Ребенок в первые годы своей жизни знакомится с моделями поведения человечества и начинает он это делать на примере своей семьи. Благодаря внутрисемейным моделям ребенок познает формы отношений между людьми, учится общаться и взаимодействовать с внешним миром. Взаимосвязь между отношением родителей к ребенку и такой его характеристикой как «агрессивность» может прослеживаться уже с первых месяцев жизни ребенка. Агрессивность у ребенка может формироваться и закрепляться, когда он наблюдает агрессивный стиль взаимодействия внутри семьи (регулярные ссоры, драки, грубые слова); когда он сам испытывает агрессию со стороны членов семьи (подвергается оскорблениям, физическому, психологическому насилию, наказаниям, не соответствующим возрасту и проступку ребенка, беспричинным наказаниям); когда ребенок чувствует по отношению к себе безразличие родителей; когда агрессивное поведение ребенка подкрепляется (например, ребенок может подраться для того, чтобы родители похвалили его «за смелость»).
Еще одним фактором формирования агрессивного поведения у ребенка может являться его социально - биологические и личностные особенности. Через агрессивное поведение ребёнок может выражать свой страх, усталость, заниженную самооценку. Выраженность агрессивности может зависеть и от пола ребенка, его социального положения, ролевых ожиданий (например, нередко при воспитании мальчикам внушается мысль, что мужчина должен уметь «давать сдачи», драться).
Иногда агрессивное поведение ребенка формируется в зависимости от определённой ситуации. Спровоцировать ребенка на вспышки раздражения, гневливости может плохая оценка в школе, необходимость выполнять трудные для него домашние задания, нежелание других детей принимать его в игру и т.д.
Можно выделить вербальную и физическую агрессию у ребенка, каждая из которых может проявляться в прямой или косвенной форме: к прямой вербальной агрессии относятся оскорбления и словесные формы унижения другого в виде обзывательств, дразнилок; косвенная вербальная агрессия проявляется в обвинениях или угрозах, которые могут осуществляться в различных высказываниях: жалобах («Он меня ударил!»), угрозах («Если не пойдешь со мной - я тебя ударю!»), демонстративном крике, направленном на устранение другого человека («Уходи, ты мне надоел!»); прямая физическая агрессия это непосредственное нападение на другого человека и нанесение ему физической боли, унижения; к косвенной физической агрессии можно отнести принесение материального ущерба другому ребенку через непосредственные физические действия, например, разрушение продуктов деятельности, порча вещей другого ребёнка.
Родители могут и не заметить, когда ребёнок уже начинает переступать границы дозволенного (например, проявляя свои эмоции в игре, ребенок может ударить, толкнуть, укусить), когда его агрессивность становится нормой поведения, реакцией как на нейтральные ситуации или одним из способов решения конфликтных ситуаций. Поэтому важным является изучение агрессивности ребенка в его дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии становления, и соответственно, когда своевременно можно предпринять корригирующие меры.
Психологическая работа с агрессивностью ребенка заключается, прежде всего, в том, чтобы научить его не совершать те действия, которые являются неприемлемыми, т.е. наносят вред другим людям и самому ребенку. Подобная цель не достигнется запретами. Все зависит от каждого индивидуального случая, от того, с чем связана агрессия ребенка, в чем она проявляется. Часто дети не умеют выражать свои чувства, не могут с ними справляться. Ребенка нужно научить способам выражения своих чувств, эмоций, не наносящим вред другим детям и себе.
В случае, когда ребенок проявил агрессию, а взрослый не успел его остановить, важно, чтобы за этим последовали определенные действия по исправлению ситуации. Например, если он сломал песочный домик другого ребенка, взрослый вместе с ребенком строит его заново, если он порвал книгу, совместно с ребенком необходимо ее «починить». При этом ребенку объясняется, что было плохо в его поведении и почему, как следовало бы поступить в ситуации, когда он злился.
Рассмотрим несколько шагов по преодолению агрессивного поведения у ребенка: развитие эмоций, что поможет в процессе взрослым понять мир переживаний ребенка, лучше понять его состояние в различных ситуациях, что именно его тревожит или радует, развитие чувства эмпатии, ориентации на эмоциональное состояние другого человека; осознание агрессивного поведения и обсуждение с ребенком, что такое вспышка гнева, в каких случаях он становится сердитым, и какие он знает способы выхода из такой ситуации; обучение ребенка навыкам контроля, умениям владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
Список использованной литературы
- Кэмпбелл Р. Как справляться с гневом ребенка / Р. Кэмпбелл. - СПб., 1997. - 42 с.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. - Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.
Автор: Воронина М.А. психолог, ГБУ ВО «ЦПППиРД», г. Воронеж Гладышева В.А. психолог, ГБУ ВО «ЦПППиРД», г. Воронеж