Одно из первых мест в мировой музыкальной культуре начала XX века принадлежит С.В.Рахманинову, величайшему композитору, мыслителю и глубоко вдумчивому художнику, поднявшему значение русской музыки до новых высот. Музыка Рахманинова, которой не были свойственны«модные» тенденции в технике музыкальной композиции XX века, впечатляет мужественной силой, мятежным пафосом, иногда выражением безграничного ликования и счастья, а подчас и острым драматизмом. Такая острота не случайна, поскольку С.В. Рахманинов был выразителем романтических тенденций, характерных для русского искусства рубежа веков. Творчество С.В.Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Известно, что основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились у С.В. Рахманинова. В частности, в творчестве композитора получили воплощение христианские мотивы, поскольку, будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов внес выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки, воплотив в своем творчестве христианские идеи и символику.
Хоровое наследие С.В. Рахманинова, имеющее духовную направленность, обладает колоссальным значением для становления отечественной хоровой культуры. Перу композитора принадлежит шестиголосный мотет «Deusmeus», созданный в пору студенчества. Первое профессионально осмысленное обращение к духовным жанрам Рахманинова было в 1893 году, когда им был написан духовный концерт для смешанного хора без сопровождения «В молитвах неусыпающую Богородицу». Следующим этапом становления духовных основ в музыке Рахманинова стала «Литургия Иоанна Златоуста», написанная в 1910 году. Спустя пять лет композитор завершил величайшее из своих творений - «Всенощное бдение» (1915), написанное на темы древних песнопений знаменного распева, далеко выходящее за рамки жанра духовной музыки, принадлежа одновременно искусству духовному и светскому.
Отметим, что проникновению духовного начала в светское хоровое творчество Рахманинова способствовала свойственная его сочинениям эмоционально - возвышенная приподнятость. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы смятения, непримиримого протеста и спокойное созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимничность и тревожность. Именно состояние тревожного ожидания особенно ярко проявилось в симфонической поэме «Колокола», созданной Рахманиновым накануне первой мировой войны в 1913 году. Современники называли эту поэму «православным действом» и «колокольной мистерией». В звучание колокольного звона перед нами предстает трагическая человеческая судьба, которую сам человек встречает с мрачностью и мужеством. Детство сопоставляется с серебряными переливами маленьких колокольчиков, позднее в мелодию вступает радостный свадебный звон, затем привычный нам ритм церковного колокольного звона. Он становится все более суровым и, наконец, переходит в печальный погребальный перебор. Иными словами, образ колокола композитор наделяет надличностными чертами своеобразного «спутника» человека, роль которого всегда выполняла церковь.
Чертами колокольности и драматизма пронизано еще одно монументальное хоровое сочинение С.В.Рахманинова - хоровое произведение «Пантелей-целитель». Заметим, что одноименная поэма, положенная в основу хорового произведения, была написана А. Толстым в сатирическом жанре и являла собой образец критики русского нигилизма. Именно это направление материалистического мировоззрения А.Толстой в своей поэме характеризует как духовную болезнь молодого поколения и осуждает его приверженцев со всей силой сарказма и издевки. Поэт гневно выступает против основных идей нигилизма, в частности, против принятия всего исключительно материального, утилитарного и примитивного, против отрицания всего внематериального, включая духовное, Божественное начало в человеке.
В отличие от поэтического настроения сарказма А. Толстого, С.В.Рахманинов в хоровом произведении использует иные средства для отрицания ущербных в нравственном отношении идей. Он усиливает нереальный, мистический и даже архаично таинственный характер основного образа. В частности, при изложении сюжетообразующего мотива странствования Пантелея, собирающего травы и врачующего немощных, композитор использует вкрадчивее, прерывистые интонации, придающие мистически - таинственный, настороженный характер спокойному повествованию, напоминающему старинные русские былины.
Вместо пародии на образ мыслей нигилистов и стилизации речи простонародного героя, представленной в поэтическом оригинале, Рахманинов усиливает религиозное начало, придавая герою произведения царский масштаб, масштаб вершителя судеб. Вторая часть хорового сочинения - молитвенное обращение героя - повествователя к государю Пантелею. Но это не личная просьба, а соборная молитва, в которой герой просит за всех сирых, убогих. Здесь в основе композиторского замысла лежит религиозное чувство, которое оказывается не только личностным, но и всеобщим. Молящийся герой обозревает всех, здоровых и больных, переживая о немощных и прося милости у Пантелея. Следует отметить, что в этом фрагменте «молитвы» сделан акцент на необходимость врачевания не столько телесных, сколько душевных недугов. Хор звучит страстно, драматично, на многократном повторении одних и тех же мелодических оборотов слышны отголоски «колокольности». В отличие от первой части, преходящей на приглушенной звучности, этот раздел начинается Fortissimo. Далее следует тихий эпизод, в котором снова можно заметить отголоски русской старины. Построенное и непрерывное нарастание приводит к кульминации; диссонирующие секунды («опоенные злыми отравами») переходят в молящие скорбные интонации («Помоги им своими ты травами!»), а триоли снова изображают звучание колоколов, передавая тем самым не сатирический, а духовно -набатный характер звучания.
Образный строй главного героя разворачивается постепенно, реализуется в хоровом произведении, обогащаясь колокольностью, тембровой многоцветностью и симфонической, как бы оркестровой, насыщенностью. Произведение имеет весьма активную и разнообразную нюансировку, динамика колеблется от pp до ff. Третья часть хорового произведения, благодаря поэтическому тексту, в котором грубовато, с использованием стилизации просторечия, выражено неприятие нового учения, звучит у Рахманинова гневно и яростно. Еще больше ширится и разрастается мелодия хора в следующем эпизоде: появляются хроматизмы, жесткие диссонирующие созвучия. Заканчивается хоровое произведение язычески - иступленным, гневным возгласом -заклинанием: «и на этих людей, государь Пантелей, палки ты не жалей суковатыя».
Следовательно, образный строй, нашедший отражение в светском хоровом произведении С.В. Рахманинова «Пантелей - целитель» в полной мере отразил характер и духовное мировоззрение русского композитора, его взгляды, чувства, его гнев и веру. Именно душевная сила и вера способствовали проникновению духовного начала в светское хоровое творчество композитора. Можно утверждать, что при выборе литературной основы для хорового сочинения С.В. Рахманинова, прежде всего, интересовали не столько художественные достоинства текста, сколько духовная проблематика и образность, которая в них затрагивалась. Отталкиваясь от поставленной поэтом проблемы, композитор часто решал её по своему, создавая совершенно иной, по сравнению с поэтическим, образ, наполняя и усиливая его духовным смыслом.
Список литературы.
- Асафьев Б. В. Избранные труды. Т. 2. Академия наук СССР, 1952. С.301.
- Келдыш Ю. Рахманинов и его время. М., 1973. С. 5, 16, 413.
- Рахманинов С. В. Биографии и мемуары. М., 2010. С. 59.
- Рахманинов С. В. Письма. М., 1955. С. 556 - 557
- Винарова М. Отзвук вечности. [Электронный ресурс]: Официальный сайт Сретенского монастыря. Режим доступа: editor@pravoslavie.ru / .
Автор: Марушкина О.Н., г. Урюпинск, РФ. преподаватель МКУ ДО «Добринская ДШИ». Юлпатова Е.Ю. канд.пед.наук, доцент, профессор Волгоградский государственный институт искусств и культуры. г. Волгоград, РФ.