Повышение качества обучения истории, ее воспитательного потенциала было продолжено учителями в трудных условиях Великой Отечественной войны. К 1941 г. школа достигла крупных успехов в развитии общего образования. В стране функционировало 199 тыс. общеобразовательных школ, на 75 тыс. больше, чем в 1914 г. Численность учащихся в общеобразовательных школах составила 35 млн человек, или почти в 4 раза больше, чем в дореволюционное время. Количество учителей достигло 1238 тыс. человек. Около миллиона человек учились в средних специальных и 812 тыс. человек- в высших учебных заведениях. Значительно возросла грамотность населения. За годы советской власти (до 1940 г. включительно) было обучено около 60 млн человек взрослого населения. Получили среднее образование (общее и специальное) около 4 млн человек. Учительство Челябинска и Челябинской области, понимая промышленное значение Урала, внимательно следя за героическими действиями уральцев-гвардейцев, мобилизовало все свои усилия на помощь фронту и воспитание молодого поколения в духе патриотизма.
Великая Отечественная война явилась тем суровым экзаменом, который вместе со всей страной держала и школа. Внося посильный вклад в дело всенародной борьбы с фашизмом, учительство и школа в целом успешно продолжали решать свои непосредственные задачи по воспитанию и обучению подрастающих поколений, перестраивая и организуя свою деятельность применительно к сложным условиям военной обстановки.
Общеобразовательная школа Челябинской области работала в трудных условиях. Значительно уменьшилось число школьных зданий, ибо многие из них заняли госпитали, рабочие общежития, воинские части. Учебная площадь школ сократилась вдвое.
В материалах обследований и проверок школ в 1941–1945 гг., в отчетах отделов народного образования отмечалось улучшение качества преподавания, несмотря на то, что в армию ушло большое число квалифицированных учителей, подчеркивалось, что в целом успеваемость по истории в школах выше, чем в прошлые годы. В старших классах у большинства учащихся преобладали отличные и хорошие оценки. Передовые учителя Челябинской области поняли, какие задачи стоят перед ними и приложили все усилия к тому, чтобы добиться наилучших результатов в преподавании истории.
В период войны в ряды мастеров преподавания истории пришло много новых учителей начальных классов: Еремеева, Миликевич, Хомякова, Полякова (г. Челябинск); Акулина (г. Магнитогорск); Гулина, Шлемова (г. Катав-Ивановск) и многие другие. В старших классах в годы войны работали: Модало (№ 46 г. Челябинска), Бубнова (№ 19 г. Копейска), Кирилец (№ 47 г. Челябинска), Голубкова (№ 10 г. Челябинска), Яковлев (№ 47 г. Челябинска) и др.
Многие учителя проводили свои уроки на высоком идейно-политическом уровне. Они систематически использовали наглядные пособия, дополнительную историческую, художественную и мемуарную литературу. Связь программного материала с современностью у большинства преподавателей стала умелой и органической.
В передовых школах была развернута внеклассная работа по истории, систематически работали исторические кружки и школьные лектории. Основной формой внеклассной политико-воспитательной работы были проводившиеся 2–3 раза в неделю политинформации о текущих событиях. Кроме политинформаций, школы организовывали лекции на политические и военно-оборонные темы: «Танки и самолеты в современной войне», «Отечественная война 1812 и 1941 гг. ». В 1944/45 учебном г. в городах и районах работало 30 исторических кружков с охватом 606 человек. Связь текущих политических событий с историческими событиями прошлого способствовала осуществлению воспитательных задач, поставленных перед преподавателем истории.
Интерес учащихся к героическому прошлому небывало возрос. И мы можем констатировать, что знания учащихся по истории, особенно 10 кл., за годы войны стали более осознанными и прочными. Изменились и сами ученики. О. И. Стрелова вспоминала: «...учебные занятия в школах идут нормально. Не допускаем ни одного срыва уроков. Учимся, и учимся хорошо! И учителя прекрасно понимают, что наша главная задача – нормальная работа школы. Память не подсказывает ни одного серьезного нарушения дисциплины. Как-то особенно собраны учащиеся, серьезны, подтянуты».
Возросший интерес к военному прошлому нашего народа сказался в том, что наиболее прочно и глубоко были усвоены такие исторические периоды, как: татаро-монгольское нашествие, борьба с ним; битва на Неве, Ледовое побоище, 1812 год; годы интервенции и гражданской войны, т. е. исторические эпизоды, характеризующие борьбу нашего государства за свою независимость и свободу.
Большую, чем раньше конкретность и понимание показывали учащиеся в знании исторических деятелей. При этом наиболее полные характеристики давали таким личностям, как Д. Донской, А. Невский, М. Кутузов, А. Суворов, К. Минин, Д. Пожарский. Хорошо знали учащиеся наших революционных полководцев и особенно выдвинутых великой Отечественной войной: Кузнецова, Рокоссовского, Воронова и др. Более связной и последовательной стала речь учащихся. Значительно улучшилось знание хронологии. В отличие от прошлых лет учащиеся могли отнести событие к определенному веку, умели поставить в ряд других событий, перечисляли их в хронологическом порядке. С вопросом: «Перечисли в хронологическом порядке крупнейшие войны нашего государства в XVII и XIX вв. учащиеся 3–4 кл. справились успешно. Заметно лучше учащиеся стали знать историческую карту. Большое внимание уделялось работе над историческим словарем, над уточнением исторических понятий.
Ученики Магнитогорской школы № 17 так определяли понятие «патриот»- «тот человек, который любит свою родину, защищает ее от врагов и готов умереть за родину, кто работает честно и учится отлично-это патриот».
Ученица 4-го кл. Катав-Ивановской средней школы В. Бирюкова говорила так: «Человек, который не жалеет своей жизни и здоровья, громит врага, называется патриотом. Например, Лиза Чайкина». На вопрос: «Какая война называется Отечественной?» учащиеся давали такие ответы: «Та страна, которая защищает свое Отечество от захватчиков, та страна ведет Отечественную войну». (Кожанчик- 4-в кл. Магнитогорской школы № 17).
«Отечественной войной называется та война, в которой народ защищает свою Родину от врагов, например, война с Наполеоном, Отечественная война против немецких захватчиков». (Прохорова Валя-ученица 4 кл. Катав-Ивановской средней школы).
Ответы учащихся старших классов на экзаменах свидетельствовали о том, что большинство учащихся сознательно усвоили исторический материал, правильно делали выводы. Введение экзаменов в выпускных классах по истории значительно повысило ответственность преподавателей истории за знания учащихся. Работа многих учителей стала более серьезной и вдумчивой.
Изменения, внесенные в годы войны в содержание курсов истории, научно-методическая помощь школе ученых-историков позволили основной массе учителей добиться улучшения качества обучения и воспитания школьников. В годы войны учителя истории много работали над повышением своего идейно-политического, культурного уровня и педагогического мастерства. Нужно отметить, что в 1942 / 43 учебном г. многие РОНО и райпедкабинеты области немало сделали для улучшения преподавания истории в начальных классах, для повышения методических знаний самых молодых учителей. По всем районам области на осенних и зимних учительских совещаниях были поставлены доклады о задачах преподавания истории СССР в условиях Великой Отечественной войны. В ряде районов (Качкарском, Катав-Ивановском, г. Магнитогорске и др. ) регулярно работали семинары для учителей 3- 4-х кл., на которых читались квалифициро-ванные лекции на очередные темы курса, разрабатывались конспекты наиболее трудных уроков, давались открытые уроки. На КМО, на педагогиче-ских совещаниях ставились вопросы о воспитании активного советского патриотизма на уроках истории; об использовании материалов Великой Отечественной войны в преподавании истории.
В целях повышения качества преподавания истории в школах Институтом усовершенствования учителей были проведены некоторые мероприятия. Перед началом учебного 1944/45 г. были организованы летние курсы учителей-историков в Магнитогорске при педагогическом институте, организован пятидневный семинар в г. Челябинске, проводились индивидуальные и групповые консультации. Специальный доклад о преподавании истории был на областном совещании инспекторов и доклад на совещании директоров средних школ «О недостатках в преподавании истории в школах и о мерах улучшения преподавания».
В течение учебного г. работали и городские секции учителей-историков. На секциях разбирались вопросы методического характера, давались индивидуальные задания с целью углубления изучения данной исторической темы, вопроса. В отдельных районах были прочитаны циклы лекций на исторические темы для учителей.
Активную деятельность по вопросам изучения истории осуществлял отдел школ и вузов при обкоме ВКП(б), созданный 21 июля 1943 г. В плане работы отдела школ на январь- февраль 1944 г. было намечено проведение проверки преподавания истории, ответственными назначались заведующий отделом Мороз и Дигурова. В плане говорилось: «Силами профессорско-преподавательского состава педагогических институтов и лучших учителей-историков проверить постановку преподавания истории . . .
и на основе этого провести семинар преподавателей истории во время весенних каникул и вместе с Институтом усовершенствования учителей подготовить учебный план и программу курсов по переподготовке преподавателей истории на летний период».
Проверка состояния преподавания истории в начальных и старших классах средних школ гг. Кыштыма, Магнитогорска, Челябинска в 1944 г, вскрыла ряд существенных недостатков и поэтому для поднятия качества знаний учащихся было решено провести во время весенних каникул (с 26 марта по 1-е апреля) семинар для преподавателей истории 8–10 кл., пригласив на чтение курсов профессоров Ленинградского педагогического института им. Герцена; семинар для преподавателей 5–7 кл. во время летних каникул.
Делалось все, чтобы обеспечить выполнение тех задач, которые внесла обстановка Отечественной войны в существо преподавания гражданской истории, повысить воспитательный потенциал исторических курсов. В развитии школьного исторического образования в суровые военные годы отчетливо проявилась устойчивая тенденция подчиненности содержания курсов истории, практики преподавания и идейно-политического воспитания общим государственным интересам, единой и главной цели, стоящей перед страной и советской школой,- скорейшему разгрому агрессора. У лучших учителей области воспитательная сущность уроков истории выступала не в формальных «увязках» событий прошлого с современностью, не во внешнем притягивании фактов, а в строгой логике изложения, соблюдения правдивости и научной точности. Патриотизм учителя, следовательно, выступал во внутреннем смысле, в самом существе его рассказа, тоне и темпераменте.
Передовые учителя понимали, что только правдивое, объективное изложение истории является лучшим средством гражданского воспитания молодежи. Работая в трудных условиях военного времени, учительство Челябинской области сделало все, чтобы уроки истории воспитали в учениках чувство гордости славным прошлым Отечества, воспитали патриотический дух в молодом поколении.
Период Великой Отечественной войны был, пожалуй, единственным периодом в истории СССР, когда интересы «верхов» и «низов» советского общества если не полностью, то в значительной мере совпали, ибо возникла общая задача – дать отпор фашистскому агрессору, отстоять национальную независимость страны. Историческое образование создало тот духовный потенциал, без которого идеологическая победа над фашизмом была бы невозможна. Воспитание гражданственности на основе исторического знания имело целью сплотить людей разных поколений в едином стремлении к победе. Поэтому не случайно в этот период заново происходит обращение к героическим периодам русской истории, к национальной культуре, вновь возрождается понятие «патриотизм».
Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Великой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9
Автор: Терехов Алексей Николаевич – кандидат исторических наук, доцент Челябинской государственной академии культуры и искусств