Особенности изучения учебно — методического модуля «информация и информационные процессы» в курсе информатики общеобразовательных учреждений

Мы знаем, насколько серьезно могут использоваться компьютерные технологии в современном мире и, какие задачи они смогут решать в ближайшем будущем.

Информатика, как школьная дисциплина, является достаточно молодой наукой, к появлению которой многие образовательные учреждения не были готовы. В настоящее время, основная задача школы - понять важность подготовки учащихся в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества.

Самым сложным и важным объектом изучения данного курса является раздел «Информация и информационные процессы». Проблема, с которой сталкиваются учащиеся, связана с нахождением количества информации посредством содержательного и алфавитного подходов. Данная тема пересекается с такими важными разделами, как кодирование и обработка графической, мультимедийной, текстовой и числовой информации, для изучения которых, учащимся необходимо обладать вычислительными навыками. Такое «переплетение» тем вызывает у учащихся сложности в изучении раздела.

Изучение учебно - методического модуля «Информация и информационные процессы» можно разделить на три логически - завершенных учебных темы, каждая из которых ставит определенные задачи:

  1. Информация, информационные процессы: знание понятий информация, информационные процессы в живой и неживой природе, информация в обществе, информация и информационные процессы в технике;
  2. Кодирование информации: знать, как происходит кодирование информации с помощью знаковых систем, знаки, их формы и значения;
  3. Количество информации: знание подходов к определению количества информации как меры уменьшения неопределенности знания, алфавитный и содержательный подход, единицы измерения информации, уметь решать практические задачи на количество информации [2].

Модуль содержит как теоретическую, так и практическую часть с задачами прикладного характера, направленную на развитие критического мышления, использование личностно -ориентированного метода, метода дифференциации знаний. Это способствует формированию функциональной грамотности, социализации обучающихся, а также формированию межпредметных связей и общеучебных умений.

Межпредметные связи в разделе программы реализуются по следующим темам: единицы измерения информации (алгебра, физика, геометрия, музыка, графика, биология); информационные процессы (математика, физика); система счисления (математика, история).

Для результативности учебно - познавательной деятельности, которая в первую очередь опирается на потребности обучающихся, учитель использует различные творческие подходы, педагогические технологии, приемы, формы и методы.

Применяются словесные, наглядные, практические, индуктивные и дедуктивные методы обучения, каждый из которых представляет собой некую совокупность приемов. Используются приемы общей организации учебной деятельности - это приемы слушания, наблюдения, конспектирования, планирования, общении, а также приемы познавательной деятельности - внимания, запоминания, суждения и умозаключения [1].

Место информатики в системе общечеловеческих ценностей, на овладение которыми нацелена система образования, определяется тем глубоким воздействием, которое она может оказать на развитие личности учащегося.

Изучение данного раздела в условиях ФГОС должно сформировать у учащихся представление об общности процессов получения, преобразования, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике. Выпускники должны научатся оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации.

Все это заставляет серьезно задуматься о том, что необходимо уделить особое внимание изучению тем об информации в курсе школьной информатики.

Список использованной литературы

1. Богомолова, Е.В. Методика преподавания информатики / Е.В. Богомолова. - Рязань: Изд - во Ряз. гос. пединститута, - 2002. - С. 34.

2. Леднев, В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В.С. Леднев // - М.: Высшая школа. - 1991. - С. 224.

Автор: Клепикова А.А., студентка 4 курса, факультет математики и естественнонаучного образования НИУ «БелГУ», г. Белгород, Российская Федерация

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.