Неблагополучные взаимоотношения в семье как основная причина возникновения эмоциональных трудностей у дошкольника

В науке в настоящее время выделяют разные виды неблагополучий: страх, робость, негативизм, застенчивость, импульсивность, агрессивность, тревожность [7].

Детские страхи являются эмоциональной реакцией детей на ситуацию угрозы (воображаемой или реальной) или в понимании детей на опасный объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание спрятаться или убежать. Уже начиная с новорожденности новорожденных можно наблюдать первую эмоцию страха. В дальнейшем страх имеет свойство социализироваться и возникать как реакции на новые ситуации и объекты. Зону социальных страхов ребенка расширяет закрепление в эмоциональной сфере первичного страха, который повышает чувствительность к носителям угрозы. В случае недостатка родительского принятия и тепла могут возникнуть детские страхи, в этом случае дети не чувствуют себя защищенными. У этих детей попутно может развиваться школьные страхи. Детские страхи чаще всего проявляются в психосоматических заболеваниях невротических реакциях и [2].

Во время ночного сна могут возникнуть ночные страхи, проявляющиеся насыщенным аффектом страха при неглубоких изменениях сознания (рудименты сумеречного состояния, сужение). Ночные страхи, в отличие от снохождения (лунатизма), сами по себе моторной активностью не сопровождаются с совершением автоматизированных, привычных действий. В то же время, они могут сочетаться со снохождением и сноговорением. Появляются как правило у дошкольников и младших школьников [1].

Все это в любом случае связано с умением родителей не создавать из данных возрастных страхов излишних проблем, своевременно успокоить ребенка, аккуратно побеседовать с ними, а также не настаивать на незамедлительном выполнении своих требований. В дневное время также стараться уделять внимание своим детям. Стоит с ребенком немного позаниматься, поиграть в совместные игры, все это сопровождать добрыми и ласковыми словами - и в этом случае не будет лишней «нервотрепки» с укладыванием спать.

Ребенок вне сна часто будет пугаться тесных помещений, особенно когда он внезапно остается один или если его родители оставили в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света. В этой связи, можно привести пример, когда наказанный воспитателем мальчик 4 лет, который на прогулке описался долго при всех стыдили, а в последствии закрыли в туалете. После этого своеобразного «воспитательного мероприятия» у дошкольника появились нервные длительные подергивания лица и тела [3].

У дошкольников (3 - 5 лет), имеющих возможность общения со сверстниками страхов значительно меньше. Это неудивительно, так как именно тогда проявляются все виды эмоций, приобретаются навыки адекватного восприятия неудачи, защиты, а также гибкость поведения в целом. В этом случае стоит лишний раз сходить на детскую площадку и постараться посредствам совместной игры постараться наладить взаимодействие детей разного пола, нежели записаться к врачу для получения транквилизаторов для боязливого и неконтактного, по убеждению родителей, ребенка. Так в качестве своеобразного активизатора могут выступать сверстники, а также собственная активность родителей, своевременно развивающих и поддерживающих инициативу детей и играющих с ними [5].

Причиной зарождения детских страхов может являться более чем благополучная атмосфера в семье, однако с чрезмерной опекой, регулярным нахождением рядом взрослых, предупреждением любого самостоятельного действия ребенка. Тем самым, родители демонстрируют слабость, беспомощность, беззащитность перед окружающим его миром своего ребенка.

Адекватной психологической защите от страхов не позволяет сформироваться и очень уступчивое, неуверенное поведение родителей, которые регулярно проявляют сомнения в правоте своих действий и уже этим обнаруживают непоследовательность своих решений и требований.

Одной из форм эмоционального неблагополучия является тревожность ребенка.

В словарях с 1771 года отмечается категория «тревожность». Известно много причин, которые способны объяснить происхождение данного термина. Так некоторые ученые подмечают, что «тревога» означает трижды со стороны противника повторенный сигнал об опасности [9].

В словаре психологических терминов под тревожностью понимается индивидуальная психологическая особенность личности, которая заключается в повышенной склонности испытывать беспокойство в различных жизненных ситуациях, в том числе и в тех, которые этого не предусматривают.

Нужно понимать, что тревога от тревожность отличаются друг от друга. Так под тревогой понимаются эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, в то время как тревожность выступает в качестве устойчивого состояния.

Приведем следующий пример, бывает так, что ребенок может испытывать волнение перед выступлениями на детском празднике или же при ответе у доски. Однако, данное беспокойство может проявляться не всегда, иногда он может остается спокойным в тех же ситуациях. Однако же, в том случае если состояние тревоги повторяется достаточно часто и в самых разнообразных ситуациях (при ответе у доски, общении с незнакомыми взрослыми и т. д.), в этом случае мы можем говорить о тревожности [8].

Тревожность не имеет прямой связи с какой - либо определенной ситуацией и регулярно проявляется. Данное эмоциональное состояние способно сопровождать человека в любом виде деятельности. В том случае, если человек способен испытывать страх перед чем - то конкретным, стоит говорить о проявлении страха. Например, страх высоты, страх темноты, страх замкнутого пространства и др.

Тревожность является индивидуальной психологической особенностью, проявляющейся в склонности личности к переживаниям тревоги. Изучается в качестве личностного образования и / или свойства темперамента, которое обусловлено слабыми нервными процессами. Тревожность впервые была описана З. Фрейдом (1925) под которой понимают в буквальном переводе «готовность к тревоге» или «готовность в виде тревоги» [6].

В качестве основных причин тревожности выделяют следующие:

  • тревожно - мнительная атмосфера в семье;
  • постоянные тревоги и опасения самих родителей, в этом случае эмоциональное состояние очень заразительно, и ребенок способен быстро перенимать у взрослых неадекватную реакцию на все жизненные события;
  • недостаток информации, которую недополучает ребенок (или не в состоянии воспользоваться полученной информацией).

В этом случае стоит смотреть, что читает ребенок, какие телепередачи смотрит, а также какие эмоции при этом испытывает. Взрослым порой сложно понять, как ребенок может отреагировать или интерпретировать то или иное событие.

В то же самое время, не всегда тревожные дети растут у тревожных родителей. Иногда может сложиться прямо противоположная ситуация, а именно, родители очень спокойные, не особо тревожные, четко знают, как достичь цели в жизни, также что хотят получить по итогу от своего ребенка. Ребенок в такой семье регулярно должен оправдывать амбициозные планы своих родителей. В этой связи, родители, сами того не осознавая, создают для своего ребенка ситуацию регулярного напряженного ожидания: смог или не смог угодить своим родителям.

В настоящий момент в науке пока еще нет единой позиции в отношении причин возникновения тревожности личности.

Однако, большая часть ученых выявляют в качестве приоритетных причин - нарушение детско - родительских отношений.
Б.И. Кочубей и Е.В. Новикова в своей книге «Эмоциональная устойчивость школьника» отмечают, что тревожность способна развиваться в результате наличия у ребенка внутреннего конфликта, вызванного:

  1. требованиями, предъявляемыми родителями, или ДОУ (школой), носящими противоречивый характер; например, родители не хотят пускать из-за плохого самочувствия ребенка в школу, а учитель ставит «двойку» в журнал и отчитывает его за пропуск урока в присутствии других детей;
  2. неадекватными, чаще всего завышенными требованиями, например, родители регулярно повторяют ребенку, что он обязательно должен стать отличником, не желают мириться с тем, что сын или дочь может в школе учиться не только на пятерки, и соответственно, быть не самым лучшим учеником класса.

Отрицательными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение. Например, воспитатель или учитель говорит ребенку: «если ты скажешь мне, кто из детей плохо себя вел в мое отсутствие, я не буду сообщать твоей маме, о том, что ты подрался» [4].

Также застенчивость можно отнести к формам эмоционального неблагополучия.

У родителей к детской застенчивости как правило двойственное отношение. С одной стороны, данная черта в их чаде может их умилять. Кроме того, застенчивый ребенок неожиданно не выкинет какую - нибудь пакость. Поэтому и стыдно за него не будет. И не смотря на это, родителей волнует вопрос о том, каково в жизни будет жить стеснительному во взрослой жизни, в которой нужно быть более активным, бойким и иногда напористым.

Все застенчивые люди одинаково похожи друг на друга (и дети в том числе), так как в общении с другими людьми способны испытывать одни и те же чувства, а именно неловкость, скованность, боязнь начать или поддержать разговор. Данные чувства могут усиливаться в том случае, если они могут попасть в неожиданную ситуацию общения или же в незнакомое общество или в большую компанию.

Застенчивая личность убеждена в том, что все внимание окружающих направлено только на него, а также что это внимание будет только с негативным подтекстом. Окружающие люди способны лишь критически оценивать его поведение и внешность, а также видеть все его недостатки и т. д. Чаще других стеснительные люди могут испытывать отрицательные эмоции когда находятся в реальной ситуации общения и когда думают о ней. Им свойственно постоянная неуверенность в себе и ожидание неудачи.

Однако, стоит отметить, что у разных людей может быть разная степень застенчивости. От небольшого смущения при встрече с незнакомыми людьми до отказа вообще от всяких контактов. Кроме того, в определенные периоды жизни стеснительность свойственна многим детям, а также взрослым. Однако, не у всех детей она является устойчивой чертой личности [6].

Имеется достаточно правдоподобное мнение, о том, что данная черта личности наследуется. У малообщительных и стеснительных родителей их ребенок ведет себя соответственно.

Однако, если в семье несколько детей то можно заметить, что не все они ведут себя одинаково. Зачастую младший ребенок в общении с незнакомцами может быть более раскован и уверен. Это связано с тем, что с первым ребенком родители как правило все в напряжении и озабоченности, а с появлением второго уже ощущают себя более увереннее, менее способны ограничивать и контролировать его поведение. Кроме того, младший ребенок регулярно находится в ситуации конкурентной борьбы со старшими братьями и сестрами. Исходя из этих убеждений он вынужден приспосабливаться: иногда хитрить, обращаться за поддержкой и сочувствием к взрослым и т. д.

По мнению психоаналитиков, застенчивость может сформироваться в следствие психической травмы, которую ребенок может получить в ситуации общения. Как правило, эта определяется всеми тремя факторами (наследственностью, старшинством, психической травмой). Однако у каждого ребенка в отдельности один из факторов является ведущим [4].

С целью обеспечения эмоционального благополучия старших дошкольников важно:

  1. принятие безусловное каждого из детей для развития у него жизненно важного чувства уверенности и безопасности в себе, в собственных силах;
  2. равноправные отношения между ребенком и взрослым (своевременная организация необходимой помощи, организация продуктивного пошагового сотрудничества, защиты и поддержки при возникновении потребности в ней); возможность свободно передвигаться на территории группы, в других помещениях дошкольного образовательного учреждения (например, в физкультурном и музыкальном залах), постоянное общение со сверстниками;
  3. личностно ориентированный, гибкий подход: отказ от любых «ярлыков», учет личностных и психических особенностей каждого ребенка, который выражается, например, в дифференцированном подборе упражнений и заданий, а также индивидуального ритма их выполнения;
  4. тесное профессиональное сотрудничество педагога - психолога, воспитателей и других специалистов детского сада в рамках планирования и организации тесного взаимодействия с детьми дошкольного возраста
    (а именно, при разработке индивидуальных образовательных маршрутов для детей с проблемами со здоровьем и развитием);
  5. создание условий для раскрытия индивидуальности личности каждого из детей, а именно раннее выявление их творческих способностей и возможностей, своевременный мониторинг (периодическое отслеживание динамики), похвала даже незначительных достижений каждого ребенка и его желание проявлять самостоятельность;
  6. заботливое отношение и эмоциональная реакция на возникающие детские проблемы, страхи и тревоги;
  7. уважительное общение с ребенком с целью совместной «переработки» значимых для него впечатлений (часто негативных) с целью их планомерного уменьшения и преодоления, а также повышения самооценки;
  8. реализация профессиональной деятельности под девизом «Не навреди!», а также конфиденциальность информации об участниках психолого - педагогического взаимодействия.

Список использованной литературы:

  1. Анохин, П.К. Эмоции. Психология эмоций. Тексты / П.К. Анохин. - М., 2004.
  2. Безруких, М. Дети, которых не понимают взрослые / М. Безруких // Дошкольное воспитание. - 2002. - №5. С. 26 - 27.
  3. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте Текст. / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2008.
  4. Дигтярев, Ю.В. Игры обучение, тренинг, досуг / Ю.В. Дигтярев, В.Г. Литвинов. -М.: Академия, 2008.
  5. Ибрагимов, X. Аутогенная тренировка как средство самовоспитания / X. Ибрагимов // Воспитание школьника. - 2005. - № 4
  6. Игумнов, С.А. Психотерапия и психокоррекция детей и подростков / С.А. Игумнов. - М., 2010.
  7. Изард, К.Э. Эмоции человека / К.Э. Изард. - М.: Изд - во МГУ, 2015.
  8. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль, 1997.
  9. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание, Личность / А.Н. Леонтьев. - М., 2010.

Авторы: Москвитина Н.Ю., к.психол.н., факультет психологии и дефектологии ГБОУ ВО СГПИ, Хорошилова Е.П., к.п.н., факультет психологии и дефектологии ГБОУ ВО СГПИ. Ширванян А.Э., к.п.н., педагогический факультет ГБОУ ВО СГПИ, г. Ставрополь, Ставропольский край, Российская Федерация

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.