продуктивными видами деятельности (коллаж, поделка, альбом, тематический рисунок), которые могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений, как итог работы над темой.
Любовь к детям, знание их склонностей и возможностей, умение наблюдать за их игровой деятельностью, профессионализм и мастерство являются качествами, необходимыми воспитателю для успешного осуществления патриотического воспитания.
Важнейшим педагогическим условием эффективного патриотического воспитания старших дошкольников является систематическое использование средств краеведения, развивающих патриотические чувства и представления детей.
Важным педагогическим условием эффективного патриотического воспитания старших дошкольников является интеграция различных средств краеведения в рамках одного занятия (фольклора, музыки, художественных произведений, репродукций художников и т. д.), которые могут быть объединены темами: «Они освобождали...», «Великая Отечественная война в истории и судьбах людей», «Афганистан - наша память и боль» и т.п.).
На данных занятиях должны звучать пословицы, произведения или фрагменты духовной музыки, русские народные песни, стихи о России, что также будет способствовать эффективному патриотическому воспитанию старших дошкольников [9].
Необходимо включать иллюстрации и картины русских художников о родной природе, сопровождая их чтением поэтических произведений - что является ценнейшим средством воспитания любви к родной природе.
Во время прогулок, экскурсий важно показывать очарование пейзажа, учить ценить разнообразную красоту, ведь всё это воспитывает умение эстетически понимать окружающий мир, бережно, поэтически относиться к природе родного края [10].
Важным педагогическим условием патриотического воспитания старших дошкольников средствами краеведения является участие дошкольников в народных праздниках, играх, забавах.
Чёткой классификации народных игр нет, но на основе исследований Капицы О.И., Науменко Г.М. игры условно можно разделить на следующие виды: подвижные (спортивные) игры; обрядовые (календарные); по отношению к природе (природные); трудовые (бытовые); с ведущим (водящим); игры - забавы; драматические (с элементами театрализованных действий) [3].
Одним из педагогических условий, способствующих оптимизации патриотического воспитания старших дошкольников средствами краеведения, является включение в содержание занятий природного и исторического материала.
Поскольку духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина начинается в семье, а взаимоотношения членов семьи проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского и патриотического поведения человека, то важнейшим педагогическим условием патриотического воспитания старших дошкольников является педагогическое просвещение родителей учащихся.
В процессе педагогического просвещения родителей по вопросам патриотического воспитания можно использовать традиционные и нетрадиционные формы работы.
К традиционным формам относятся: родительские собрания; родительские конференции; индивидуальные консультации педагога; посещения на дому и др.
К нетрадиционным формам: родительские тренинги; дискуссии; круглые столы; устные журналы; практикумы; родительские вечера; родительские чтения и т. п. [9].
Стоит отметить, что большое значение для воспитания патриотизма имеют такие средства, как народные праздники и развлечения, организованные совместно родителями и детьми: «Праздник праздников, торжество торжеств» (посвящен Пасхе), «Кузьминки», «Рождественские посиделки», «Раз в крещенский вечерок...».
Данные мероприятия позволяют формировать у детей подлинную любовь и уважение к Родине, русской самобытной культуре, семье, народному творчеству и искусству.
Важным педагогическим условием патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является подбор средств краеведения с учетом возрастных особенностей детей данного возраста и их индивидуальных возможностей.
Подбор разнообразных средств по патриотическому воспитанию должен идти с учетом возраста и индивидуальных возможностей ребенка, ориентируясь на имеющийся у них опыт и знания в данной области. Процесс подачи информации должен идти по нарастающей от простого к сложному [10].
Обеспечение комплексного подхода в приобщении детей к изучению воспитательных традиций и культуры разных национальностей на принципах адекватного отношения к ним, уважения их различий, единства факторов создания толерантной среды также является необходимым педагогическим условием.
Данное условие предполагает систематическое воздействие на ребенка. Педагогический процесс, направленный на реализацию задач патриотического воспитания должен способствовать росту ребенка в данном вопросе, формировать у него уважение, сострадание, терпимость.
Также немаловажным педагогическим условием является направленность средств краеведения на активизацию когнитивного (потребности знакомиться с историей родного города, края, страны), эмоционального (гордости за себя, свою семью; чувства любви к малой и большой родине; сострадательности и сочувствия людям и др.) и деятельностного (уважения к соседям, людям города; осуществление здорового образа жизни; бережного отношения к родной природе) критериев уровня патриотической воспитанности [3].
Среди педагогических условий эффективного патриотического воспитания старших дошкольников, связанных с личностью самого преподавателя, можно выделить три, на наш взгляд, основных:
- соответствие профессиональной и личностной позиций педагога задачам патриотического воспитания детей средствами краеведения;
- овладение учителем мотивационной, теоретической и практической готовностью к осуществлению патриотического воспитания детей в процессе подготовки в вузе и в ходе профессиональной деятельности;
- активность педагога в реализации целей патриотического воспитания старших дошкольников средствами краеведения.
Эффективность патриотического воспитания зависит от уровня организации педагогом данной работы, от форм ее проведения и включаемых средств краеведения.
У педагога ДОУ широкий выбор различных форм патриотического воспитания - это, конкурс, соревнование, праздник, игра, экскурсия, прогулка (поход), фестиваль, викторина и многое другое [5].
Существуют такие формы деятельности по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами краеведения, как индивидуальные, групповые и массовые.
Индивидуальные формы предполагают деятельность ребенка по подготовке сообщения, беседы, изготовление поделок, презентаций, фотовыставки.
Массовыми формами работами являются - благоустройство территории сада, её озеленение, праздники и тематические дни.
К групповым формам работы можно отнести занятия охране родной природы, экскурсии, походы и т.д. [7].
С целью оптимизации процесса патриотического воспитания старших дошкольников можно использовать такое средство как, художественная и научно - популярная литература о природе края. Художественная литература о природе края глубоко воздействует на чувства детей данного возраста. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества ребенка, начинает формировать его личность. В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.
Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свои видения окружающего мира, видеть отношения человека к окружающему миру.
Патриотическому воспитанию детей будет способствовать разнообразная природоохранительная деятельность дошкольников, направленная на:
- защиту природной среды (подкормку животных; спасение животных, которые попали в беду; борьбу с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц и т п.);
- предупреждение дурных поступков в природе и борьбу с ними;
- улучшение природной среды (посадку растений, озеленение склонов, расчистку леса от сушняка);
- пропаганду и разъяснение идей охраны природы;
- сохранение и использование эстетических ценностей природы [10]. Исследовательская проектная деятельность дошкольников - эффективнейшее средство патриотического воспитания детей средствами краеведения.
Исследовательская деятельность - деятельность, связанная с решением детьми творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы [2].
Это средство ориентировано на самостоятельную деятельность, которую дошкольники могут выполнять самостоятельно, в группах, в парах и в отведённое для этой работы: время.
Главная задача - дать ребенку возможность развивать интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных способностей и склонностей.
Положительное значение в воспитательном процессе имеют и неудачно проведенные исследования. Педагог вместе с детьми подробным образом проводят анализ, выявляют причины неудач. Понимание допущенных ошибок стимулирует детей на повторную исследовательскую деятельность. Неудачи формируют личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет детям поставить адекватную оценку окружающего мира и себя в этом мире [3].
При организации и проведении работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами краеведения важно отобрать наиболее эффективные методы обучения.
Общепринятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность):
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой. Рассказ педагога - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее преимущественно фактический материал. Педагог, хорошо владеющий мастерством рассказа, обеспечивает усвоение детьми знаний о природе края в определенной системе, развивает их мышление, показывает учащимся, как нужно умело пользоваться словом.
Объяснение - это стройное и логически последовательное изложение педагогом материала.
2. Наглядные методы: наблюдение, демонстрация.
Наблюдение, это такой метод, при котором явления изучаются непосредственно в тех условиях, в которых они протекают в действительной жизни. По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности. Наблюдательность - это умение, способность подмечать характерные, но малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и отношений.
Наблюдать можно не только объекты и явления в естественной среде, но и их отражения и изображения в различных средствах обучения: картинах, фотографиях, объемных моделях, слайдах и кинофильмах [1].
В учебном процессе педагог применяет демонстрацию предметов, картин и схем. В современную практику учебной работы входит применение информационной компьютерной технологии. ИКТ позволяет демонстрировать на уроке: фотографии животных, растений, памятников, городов, карты, схемы и таблицы, тесты, кроссворды для проверки знаний, видеоматериалы, музыкальное сопровождение при демонстрации фото -и видеоряда.
Таким образом, патриотическое воспитание старших дошкольников - длительный и сложный процесс, обладающий специфическими особенностями.
У педагога имеется большое количество краеведческих средств, способствующих эффективной реализации задач патриотического воспитания детей данного возраста. Для успешного решения данной проблемы он должен обладать соответствующим уровнем профессиональной компетентности, профессионального мастерства и использовать вышеизложенные педагогические условия и средства краеведения в комплексе, в зависимости от поставленных на конкретном этапе работы целей и задач патриотического воспитания.
Список использованной литературы:
- Белая К.Ю. Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания: из опыта работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. - М.: Творческий центр Сфера, 1998.
- Волкова О.В. Реализация задач патриотического воспитания дошкольников в условиях внедрения национально - регионального компонента / О.В. Волкова // Интеграция образования. - Саранск, 2008. - № 4. - С. 53-55.
- Дьяченко В.В. Теория и практика патриотического воспитания в современной России: Дис. д - ра пед. наук: 13.00.01. - М., 2003.
- Егоркин Л. Патриотическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной школы. - АРКТИ, 2001.
- Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Автореф. дис. д - ра пед. наук. -Челябинск, 2000.
- Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов средних, педагогических учебных заведений. / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр «Академия», 2012
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4 - 6, 6 - 7 лет: Методическое пособие. / Н.Г. Комратова, Л.Ф. Грибова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Кривых С.В. Педагогические основы патриотического воспитания дошкольников. -Новокузнецк, 2002.
- Матушкин С.Е. Сущность и особенности патриотического воспитания дошкольников: В помощь учителю. - Челябинск, 2000.
- Соловьева Е.В. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционным ценностям отечественной культуры // Методист. - 2006. - №1. - С. 32 - 38.
Авторы: Москвитина Н.Ю., к.психол.н., факультет психологии и дефектологии ГБОУ ВО СГПИ, Хорошилова Е.П., к.п.н., факультет психологии и дефектологии ГБОУ ВО СГПИ, Ширванян А.Э., к.п.н., педагогический факультет ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь, Ставропольский край, Российская Федерация