В настоящее время перед образованием стоит задача воспитания не только творческой, разносторонне развитой личности, но и личности, ориентированной на постоянно меняющуюся реальность, готовой к освоению принципиально новых направлений и видов деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития мышления у детей. "Мнение ребенка формируется в педагогическом процессе, и особенность развития ребенка заключается не в индивидуальной адаптации к условиям жизни, а в ведении практической и познавательной деятельности с социальным происхождением ребенка", - пишет А.В. Запорожец.
Дошкольники являются наиболее чувствительными для развития умственных способностей детей. Направление умственного развития ребенка - это обучение его чему -либо, постановка ему определенных задач и направление их на путь решения. Для дошкольников характерно преобладание форм мышления (наглядно-реального и наглядно - образного). Форма того или иного мышления зависит от формирования мыслительных операций. Для развития образных форм мышления необходимо уметь формировать и совершенствовать индивидуальные образы и систему представлений, опираться на образы, представлять объект в различных положениях. Многие известные зарубежные психологи занимались вопросом изученияи формирования мышления у детей: Ж. Пиаже, Б. Инельдер, А. Шеминская, Д. Брукер, Э. Сонстрем, Р.Гельман, Ч. Брейнерд и другие.
Для понимания природы и механизмов психического развития они, прежде всего, придают большое значение периодизации изменений в интеллектуальной сфере, основанной на чисто психологических параметрах.
В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора. К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы. Конструктивная деятельность оказывает большое влияние на развитие зрительного и образного мышления у дошкольников. Конструирование - это продуктивная деятельность, поскольку она направлена на получение конкретного продукта, отвечающая интересам и потребностям дошкольников. Оно развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, такие как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые важные зависимости структуры объекта от его функций, создавать новые, оригинальные образы. Таким образом, конструктивная деятельность, несомненно, имеет важное значение в общем психическом развитии ребенка, так как способствует формированию важнейшего умственного действия - наглядного моделирования - основы образного мышления.
Однако в настоящее время недостаточно проработана роль организационной и конструктивной деятельности в педагогическом процессе дошкольных образовательных учреждений у детей 5 - 7 лет, где идет формирование и развитие зрительного и образного мышления.
Для решения этой проблемы была разработана методика использования конструктивной деятельности для повышения уровня зрительного и образного мышления детей.
Для успешного развития развития зрительного и образного мышления, а так же конструктивных навыков детей в группе должна быть организованна развивающая среда для конструктивной деятельности, поэтому мы создали центр под названием "Самоделкин и др." и оборудовали игровую комнату соответствующим оборудованием и материалами. Нами было учтено , что большую роль играет прочность и привлекательность оборудования, разнообразие материалов и пространственное расположение.
Конструирование , как вид в непосредственно - образовательной деятельности имеет целью — развитие технических и творческих способностей, что способствует гармоничному развитию личности ребёнка . Поэтому, мы разработали конспекты и провели непосредственно образовательную деятельность по конструированию, привлекая детей к творчеству и фантазиям. Непосредственно образовательная деятельность носила комплексный характер, поскольку включала в себя элементы математики, художественной литературы и изобразительного искусства.
Каждая непосредственно образовательная деятельность отличалась от предыдущей не только организацией обучения детскому конструированию (по образцу, по модели, по условиям, по схеме и т.д.), но и самой формой конструирования (из бумаги, из строительного материала...). Нами использовались различные материалы для детей: крупные и малые строительные материалы, рисунки, схемы, географическая карта, цветная бумага, картон, кисть, клей, ножницы, элементы игры: "Волшебный круг", "Вьетнамская игра", "Танграм" и др. НОД строилась с помощью таких приёмов работы, как: вопросов, беседы, индивидуальной работы, использования художественного слова, рассматривания иллюстраций и музыкального сопровождения.
После нашей работы появились определенные положительные результаты, у детей повышался интерес, активизировалось внимание, собранность. Ребята помогали друг другу в выполнении заданий, так как скорость их решения была разной. Дети, которые раньше обращались за помощью к взрослым и были малоактивными, стали легче выполнять задания, проявлять инициативу, конструктивность в своих решениях, использовали все полученные в своей работе знания и старались использовать свои творческие способности и взгляды.
Наряду НОД мы использовали в своей работе различные конструктивные игры и задания, такие как: З.А. Михайловой: «Танграм», «Волшебный круг», «Архимедова игра» и др.; Б.П. Никитина: «Сложи узор», «Кубики для всех» и др.; В.В. Воскобовича «Геоконт». Дети играли в них самостоятельно, в любое удобное для них время. Суть познавательного процесса заключается в том, что знания в игре не передаются в готовом виде, а мыслятся самим ребенком. Каждый раз в играх дети раскрывали свои новые качества. Это отразилось не только в умении планировать свои действия и делать постройки, но быть внимательными и сосредоточенными, так же в проявлении дружеских взаимоотношениях детей друг с другом.
Анализ нашей работы дает основание утверждать, что низкий уровень зрительно -образного мышления дошкольников может быть исправлен. Благодаря систематической и целенаправленной работе педагога с детьми через организацию конструктивной деятельности осуществляется не только обогащение новыми знаниями, усвоение материала, но и развитие всех психических функций ребенка, в том числе зрения и образного мышления.
- Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец - М.: Интерпресс, 1997 - 346с.
- Попова Л.С. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 2005. - 362с.
- Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н.
Автор: Копнина Е.И, воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 173 «Василёк», г. Тольятти, РФ