Модульный принцип построения дидактических информационных сред для высшего образования

В современном мире всё большую ценность приобретают компетенции в области самоорганизации и умения работать с информацией, а также коммуникативные умения, обеспечивающие эффективную работу в команде. Требования к уровню освоения таких универсальных компетенций зафиксированы на уровне федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО). Тем не менее, сложившаяся практика обучения в высшей школе не в полной мере отвечает требованиям современного общества к уровню развития указанных компетенций у выпускников. Причины этому видятся в слабой ориентированности применяемых подходов к организации условий обучения в вузах на подготовку обучающихся к условиям реальной работы. Господство знаниевой парадигмы несмотря на очевидные плюсы в плане фундаментальности подготовки выпускников не решает задач современного общества, развивающегося в логике компетентностной парадигмы. Сегодня недостаточно просто знать, нужно уметь применять эти знания на практике, а вернее конструировать новую среду знаний. Более того, само по себе знание не обеспечивает его адекватного применения при решении профессиональных задач, особенно в ситуациях, требующих нестандартного, творческого подхода. Перегруженность информационной среды, в которую погружен обучающийся, создаёт эффект излишней когнитивной нагрузки. Также следует учитывать, что в современных условиях быстро устаревающих знаний, бесперспективной является стратегия хранения в памяти специалиста огромного количества информации. «Вся информация либо быстро меняется с изменением технологий, либо находятся на расстоянии двух кликов в интернете» [1].

С этой точки зрения наиболее перспективным является ориентированность на создание квазипрофессиональных дидактических информационных сред, способных подготовить обучающихся к функционированию будущих специалистов в реальном информационном пространстве. Для этого такие информационные среды должны строиться с учётом определенных принципов. Среди них модульный является одним из наиболее важных. Наиболее релевантным данной работе представляется определение модуля как организационно - методической междисциплинарной структуры учебного материала, предусматривающей структурирование информации с позиций логики познавательной деятельности [2]. Известно, что модульная декомпозиция системы часто используется в процессе её моделирования. Это необходимо с целью установления базовых компонентов системы и взаимосвязей между ними. Поскольку в состав дидактической информационной среды входят жёсткое, частично - модифицируемое и гибкое поля, можно считать, что каждое поле представляет собой отдельный модуль. При этом в составе каждого модуля есть взаимосвязанные элементы, которые условно можно разделить на ресурсные, технологические и операционные. К ресурсным элементам относятся «кванты» информации, существующие в различных формах (текстовой, графической, звуковой и т.д.). Технологические элементы отвечают за возможность взаимной интеграции ресурсных и операционных составляющих. Они существуют как носители информации и элементы: коммуникационного оборудования. Операционные составляющие могут быть как интериоризованы субъектами информационной деятельности, так и отчуждены от них в виде результатов их интеллектуальной деятельности. Взаимосвязи между данными элементами гарантируют целостность дидактической информационной среды при условии соблюдения ряда требований. Среди них кроссплатформенность, гетерогенность, доступность, релевантность, масштабируемость, валидность и другие.

Таким образом, именно для высшего образования дидактические информационные среды, сконструированные с учётом модульного принципа, в наибольшей степени удовлетворяют требованиям ФГОС ВО и позволяют подготовить специалистов к работе в реальных условиях информационного общества.

Список использованной литературы

  1. Ильина С. Шесть трендов корпоративного онлайн - обучения, которые нельзя игнорировать. Электронный ресурс. URL: https: // vc.ru / future / 55431 - shest - trendov -korporativnogo - onlayn - obucheniya - kotorye - nelzya - ignorirovat (дата обращения: 12.02.2019).
  2. Карпов В.В., Катханов М.Н. Инвариантная модель интенсивной технологии обучения при многоступенчатой подготовке в вузе. М.; СПб.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. 141 с.

Автор: Киргинцева Н.С., к.п.н., доцент ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, Российская Федерация Нечаев С.А. к.п.н. ВУНЦ ВВС «ВВА» г. Воронеж, Российская Федерация

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.