Общественно-политическая активность женщин Челябинской области в годы Великой Отечественной войны

В годы войны произошла трансформация устоявшихся пропорций распределения женского труда по отраслям народного хозяйства страны. Это было связано с уходом большого количества мужчин по мобилизации в ряды РККА. Так, в сельской местности Урала к 1943 г. женское население составляло 61,8 % [1]. Требовалась замена мужчин как на рабочих местах, так и на руководящих должностях в партийных, государственных, хозяйственных и общественных организациях.

Коммунистическая партия в годы войны придавала особое значение усилению политического воспитания женщин. При партийных комитетах создавались секторы по работе среди женщин. На предприятиях и в учреждениях деятельность в данном направлении вели инструкторы и женорганизаторы. Наблюдалось увеличение притока женщин в партию. Если на 1 января 1941 г. членами партии и кандидатами в члены партии по стране в целом являлось 14,9 % женщин от общего числа коммунистов, то на 1 января 1946 г.- 18,7 % [2]. Количество женщин, состоявших в Челябинской областной партийной организации, в 1941 г. равнялось 24,8 % общего числа коммунистов, в 1942 г.- 29,1 %, а в 1946 г. – 21,5 % [3].

Женщины-коммунистки выполняли в годы войны важную роль. Для государства была важна их общественно-политическая активность, ведь они являлись «лицом» партии. Коммунистки, чувствуя такую ответственность, старались показывать образцы трудового героизма и организовывать население на успешное выполнение заданий фронта. Так, учительница Менщикова из колхоза «День трактора» Лопатинского района организовала всех учеников на прополочные работы и почти половину посева прополола вместе с 47 учениками начальной школы [4].

Большое внимание было уделено выдвижению женщин на руководящую партийную, советскую, профсоюзную и хозяйственную работу. В постановлении ЦК ВКП(б) «О Международном коммунистическом женском дне 8 марта» в 1942 г. подчеркивалось, что «партийные, советские и профсоюзные организации обязаны всемерно заботиться о выдвижении передовых женщин и девушек на руководящую работу в советских, хозяйственных и общественных организациях, помогая им расти на этой работе». Требование партии во многом было выполнено. В газете «Челябинский рабочий» была представлена информация, согласно которой, по неполным данным, в Челябинской области более 80 женщин являлись председателями сельсоветов, около 270 работали секретарями сельсоветов, свыше 170 – секретарями и завотделами райисполкомов, 14-заместителями председателей гор-, райисполкомов, 3 –завотделами облисполкома, одна – заместителем председателя облисполкома. Помимо этого значительное количество женщин работали в органах народного образования и здравоохранения, прокуратуре и судебной системе. Так, в Магнитогорске в 1943 г. должность директора школы занимали 15 женщин, завуча – 13, народного судьи – 5, в учреждениях гоздравотдела работало 160 женщин-врачей. Много женщин участвовало в работе Советов депутатов трудящихся: на 1 августа 1942 г. 48 % депутатов составляли женщины [5].

В годы войны ярко проявилась общественная активность женского населения. Матери, жены и сестры рабочих и военнослужащих, оставшись в тылу, стремились любыми способами оказать поддержку эвакуированным, инвалидам войны, фронтовикам и их семьям.

Значительную роль в организации этих движений выполняли женсоветы и уличные комитеты. В их состав входили жены рабочих, служащих, красноармейцев различных рангов. По своему социальному статусу они, в основном, были домохозяйками. Женщины- активистки всеми силами старались облегчить труд рабочих и служащих. Общественницы оказывали им помощь в пошиве и ремонте спецодежды и белья. По инициативе комсомолки Марии Перовой девушки взяли шефство над общежитиями рабочих-одиночек в г. Челябинске, помогая молодым людям в уборке комнат, стирке. На станциях ЮУЖД жены железнодорожников занимались разгрузкой и погрузкой поездов, из ветоши, тряпья, льна готовили материал для отепления паровозов, работали на очистке путей, заботились о бытовом положении трудящихся и др.

Жены начсостава, обладающие высоким образовательным уровнем (большинство имело среднее и высшее образование), занимались пропагандистской работой, проводили читку газет, сводок Информбюро, разъясняли указы и постановления правительства, всемерно поддерживали социалистическое соревнование, привлекали население к обучению в кружках ПВХО и ГСО и т. д. Так, в июле 1942 г. жены командиров, политработников, бойцов Челябинского гарнизона обратились ко всем женщинам начальствующего и рядового состава РККА с призывом включиться во Всесоюзное социалистическое соревнование и считать себя мобилизованными на сельскохозяйственные работы и в промышленные предприятия города [6]. Помимо этого, силами женских агитколлективов выпускались газеты, организовывались доски информаций, устраивались концерты художественной самодеятельности. Неоднократно женщины становились примерами для подражания. Так, парторганизацией Глядянского района Челябинской области были отмечены лучшие агитаторы – члены ВКП(б) Иванова и Демидова.

Особую помощь женсоветы оказывали эвакуированному на Южный Урал населению. Помимо агитационной работы на эвакопунктах они обеспечивали прием, учет и устройство приезжих, распределяли их по квартирам, организовывали питание. Проявляя сострадание к тяготам переселенцев, женщины городских и сельских местностей в большинстве случаев беспрепятственно делились с соседями-незнакомцами своим жильем. «Встретили нас большим караваем хлеба, – вспоминает воспитательница интерната, эвакуированного из Ленинграда в с. Першино Далматовского района Челябинской области, Вера Борисовна Оршанская, – И мы видели сердечность приема и искреннее сочувствие к нашей беде. Все делалось от души» [7].

Проявляя участие к жизни эвакуированных детей, женщины брали шефство над детскими учреждениями, поддерживая почин Шадринского района, организовывали специальные фонды помощи эвакуированным детям, в которые вносили продукты, вещи, игрушки. Некоторые усыновляли детей или брали в свою семью до момента возвращения родителей. К примеру, жена командира Красной Армии Глотова, проживавшая в с. Верхне-Полевском, взяла на воспитание сироту, а колхозницы сельхозартели им. Ленина возглавили шефство над интернатом, размещенном в сельсовете.

Переселенцам, как и семьям военнослужащих, помогали в обеспечении топливом, добивались выделения безвозвратной ссуды, трудоустраивали женщин на работу, детей определяли в детские учреждения. В помощь членам семей красноармейцев действовали и маленькие граждане. Так, 74-х летняя А. П. Рычкова создала тимуровскую команду, члены которой помогали матерям ухаживать за малолетними детьми, заготавливать дрова к зиме, а в честь 25-й годовщины Красной Армии тимуровцы подготовили подарки для семей красноармейцев.

Женщины, возглавляемые общественными организациями, проявляя личную инициативу, становились активными участницами патриотических движений. Несмотря на собственное бедственное положение, они разными способами оказывали помощь Красной Армии. Забота о родных и соотечественниках, сражавшихся с врагом на фронтах войны, проявлялась в пополнении Фонда обороны, сборе теплой одежды и белья для бойцов РККА, отправке эшелонов с подарками, собственноручной стирке и в ремонте обмундирования для красноармейцев. Женщины оказывали серьезную помощь в обустройстве госпиталей, поддержке инвалидов войны, уходе за ранеными бойцами, развивали донорство. Например, в докладной записке секретаря Брединского РК ВКП(б) Зарубина от 19 августа 1941 г. отмечалось, что красноармейка Щетинина отдала в Фонд обороны страны свой трехдневный заработок. Женщины-общественницы Кировского района г. Челябинска собрали 2500 теплых вещей. Помимо этого, женщины посредством проведения воскресников, организации мастерских изготовляли и ремонтировали теплую одежду и белье для воинов. Например, шерсть, поступившую на склад Глядянской районной комиссии по сбору теплых вещей, обрабатывали 60 женщин, в числе которых трудились 62-летняя А. Катайцева и 56-летняя Н. Покулова. Благ.ря их усилиям были связаны шерстяные носки и рукавицы бойцам Красной Армии.

Общественно-политическая активность женщин требовала колоссальных духовных и физических сил. Необходимость овладения новыми управленческими знаниями, героизм и жертвенность, умение найти подход к каждому человеку – все это в чрезвычайной обстановке войны составляло образ женщины Челябинской области. Движимые патриотизмом и чувством заботы о своих близких, они делали все возможное для поддержания морального духа фронта и тыла.

  1. Корнилов, Г. Е. Уральское село и война. Проблемы демографического развития / Г. Е. Корнилов. – Екатеринбург, 1993. – С. 29.
  2. Мурманцева, В. С. Советские женщины в Великой Отечественной войне. М., 1974. / http // www. a-z. ru / women / texsts / murman1r-6. htm; В боевых рядах ленинской партии: Челяб. обл. организация КПСС в цифрах. 1917–1977. Челябинск, 1978. С. 143.
  3. ОГАЧО, ф. П – 288, оп. 4, д. 142, л. 127.
  4. Челябинский рабочий. 1941, 9 сентября; 1942, 15 января; 1944, 8 марта; Женское лицо Победы: 100 документов о женщинах Челябинской области в годы Великой Отечественной войны. 1941–1945. Челябинск, 2001. С. 124; Павленко В. Д. Советы Урала в 1941–1945 гг. // Тыл- фронту. Челябинск, 2005. С. 236.
  5. ОГАЧО, ф. П-288, оп. 4, д. 163, л. 162; оп. 6, д. 51, л. 40; Помни войну. Т. IV. Детство, опаленное войной. Курган, 2004. С. 24.
  6. Челябинский рабочий. 1942, 8 января; Женское лицо Победы…. С. 171.
  7. Челябинский рабочий. 1941, 25 октября; 14 декабря.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Ульяхина Полина Александровна – аспирант Челябинской государственной агроинженерной академии

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.