Выставка «Урал – кузница оружии»: страницы истории

Рассматривая экспозиционную деятельность художников в условиях войны, следует обратить внимание на общие тенденции, характерные для развития отечественного искусства в 1941–1945 гг. С середины 1941 г. творческие силы «мастеров кисти и резца» преимущественно были направлены в сферу наглядной агитации. Однако на протяжении второй половины 1941–1942 гг. художники продолжали создавать произведения различных видов и жанров, в которых осмысливались трагедийные обстоятельства военных лет, истоки мужества и героизма сражающегося народа. Победа советских войск под Сталинградом в феврале 1942 г. положила начало коренному перелому в Великой Отечественной войне. Патриотический подъем, вызванный наступлением Красной Армии, определил новые направления в развитии искусства. Центральные руководящие органы рассылали на места соответствующие указания, предложения и рекомендации.

Отделы по делам искусств и региональные Союзы советских художников (далее – ССХ) получили распорядительное письмо Всесоюзного комитета по делам искусств при СНК СССР и Оргкомитета ССХ СССР «Об основных задачах и мероприятиях в области изобразительного искусства в 1943 г. ». Художники призваны были отразить тему наступательного прорыва Красной Армии, показать моральное превосходство советского народа над врагом. Местные творческие союзы были сориентированы на широкую организацию персональных и коллективных выставок [1].

Экспозиционная активность уральских художников развивалась в соответствии с намеченными направлениями. Ярким событием в художественной жизни Урала военного периода стала зональная выставка «Урал – кузница оружия», организованная Управлением по делам искусств при СНК РСФСР. Весной 1943 г. отделы по делам искусств Свердловской, Молотовской и Челябинской областей получили от республиканской структуры инструктивные письма, в которых была определена идейно-художественная концепция выставки, источники ее формирования и практические задачи, поставленные перед местными ССХ и кооперативами «Художник» в ходе подготовки к намеченному мероприятию. Экспозиция призвана была не только раскрыть значение Урала как важнейшего индустриального центра страны, но и показать его ведущую роль в производстве военной техники и боеприпасов в годы войны. Средства на заказы московским и ленинградским мастерам в размере 280 тыс. руб. выделялись Управлением по делам искусств при СНК РСФСР и Всероссийским союзом художественных кооперативов (Всекохудожником). Финансирование заказов уральских художников брали на себя государственные органы, предприятия и организации областного уровня, включая отделы по делам искусств и кооперативные товарищества «Художник». Всего на межобластную экспозицию с учетом центральных и местных средств планировалось затратить 1 миллион руб. [2].

Выставка «Урал – кузница оружия» была объявлена важнейшим государственным мероприятием. Ход ее подготовки контролировался властными структурами на протяжении 1943–1944 гг. Действия местных властей и ССХ координировал Комитет по организации художественной выставки на Урале. Для отбора работ было сформировано жюри, которое возглавил народный художник СССР Б. В. Иогансон. Среди членов жюри были директор выставки Э. А. Гутнов, художники Г. Г. Ряжский, И. А. Соколов, Д. А. Шмаринов, скульптор Н. В. Томский, искусствоведы В. М. Лобанов, М. П. Сокольников, председатели областных творческих союзов Е. Я. Хигер (Молотовский ССХ), А. П. Давыдов (Свердловский ССХ), А. П. Сабуров (Челябинский ССХ) [3].

Комиссию по подготовке к межобластной выставке организовали и в Челябинске. В нее вошли зам. начальника Отдела по делам искусств облисполкома А. А. Зернышкова, председатель кооператива «Художник» М. М. Иоффе и А. П. Сабуров. Просмотр эскизов и отбор законченных произведений поручался художественному совету под председательством А. А. А. Зернышковой. Членами совета назначались А. С. Пруцких, А. П. Сабуров, В. Л. Талалай и В. Н. Челинцова.

Вопрос о ходе подготовки к выставке «Урал – кузница оружия» обсуждался 29 сентября 1943 г. на заседании бюро Челябинского обкома ВКП(б). В постановлении бюро были даны указания местным государственным органам о содействии челябинским художникам в работе над произведениями для зональной выставки. На творческие заказы десяти художникам области выделялось 50 000 руб. Затраты на командировки художников в передовые колхозы и на промышленные предприятия были предусмотрены в пределах 5 000 руб. Кроме того, 3 000 руб. выделялись на транспортные расходы по перевозке экспонатов и еще 3 000 руб. – на поездку делегации челябинских художников в Свердловск. Всего по смете из областного бюджета планировалось затратить 61 000 руб. Как показывает годовой отчет Отдела по делам искусств за 1943 г., обозначенная сумма в полном объеме была израсходована на подготовку к выставке. Бюро обкома утвердило тематический план, представленный Отделом по делам искусств и Челябинским областным ССХ. Художникам предлагалось сосредоточить свои усилия по созданию пейзажей Южного Урала, портретов героев Великой Отечественной войны, тружеников тыла, деятелей науки и искусства, жанровых композициях о трудовых буднях промышленных предприятий и сельских районов области [4]. Реализация намеченных мероприятий проходила не без трудностей. Так, в декабре 1943 г. в докладной записке секретарю обкома ВКП(б) А. А. Швареву, сообщалось, что для Челябинского областного ССХ подготовка к выставке «Урал – кузница оружия» затянулась «ввиду чрезвычайно большой задержки в решении оргвопросов».

В январе 1944 г. челябинская комиссия по отбору работ на межобластную выставку приняла решения об отправке произведений А. Я. Дергалевой, Л. А. Малышева, И. А. Мочалова, А. С. Пруцких, Н. П. Смоляка, Г. Я. Соловьева, Э. Я. Халоппа, П. Г. Юдакова, В. Н. Челинцовой. На начало февраля 1944 г. было запланировано заседание жюри выставки. В связи с этим Отдел по делам искусств при Челябинском облисполкоме получил распоряжение подготовить командировку в Свердловск А. П. Сабурова.

Открытие выставки «Урал – кузница оружия» состоялось 28 марта 1944 г. в Свердловске. Экспозиция включала в себя два раздела. Первый – «Прошлое Урала» – был сформирован на основе произведений живописи и предметов декоративно-прикладного искусства дореволюционных мастеров. Во второй раздел – «Урал в Отечественную войну» – вошли работы художников Москвы, Свердловской, Молотовской и Челябинской областей, специально подготовленные для выставки [5]. Челябинская область была представлена произведениями пяти художников, прошедших окончательный отбор. В живописный отдел экспозиции вошли композиция Л. А. Малышева «Конвейер», выполненная в цехах Челябинского Кировского завода, работы А. Я. Дергалевой «Копейск» и Э. Я. Халоппа «Урожай». Графику южноуральцев представляли серия цветных гравюр Г. Я. Соловьева, посвященная Магнитогорскому металлургическому комбинату, и акварель В. Н. Челинцовой «Блюминг. Златоустовский завод» [6]. К открытию экспозиции была приурочена творческая конференция художников Урала с участием представителей Оргкомитета ССХ СССР, Управления по делам искусств при СНК РСФСР, начальников областных отделов по делам искусств Молотовской, Свердловской и Челябинской областей. ССХ Челябинской области на конференции представляли А. П. Сабуров, А. С. Пруцких и П. Г. Юдаков. Комитет по организации выставки принял решение о поощрении художников за лучшие произведения дипломами и денежными премиями. Из 13 премий 8 получили художники Свердловской области.

Опираясь на данные архивных документов, можно предположить, как сложилась дальнейшая судьба выставки «Урал – кузница оружия». Скорее всего, до начала 1945 г. она находилась в Свердловске. В марте 1945 г. по распоряжению начальника Управления по делам искусств при СНК РСФСР Н. Н. Беспалова 123 экспоната выставки поступили в Молотовскую картинную галерею, включая работы художников Челябинской области Г. Я. Соловьева и В. Н. Челинцовой. До августа 1945 г. выставка «Урал – кузница оружия» демонстрировалась в Молотове. Согласно приказу Управления по делам искусств при СНК РСФСР от 3 августа 1945 г. выставка подлежала расформированию. Ответственность за возвращение произведений авторам возлагалась на начальника Молотовского городского отдела искусств. Также было принято решение о передаче экспонатов, принадлежащих Управлению по делам искусств при СНК РСФСР, Нижнетагильскому музею изобразительных искусств, Свердловской картинной галерее, Молотовской государственной художественной галерее [7].

В целом зональная выставка «Урал – кузница оружия» (1944 г.) продемонстрировала мобилизующую роль искусства в годы тяжких испытаний, дала мощный толчок для творческой активности столичных и уральских художников, достойно показала в ярких художественных образах историческое значение Урала – «станового хребта обороны».

  1. ОГАЧО. Ф. Р-1402. Оп. 1. Д. 3. Л. 53–54.
  2. ОГАЧО. Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 6. Л. 338–341.
  3. РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 7. Д. 128. Л. 1–2.
  4. ОГАЧО. Ф. П-288. Оп. 7. Д. 61. Л. 5об., 33, 34; Ф. Р-802. Оп. 1. Д. 6. Л. 346, 349; Ф. Р-914. Оп. 1. Д. 250. Л. 194.
  5. Обстоятельный анализ концепции и состава выставки «Урал – кузница оружия» дан Г. С. Трифоновой. См.: Трифонова, Г. С. Художественная культура Южного Урала (1900–1980-е гг. ). Художественная среда. Музей. Художники [Текст]. Челябинск, 2009. С. 158–162.
  6. Художественная выставка «Урал – кузница оружия» [Текст]: каталог / автор вступ. ст. М. Хиенинсон. Свердловск, 1944. С. 6, 12–14, 17.
  7. РГАЛИ. Ф. 2075. Оп. 7. Д. 128. Л. 1об., 77, 345; Унгвицкий, В. Н. Культурная жизнь на Урале в годы Великой Отечественной войны (1941–1945) [Текст]. Пермь, 1994. С. 100.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Леонычева Юлия Вадимовна – кандидат исторических наук, препо-даватель Челябинского художественного училища

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.