Система практико — ориентированных деловых игр в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов — бухгалтеров

Специфика учреждений среднего профессионального образования заключается в подготовке практико - ориентированных квалифицированных специалистов среднего звена для субъектов бизнеса различных организационно - правовых форм собственности и видов деятельности. При этом, учитывая потребности государства, общества, требования законодательства, система СПО находится в постоянном процессе реформирования и модернизации.

Анализ рынка труда в Ставропольском крае и в целом по стране, показывает, что наряду со специалистами по IT - технологиям, инженерами, дизайнерами и т.д. одними из перспективных и востребованных являются специалисты в области бухгалтерского (финансового) учета. При этом предпочтение отдается не просто бухгалтеру - специалисту общего профиля, а профессионалам, которые специализируются на узких участках учетно -аналитической работы, например, бухгалтер по учету ТМЦ, бухгалтер расчетного стола, бухгалтер - кассир, бухгалтер по учету налогов, финансовый менеджер и т.д. Происходящие в течении нескольких лет и по сегодняшний день в Российских стандартах бухгалтерского учета (РСБУ) изменения, основная цель которых сближение ПБУ с МФСО (Международными стандартами финансовой отчетности), повлекли изменения и в требованиях к специалисту - бухгалтеру со стороны работодателей. Очевидно, что современный работодатель отдает предпочтение практико - ориентированным молодым специалистам, владеющим профессиональными компетенциями и, что очень существенно, имеющим стаж практической деятельности по специальности.

В соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) выпускник, освоивший образовательную программу, должен обладать профессиональными компетенциями по соответствующим основным видам деятельности. Нормативный документ вменяет образовательной организации определенную самостоятельность в разработке образовательной программы и соответственно требований к результатам ее освоения в части профессиональных компетенций. При этом, формирование профессиональных компетенций должно быть основано на положениях профессиональных стандартов [1].

Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты: Российской Федерации от 21 февраля 2019 года № 103н в части специалистов среднего звена, определяет следующие условия:

1) на должность Бухгалтер, Бухгалтер II категории, Бухгалтер I категории может претендовать специалист имеющий:

  • среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена, программы профессиональной переподготовки);
  • опыт работы в должности с более низкой (предшествующей) категорией не менее одного года;

2) на должность Главный бухгалтер, Начальник (руководитель, директор) отдела (управления, службы, департамента) бухгалтерского учета может претендовать специалист имеющий:

  • среднее профессиональное образование (программы подготовки специалистов среднего звена, программы профессиональной переподготовки);
  • опыт бухгалтерско - финансовой работы при наличии среднего профессионального образования не менее семи лет [2].

Стажевый барьер частично решается за счет участия представителей работодателей в проведении чемпионатов по рабочим профессиям по стандартам WorldSkills, организации региональных и городских ярмарок вакансий и т.д. Это способствует трудоустройству определенного количества студентов. Однако, несмотря на меры по внедрению и развитию дуального образования, направленного на интеграцию обучения и практики, проблема противоречий между теоретическим обучением и практической работой, в частности по рассматриваемой специальности, остается не решенной.

Одним из основных методов, позволяющих повысить готовность будущих специалистов - бухгалтеров к профессиональной деятельности, отвечая запросам работодателей, на наш взгляд, является моделирование практической деятельности в условиях учебного процесса посредством системы практико - ориентированных (профессиональных) деловых игр.

Мониторинг сформированности профессиональных компетенций показывает, что уровень выполнения практических задач студентами, которые активно участвуют в подготовке и проведении профессиональных деловых игр, по всем видам деятельности, предусмотренных ФГОС СПО и образовательной программой, примерно на 35 - 40 % выше, чем студентами, которые пассивно участвуют или не участвуют в них вовсе.

Профессионально направленные деловые игры - эффективная форма учебной работы, которая позволяет студентам наиболее полно овладеть профессиональными навыками специалиста - бухгалтера.

В свете компетентностного подхода мы рассматриваем деловую игру как средство развития творческого профессионального мышления, благодаря которому человек приобретает способности анализировать определенные специфические ситуации и решать новые профессиональные задачи [4]. Кроме того, профессионально ориентированные деловые игры, проведенные на высоком методологическом и организационном уровне, стимулируют у студентов устойчивый и долговременный интерес к овладению специальностью.

Принципиально важным представляется систематизация деловых игр по курсам обучения, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям и этапам обучения, а также разработка игровой ситуации на основе практических материалов действующих организаций (предприятий), что позволит обеспечить более полную отработку функций современного специалиста.

Профессиональные деловые игры по рассматриваемой специальности опираются на совокупность условий:

  1. составляют систему, направленную на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста - бухгалтера на протяжении всего периода обучения, трансформируясь от простых (на начальном этапе обучения) к более сложным;
  2. имея комплексный характер, способствуют интеграции междисциплинарных курсов и профессиональных модулей;
  3. содержание игр и смоделированная деятельность участников основываются на практических материалах действующих организаций (преимущественно базах производственной практики).

Назначение и уровень интегральности деловых профессиональных игр определяется тем, какой этап учебно - производственного процесса они завершают.

На начальном этапе обучения деловые игры строятся на внутридисциплинарньк связях, предусмотренных при освоении междисциплинарного курса либо профессионального модуля, а в последующем учитывая расширение интеграции МДК и ПМ, завершая учебную практику, по итогам производственной практики (по профилю специальности), они приобретают более сложную комплексную форму.

Обобщенную структуру профессиональной деловой игры можно представить схематично (Рис. 1).

Ошичигельной особенностью профессиональных игр по рассматриваемой специальности можно обозначить самостоятельность деятельности студентов на всех этапах, начиная от распределения функций и ролей между собой в соответствии с исходной игровой ситуацией, и далее в процессе:

  • осуществления организационной деятельности, подготовки необходимой документации, образцов и т.д.;
  • сбора, обработки и анализа финансово - экономической, организационно - правовой и иной информации действующих организаций;
  • разработки предложений, системы мероприятий или решений;
  • защиты своих проектов, позиций от лица конкретного «специалиста» или «руководителя» на заключительном этапе деловой игры.

Оценка качества самостоятельной работы студентов проводится на всех этапах деловой игры, а на заключительном этапе оценивается профессионализм выполнения функций каждым «специалистом», то есть сформированность профессиональных компетенций. Объективная оценка работы: студентов является важнейшим вопросом деловых игр, поэтому на заключительном этапе необходимо участие специалистов бухгалтерских служб действующих организаций.

Обобщая вышесказанное, можно подытожить следующее: в настоящее время существует множество деловых игр, которые классифицируются по разным причинам, например, целенаправленная и творческая ориентация, наличие или отсутствие конфликтов в сценарии, метод создания и решения проблемных ситуаций и т. д. Однако, отличаясь друг от друга, профессиональные деловые игры по специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) решают единые задачи: развитие у студентов - будущих специалистов навыков работы с бизнес - информацией различного контекста; применение полученных знаний, умений, навыков в решении не стандартных практических ситуаций, возникающих в ходе осуществления предпринимательской деятельности; формирование умений работы в команде; воспитание бухгалтера - профессионала, сочетающего в себе самостоятельность, желание и способности к личностному и профессиональному росту, достижению поставленных целей, организаторские способности и креативность.

Список использованной литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) : Приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 № 69 : зарег. в Минюсте России 26 февраля 2018 № 50137.
  2. Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер» : Приказ Министерства труда и социальной защиты: РФ от 21 февраля 2019 г. № 103н: зарег. в Минюсте РФ 25 марта 2019 №> 54154.
  3. Агапов, И.Г. Организационно - педагогические условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся [Текст]: Автореф. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 67с.
  4. Бельчиков, Я.М., Бирштейн, М.М. Деловые игры. - Рига: АВОТС, 1989. - 304с.
  5. Збаровский, В.С. и др. Педагогические основы построения деловых игр. - Л. : ВИПК руководящих работников и специалистов профтехобразования, 1990. - 38с.

Автор: Кузьмина С.В., аспирант, Ставропольский государственный педагогический институт, г. Ставрополь, Российская Федерация

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.