Сказка окружает нас повсюду, это удивительный психологический инструмент для работы с внутренним миром человека. Психологи уже давно интересуются сказками. Специфическая речь сказок открывает детям путь к наглядно - образному и наглядно -действенному пониманию мира человеческих отношений, которое вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка и особенно на нравственное воспитание. Личность ребенка рождается в детстве. Поэтому чем раньше сказка коснется струн детской души, а не только ума, тем больше гарантий, что добрые чувства возьмут верх над злыми.
Современное общество все чаще привыкли традиционно относиться к сказочному материалу. Принято различать несколько традиционных форм работы со сказкой - чтение, пересказ, рассказывание, просмотр спектаклей, мульфильмов и кинофильмов по мотивам сказок, тематические беседы и др.
Наиболее распространенный метод знакомства со сказкой это чтение, т. е. дословная передача текста. Маленькие по объему сказки рассказываются детям наизусть, потому что это обеспечивает наилучший контакт с детьми. Главное - читать выразительно, чтобы дети слушали. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы заставить детей представить себе живой образ.
Следующий метод - это повторное чтение. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, можно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Выборочное чтение, способствуюет лучшему усвоению текста,
Если после первого прочтения сказка уже понятна детям, то педагог может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие - показ игрушек, иллюстраций, картинок, элементов инсценировки.
Следующий способ - рассказывание, то есть более свободная подача текста. рассказывая историю, можно сократить текст, переставить слова, включить объяснение и так далее. Главное в передаче рассказчика - это рассказать историю внятно, так, чтобы дети ее слушали.
Драматизация - это одна из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечение детей к участию в инсценировке способствует развитию у них экспрессивной речи, произвольного внимания и воображения.
Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в себе, независимость, артистизм.
Распространенным приемом, повышающим влияние текста и способствующим лучшему его пониманию, является просмотр иллюстраций в книге. Иллюстрация - это рисунок, который относится к определенной части текста и объясняет определенный момент. Иллюстрации показываются детям в том порядке, в котором они расположены в повествовании, но уже после прочтения. Детям старшего дошкольного возраста задаются вопросы, которые направляют их внимание на средства выражения в рисунках. При показе иллюстрации необходимо еще раз обратиться к тексту, перечитать эпизоды, описывающие то, что изображено на рисунках. Таким образом, реализуется связь между восприятием текста и иллюстрацией.
Следующий прием - беседа по сказке. Это сложная техника, часто включает в себя ряд простых приемов - вербальных и визуальных. Существует разница между вводной (предварительной) беседой перед чтением и короткой (заключительной) беседой после чтения. Во время заключительной беседы важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В старшем дошкольном возрасте дети учатся определять и мотивировать свое отношение к героям сказок (положительное или отрицательное). Особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку в целом. Во время второго знакомства следует обратить внимание на средства художественной выразительности. Здесь вопросы несут особую нагрузку: О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?". Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы они надолго запомнили и полюбили образы. С помощью вопросов можно узнать, какие выразительные средства используются в сказке.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры, основанные на знакомых сказках, литературные викторины.
В настоящее время педагоги и психологи разработали различные нетрадиционные формы работы со сказкой. Детям не доступна готовая информация, а наоборот, они пытаются поставить их в ситуацию, когда они пытаются решать проблемы самостоятельно, без помощи сверстников и взрослых; ставят себя на место героев ролевых игр, улавливают настроение сказки, учатся анализировать поступки и мотивы героев и делать творческие открытия.
Например, составление словаря сказок. Педагог знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивает картинки с их изображением .в дальнейшей работе со сказкой дети, глядя на картинки, пытаются сами объяснить их смысл.
Создание книги по мотивам сказки. Обогащение детской речи эмоционально окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание интереса детей к созданию книги.
При пересказе с помощью мнемотаблицы дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. Также можно предложить детям придумать и зарисовать свой конец сказки в мнемотаблице.
Ценность сказок заключается в их влиянии на развитие связной речи ребенка, развитие его эмоций, интеллекта и подготовку условий для дальнейшего успешного обучения в школе. Сказки помогают возродить в людях духовность, милосердие и человечность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни уже захватила их в свои сети. Таким образом, использование сказок в процессе формирования образности, выразительности речи, психического и эмоционального развития ребенка полностью оправдывает себя.
Список использованной литературы
- Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М.: Просвещение. 1983
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. Москва "ТЦ Сфера", 2003 г.
- Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. "Школьная пресса", 2000 г.
- Лелюх С. В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников - Ульяновск, 2003.
- Технология обучения дошкольников составлению текстов сказочного содержания
(Сборник ДОУ № 178) - Самара, 2003.
Авторы: Мингалеева А.Ш. воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 206 «Сударушка» г. Тольятти, РФ