Анализ литературы в области эстетики и искусствознания (Ю.А. Гусев, В.М. Блок и др.) показал, что в художественном творчестве применяется множество различных методов. Они отражают обобщённый опыт художников, закономерности процесса созидания и / или исполнения художественного произведения, являются основой художественно - творческой деятельности. В словаре по эстетике приведено определение творческого метода в искусстве, под которым понимается система принципов, управляющих процессом создания произведения искусства.
Классификация методов художественного творчества осуществляется по различным основаниям. В процессе художественного творчества применяются общелогические методы и приёмы (сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование и т.д.). В процессе художественного творчества используются общетворческие, эвристические приёмы (комбинирование, перекомбинирование, анаксиоматизация, гипераксиоматизация, списки идей и т.д.). Метод художественного творчества также рассматривается как «приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала». В данном контексте выделяются методы классицизма, романтизма и т.д. и соответствующие им приёмы создания художественного образа - типизация, генерализация, индивидуализация и т.д. Кроме того, в практике учебной художественно -творческой деятельности целесообразным является выделение методов художественного творчества, ориентируясь на эффективность художественно - творческой деятельности, процесса создания нового художественного произведения.
Методы художественного поиска направлены на возникновение замысла (темы и идеи) художественного произведения. В состав методов художественного поиска входят методы художественного наблюдения и художественного прецедента.
Исходной, значимой частью работы художника по созданию художественного произведения выступает наблюдение, накопление жизненных впечатлений, фактов. Художественное наблюдение представляет собой целенаправленное, восприятие явлений окружающей действительности, в результате чего человек получает эстетические представления о них.
Метод художественного прецедента представляет собой изучение художественных произведений в качестве образцов, примеров художественного творчества. Метод художественного прецедента в возникновении замысла приобретает особое значение в тех случаях, когда новое художественное произведение создаётся на основе существующего художественного произведения.
Метод копирования направлен на точное воспроизведение существующего художественного произведения либо отдельных элементов языка искусства. В мире искусства «копирование» - освященный веками путь обучения рисунку и живописи, музыкальному исполнительству. При копировании используются произведения - образцы. Копирование осуществляется следующим образом: выбор художественного произведения или его фрагмента, детальное изучение, создание копии.
Метод образной аналогии предполагает наличие прототипа, уподобление одного явления другому на основе сходства предметов, явлений, процессов в каких - либо свойствах. Метод образной аналогии применяется при создании художественного образа на основе уподобления, при создании художественного произведения по аналогии с уже созданными.
Метод модифицирования обращен на видоизменение художественных средств, которые уже известны и их приспособление применительно к данному художественному произведению, художественному образу.
Художественное проектирование связано с поиском наиболее удачного, выразительного художественного решения.
Репетиционный метод реализуется через комплекс упражнений в процессе подготовки к демонстрации художественного произведения.
Демонстрация - это наглядный способ ознакомления с художественным произведением.
Методы рефлексии художественного произведения направлены на осмысление результатов художественного творчества, на своеобразное продолжение и завершение бытия художественного произведения.
Метод самоотчёта направлен на самоосознание, понимание, самоосмысление собственной художественно - творческой деятельности.
Список использованной литературы
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. - М. : Academia, 2001. - 246 c.
Автор: Аветисян Н.К., студент 4 курса кафедры дефектологии СКФУ, г. Ставрополь, Российская Федерация