Одним из крупных организаторов педагогического образования на Урале в 1920–1940-е годы, принявшим непосредственное участие в создании Челябинского педагогического института и возглавил его в 1941– 1943 гг., был Виктор Степанович Старцев.
В 1922 г. он поступил на отделение географии педагогического факультета Пермского университета, который окончил в 1926 г. Будучи студентом, занимал должность губернского инспектора по народному образованию, работал учителем и директором школы №17 г. Перми. В 1923 г. командирован губернским отделом народного образования в уездный город Сарапул, где в течение нескольких месяцев занимал должность заведующего гороно, оказывая, в частности, помощь беспризорным детям.
После открытия в 1930 г. Свердловского педагогического института В. С. Старцев работал в нем деканом и доцентом кафедры географии. Он же возглавил кафедру экономической географии в Урало-Казахстанской промышленной академии, руководил сектором географии в научно-исследовательском педагогическом институте Уральского облоно.
Во время создания в 1934 г. Челябинской области Виктор Степанович Старцев был приглашен областным отделом народного образования и облпланом в Челябинск как высококвалифицированный педагог и крупный специалист по экономической географии Уральского региона. В своей автобиографии, написанной в 1944 г., о начале своей работы в Челябинске он отметил: «Здесь я организовал и открыл пединститут, в котором продолжаю работать и по настоящее время». В этих словах нет преувеличения.
В 1939 г. ученый совет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова присудил ему ученую степень кандидата географических наук без защиты диссертации, на основании его многочисленных работ. С февраля 1939 г. Виктор Степанович работает заместителем директора по научно-учебной работе, исполняя с этого времени и обязанности профессора. В предвоенные годы он активно работал над докторской диссертацией по проблемам физико-географического районирования Челябинской области.
В мае 1939 г. Ученый совет ЧГПИ возбудил ходатайство перед Всесоюзным комитетом по делам высшей школы и Высшей аттестационной комиссией о присвоении В. С. Старцеву ученого звания профессора. В январе 1940 г. Ученый совет института выступил с ходатайством перед Президиумом Академии наук СССР «О предоставлении Сталинской стипендии для подготовляющегося к защите диссертации на степень доктора наук кандидату географических наук В. С. Старцеву».
И все же нужно отметить, что деловая карьера и служебный рост Виктора Степановича проходил довольно сложно. Несмотря на очевидные научные и организаторские способности Виктора Степановича, после октября 1934 г. в течение 7 лет он был «на вторых ролях» в ЧГПИ. В эти годы Наркомпрос РСФСР неизменно утверждал другие кандидатуры на должность директора института. Исследовавший его биографию историк, профессор В. Ф. Мамонов сделал по этому поводу в 1999 г. такое наблюдение: «А может, дело было в самом Старцеве. Многим не нравились его манеры, стиль поведения: напористость, перераставшая порою в жесткость. Довольно отзывчивый и даже добрый в быту, на работе он мог быть беспощаден». И далее В. Ф. Мамонов пишет о положении В. С. Старцева в институте во второй половине 1930-х годов: «В институте началась кадровая чехарда. Директора менялись. Менялось и служебное положение Виктора Степановича. Его делали то заместителем директора, то заместителем заведующего кафедрой, то просто доцентом, то опять заместителем директора».
Недостатки в характере не могли заслонить главного: его самоотверженность на работе, полная отдача сил на благо родного вуза, отсутствие карьеристских замашек. Эти лучшие черты Виктора Степановича проявились в годы Великой Отечественной войны, когда возглавил институт. Он временно исполнял обязанности директора после отъезда П. Б. Жибарева в Москву (в феврале-мае 1941 г. ) и после призыва в армию Д. А. Клюкина (в июле-ноябре 1941 г. ). 18 ноября 1941 г. вышел приказ по Нар-компросу РСФСР №182: «Вр. и. о. директора Челябинского педагогического института тов. Старцева Виктора Степановича назначить директором этого института с освобождением от должности зам. директора по учебно-научной работе».
Новому директору удалось сохранить вуз. В августе 1941 г. здание института было передано наркомату вооружения, в нем разместился патронный завод №541, Челябинский облисполком ходатайствовал перед Совнаркомом РСФСР о закрытии ЧГПИ. Только благ.ря активности и настойчивости директора ЧГПИ был сохранен. 12 сентября 1941 г. Совнарком РСФСР отклонил предложение о закрытии института.
Следующей важной задачей было найти помещение для вуза. Дело в том, что в указанном постановлении Совнаркома содержалось требование к местным органам перевести его в один из районов области. В результате настойчивости и усилий Виктора Степановича институт оставили в Челябинске, учебные занятия стали проводить в третью смену в помещении школы №50, а также в двухэтажном доме по ул. Калинина, 65.
Много внимания директор уделял перестройке учебного процесса в военных условиях, введению новых предметов, особенно на естественно-географическом, историческом и математическом факультетах. Он принимал деятельное участие в создании в 1941 г. факультета иностранных языков. По его инициативе Челябинский учительский институт иностранных языков был преобразован в полноценный факультет иностранных языков пединститута, дающий высшее образование учителю средней школы, в том числе для старших классов.
Огромных усилий стоило В. С. Старцеву сохранить в годы войны контингент студентов дневного отделения. Приходилось обращаться к наркому просвещения РСФСР В. Потемкину, чтобы студентов не отвлекали на длительное время для работы на военных заводах. Подобная сложная ситуация возникла в январе 1942 г., когда Челябинский обком ВКП(б) обязал направить студентов I и II курса на завод № 78 им. Орджоникидзе в цех №19. Учеба 66 откомандированных на завод студентов оказалось под угрозой, так как при напряженной ежедневной работе в цехе сдать экзаменационную сессию они не могли. Понадобились обращения и докладные записки к секретарю обкома партии Н. С. Патоличеву, к директору завода, в Наркомпрос РСФСР. В итоге в апреле 1942 г. студенты были освобождены от работы на заводе и вернулись в институт, чтобы в нормальных условиях возобновить учебу.
В. С. Старцеву приходилось решать массу хозяйственных проблем: обеспечить институт и общежития топливом (углем), организовать подсобное хозяйство для усиления питания студентов и преподавателей.
Предметом особого его внимания было создание дружного творческого коллектива преподавателей и сотрудников, привлечение опытных кадров из эвакуированных ленинградских, московских, украинских вузов. Именно с привлечением новых профессорско-преподавательских кадров ведущих вузов страны для работы в ЧГПИ В. С. Старцев связывал планы дальнейшего развития вуза. В марте 1943 г. он обратился в Наркомпрос России с предложением объединить, хотя бы временно, пока идет война, Челябинский пединститут и эвакуированный в г. Кыштым Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена.
Свое предложение В. С. Старцев мотивировал тем, что Челябинский пединститут испытывал нехватку высококвалифицированных кадров, а в ЛГПИ был очень сильным профессорско-преподавательский состав, тем более что ленинградских студентов в условиях эвакуации осталось совсем немного.
«Мне думается,- писал В. С. Старцев,- следовало бы использовать научно-исследовательскую базу института имени Герцена (научные работники, аспирантура, право защиты диссертации и т. д. ), чтобы укрепить Челябинский институт кадрами». По мнению директора, Ленинградский пединститут имени А. И. Герцена не потеряет свои традиции, если временно прекратит свое существование, а Челябинский институт, получив (хотя бы на один год) крупный педагогический коллектив и традиции прославленного вуза, укрепился бы. В письме в Москву Виктор Степанович предлагал назначить на свой пост директора Ленинградского пединститута Ф. Головачева.
Наркомпрос РСФСР поддержал предложение В. И. Старцева о слиянии вузов и направил документы по этому вопросу к заместителю Председателя Совнаркома СССР Р. С. Землячке, которая курировала российские вузы. 24 апреля 1943 г. приказом по Наркомпросу РСФСР Виктор Степанович был освобожден от должности директора ЧГПИ по его просьбе и в связи с ухудшением здоровья. Фактически это увольнение должно было облегчить решение вопроса о назначении Ф. Головачева.
Однако в Совнаркоме СССР идею о слиянии двух вузов не поддержали. И уже освобожденный от должности директора В. . Старцев 12 мая 1943 г. передал все дела по руководству института и имущественные ценности временно исполняющему обязанности директора института профессору П. В. Гуревичу.
В 1943–1947 гг. и в 1949–1952 гг. он продолжал работать на должности профессора и заведующего кафедрой экономической географии в своем родном вузе, и в 1947–1949 гг. был заместителем директора института по учебной и научной работе.
В годы Великой Отечественной войны В. С. Старцев занимался так-же активной общественной и пропагандистской работой. 17 декабря 1947 г. газета «Челябинский рабочий» писала: «Более 700 популярных лекций на заводах, в клубах и школах прочитал Виктор Степанович Старцев. Веское, правдивое слово советского ученого вдохновило слушателей на героические ратные и трудовые дела».
Значительные усилия приложил ученый для создания Челябинского отдела Географического общества СССР. В 1944 г. он был избран первым председателем президиума этого отдела, участвовал в работе правления Дома ученых в Челябинске.
Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Великой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9
Автор: Худобородов Александр Леонидович – доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой истории, социологии, права Челябинского государственного педагогического университета