В современном обществе имеется великое множество факторов, влияющих на формирование личности ребенка, причем как положительно, так и отрицательно [1]. По мнению И.В. Дубровиной, психологическое благополучие - аспекты психического здоровья, относящиеся к личности в целом и находящиеся в тесной связи с высшим проявлением человеческого духа [2].
Психологическое благополучие - это важное условие, для полноценного развития детей и подростков в процессе их жизни.
Психологически благополучный ребенок - это, в первую очередь, творческий ребенок, жизнерадостный, добрый, старающийся познать себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами. Психологическое благополучие детей - это залог высокой самооценки, сформированного самоконтроля, психоэмоционального комфорта. Эмоциональное благополучие - это одно из самых важных условий для успеха ребенка. Основная роль в развитии у детей и подростков эмоций как базиса дальнейшего развития принадлежит семье [1].
Семья - это особенная для каждого человека среда, уровень дружественности которой определяется тем, насколько она подходит ребенку, отвечает ли его потребностям быть принятым всерьез, быть уважаемым в дальнейшем, дает ли ощущение психологического комфорта и благополучия [2].
Сильная эмоциональная связь родителей и детей укрепляет семью. Ценный опыт прощения, уступчивости, поддержки от близких дети получают именно в семье. Именно в семьях дети учатся, как стоит вести себя в различных ситуациях. Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Семья дает детям главное - интимно -личностную связь и единство с родными. Так как социальная функция семьи -психологический тыл, защита [3].
Благополучие ребенка можно сохранить только в том случае, если в семье будет благоприятный психологический климат. Ведь именно он делает устойчивыми внутрисемейные отношения, главнейшим образом влияет на развитие детей, его создают родители и именно от них зависит, будет он благоприятным или нет [2].
Главные характеристики хорошего психологического климата семьи: сплоченность, возможность разнообразного развития личности ребенка, высокая доброжелательная требовательность, чувство защищенности и эмоционального удовлетворения. В таких семьях дети относятся к остальным с любовью, уважением и доверием, члены таких семей проводят время вместе в домашнем кругу, беседуют на интересные темы. Именно все эти факторы способствуют гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, своих силах [1].
Семьи, в которых часто происходят ссоры, эмоциональный дискомфорт, психическое напряжение, развивают в детях повышенную тревожность, агрессивность, неврозы, ребенок может испытывать трудности в установлении контактов, не иметь навыков общения со сверстниками, быть очень неуверенным в себе. Чтобы этого избежать, родителям необходимо стараться быть в настроении, не ругать детей за малейшие проступки, любить и уважать своего ребенка, подчеркивать его значимость в данной семье.
Ведь дети - очень впечатлительны и восприимчивы, они копируют поведение взрослых, «вынося» его в общество [3].
Таким образом, можно сделать вывод: чтобы сохранить психологическое благополучие ребенка родители должны иметь четкое представление о всех этапах развития его жизни, занимать активную роль в жизни семьи, находить время на разговоры с ребенком [3].
Библиографический список
- Дмитриева Н.С. Домашняя среда и психологическое благополучие подростков // Вестник университета. 2014. № 17. С. 292-298.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н / Д: Феникс, 2013. 512 с.
- Шиковец В.Е. Социализация ребенка. Взаимодействие школы и семьи. Минск: Красико - Принт, 2012. 128 с.
Авторы: Бучиана С.Т., студентка 2 курса СВГУ Г. Магадан, РФ Лихачева Д.М. студентка 3 курса СВГУ Г. Магадан, РФ Научный руководитель: Карташова Н. А. доцент СВГУ Г. Магадан, РФ