Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста

В педагогической деятельности одной из основных целей дошкольного и образования выступает воспитание компетентной языковой личности детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мнению Ю. Н. Караулова, языковая личность - это «совокупность способностей и характеристик человека, обуславливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов)» [2].

Коммуникативные навыки являются необходимыми компонентами процесса общения, которые включают в себя:

  1. Средства общения (речь, мимика, пантомимика).
  2. Вербальные и невербальные средства общения.
  3. Внутренние мотивы человека (направленность на общение, желание участвовать в разговоре).
  4. умения аудирования и говорения (выражать свои чувства, эмоции, желания, задавать вопросы, аргументировать) [1].

В законе «Об образовании» подробно представлен принцип вариативности в отборе методов, форм, образовательных технологий, который предоставляет возможность педагогами дошкольных структур применять наиболее наилучший, с их позиции, вариант, выстраивать педагогический процесс по определенной модели [3]. Данный отбор предусматривает предельное открытие творческого потенциала педагогов, содействует становлению инициативности, порождает применение нынешних компонентов, наиболее действенных образовательных методов, к постижению разных технологий.

Рассмотрим более подробно педагогические условия выработки коммуникативных навыков у дошкольников средствами коллективной работы.

Первым педагогическим условием выступает применение различных форм организации процесса образования, которые воздействуют на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Изучим его сущность. Формы организации каждодневной игровой деятельности, в процессе педагогики делятся на такие группы: сюжетные ролевые игры, игры с правилами, в процессе которых дети дошкольного возраста учатся активно слушать, сотрудничать, перерабатывать данные, верно говорить. Формами организации деятельности детей дошкольного возраста, которые считаются значительными потенциальными возможностями для разработки коммуникативных навыков, выступают коллективные игры. На становление коммуникативных способностей у дошкольников старшего возраста существенное воздействие оказывает сюжетная ролевая игра. Дети начинают осознавать, ориентироваться в основаниях определенных человеческих поступков. При рассмотрении системы отношений людей, они начинают понимать свое место в такой системе. Игра оказывает стимулирование становления детской познавательной сферы. При разыгрывании фрагментов действительной взрослой жизни, дети раскрывают новейшие стороны окружающей реальности

В ролевых играх общение протекает на таких уровнях: ролевые взаимоотношения, действительные отношения. В коллективной игровой работе регулярно протекает переход с одного на другой уровень - при переходе на уровень ролевых отношений, дошкольники изменяют голос, манеры, интонации, что показывает на то, что дети четко делят действительные и ролевые отношения, данные отношения нацелены на единое дело - игру. Существенное воздействие на развитие коммуникативных навыков оказывает развивающая предметная, пространственная среда, включающая организацию, в частности, сюжетные ролевые детские игры.

Таким образом, сюжетные ролевые игры содействуют детской коммуникации в игровой работе, оказывают содействие в применении невербальных средств общения, развитии умений вступления в беседу, ведение, поддерживание и окончание ее.

Также нами были изучены научные публикации, в которых широко раскрыта проблема развития коммуникативных навыков у детей. Путём анализа литературных данных были найдены следующие способы развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста, которые используют ведущие психологи, педагоги в Российской Федерации.

Один из специалистов по данному направлению И. А. Пономарева выяснила специфику влияния игровой формы деятельности педагога с воспитанником на его поведение и социализацию. Она отметила, что данный метод позволяет найти контакт с воспитанником.

Доцент из Украины В. И. Шебанова констатировала, что игры на основе драматизации влияют положительным образом на поведение ребенка, он легче находит общий язык со сверстниками, умеет контролировать себя, способен легко войти в игру.

Психолог из Татарстана Л. Н. Власова подчеркнула в своих исследованиях, что эффективной является ролевая игра, в ходе которой ребенок «входит в роль». Это происходит посредством принятия образов животных, героев сказок, социальных персонажей: родителей, воспитателей, педагогов и товарищей. Также она считает, что какие - либо игры по ролям (с тематикой или без нее) позволяют гармонизировать эмоциональное состояние ребенка и уменьшить риск появления вспышек агрессивности.

С целью формирования самоконтроля были организованы занятия для снижения агрессивного поведения школьников. Они включают чтение и обсуждение ситуаций, работу в группах, совместный анализ проблем агрессии и т.д. Обязательное условие - это работа в коллективе, где каждый может выговориться, высказать свою точку зрения, оспорить чью - то мысль. Ребенок должен учиться слышать других и иметь своё мнение, тем самым находя точки соприкосновения и компромисс с другими детьми не посредством ссоры, а благодаря общению.

Список использованной литературы

  1. Качемасова Е. Е. Развитие коммуникативных навыков у детей. - М. : Педагогика, 2014. - 204 с.
  2. Якуба В. Г. Развитие коммуникативных навыков. - М. : Артик, 2013. - 176 с.
  3. Теплова О. С. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников. - М.: Просвещение, 2016. - 145 с.

Автор: Вагина А. В., студент 1 курс, кафедра ПиМНО ТИ (ф) «СВФУ имени М. К. Аммосова», в г. Нерюнгри e - mail: 89248750983.ru@gmail.com Мамедова Л.В научный руководитель, к.п.н. доцент ТИ (ф) «СВФУ имени М. К. Аммосова», в г. Нерюнгри

Прокомментировать

Рубрика Образование, Общество

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.