Пути решения социальных проблем на оборонных предприятиях Южного Урала в годы Великой Отечественной войны

Наиболее серьезными социальными проблемами в военные годы в уральском регионе были жилищная и продовольственная. Жилищная проблема на Южном Урале возникла еще в ходе форсированной индустриализации 1930-х гг. В городах постепенно увеличивался разрыв между промышленным и жилым строительством. Рост жилого фонда не успевал за ростом городского населения.

С началом Великой Отечественной войны и эвакуацией на Урал промышленных предприятий с многотысячными коллективами проблема нехватки жилья стала чрезвычайной. Ее пытались решить за счет уплотнения заселенности в жилом фонде, оборудовали под жилье нежилые здания (театры, клубы, сараи, гаражи), размещали прибывающих рабочих в землянках, вагонах, палатках. Значительная часть эвакуированных была вынуждена проживать в частном секторе. Наиболее тяжелая ситуация сложилась на Челябинском Кировском заводе, где до четверти работников проживали в землянках.

До войны во многих городах строились здания временного типа, которые могли быть использованы только при исключительно тяжелой обстановке, что и произошло во время большого притока эвакуированных.

Но они находились в ветхом состоянии. Зачастую бараки приходилось фактически восстанавливать заново.

В качестве выхода из этой непростой ситуации директорам предприятий предписывалось организовать строительство хозспособом – самостоятельно изыскивать материальные и людские ресурсы для обеспечения своих работников жильем, то есть использовать «свободные» средства завода, а также те, которые по просьбе руководства предприятий выделялись профильными ведомствами. Так, с 1944 г. по инициативе директоров заводов №№66 и 385 Полетаева и Руднева, получивших поддержку Наркомата вооружения по финансированию, началась постройка двух общежитий и более чем 150 индивидуальных одно- и двухквартирных домов. [1]

Для решения продовольственной проблемы еще до войны на каждом предприятии, согласно Постановлению СНК СССР от 4 декабря 1932г. «О расширении прав заводоуправления в деле снабжения рабочих и улучшения карточной системы» были созданы отделы рабочего снабжения (ОР-Сы). Они осуществляли торгово-бытовое обслуживание рабочих и служащих предприятий ряда отраслей промышленности, строительства и транспорта в соответствии со спецификой организации их производства. Главной задачей ОРСов было снабжение контингентов населения за счет централизованных фондов (выделяемых наркоматами) и децентрализованных закупок, широко вовлекая в товарооборот местные товарные ресурсы, в том числе продукцию специально организуемых мастерских и подсобных хозяйств. Значительное развитие система ОРСов получила именно в период Великой Отечественной войны 1941–1945гг., когда вновь была введена карточная система снабжения населения продуктами и промтоварами. В этот период ОРСы наладили ритмичное снабжение рабочих и служащих отраслей народного хозяйства, имеющих оборонное значение. В их ведение из системы Наркомата торговли, Наркомата земледелия и других ведомств передавались совхозы, магазины, столовые, бытовые мастерские. Фонды общественного питания, реализуемые через ОРСы, состояли из карточных фондов, фондов дополнительного питания от наркоматов, затем от министерств, и продуктов подсобного хозяйства.

Введенная в 1941 г. карточная система была распространена на основные продукты питания: хлеб, мясо, жиры, сахар, соль, крупу и др. Нормы отпуска зависели от принадлежности к социальной группе населении и тяжести выполняемой работы. Например, рабочие предприятий Наркомата вооружений на Южном Урале, относились к первой категории. Их суточная норма продуктов состояла из: хлеба – 800 г, крупы – 285 г, мяса – 120 г, жиров – 24 г, картофеля – 100 г, овощей – 140 г, сахара – 33 г (общая калорийность – 3248 ккал). Питание рабочих первой категории в месяц обходилось в среднем в 60–70 рублей. [2]

Рабочие второй категории получали 600 г хлеба в сутки, служащие соответственно 500 и 400 г, иждивенцы и дети – 400 г. [3] Для руководителей предприятий и их заместителей существовали карточки усиленного питания, на дневную норму продуктов которых могла питаться семья из 4–
5 человек. Они отоваривались только в специальных магазинах, и получали их не более 1 % ИТР.

Широкое распространение на Южном Урале в годы войны получили подсобные хозяйства. Их создавали заводы, стройки, железные дороги, шахты, торговые предприятия, вузы, больницы, лагеря НКВД, воинские части и даже совхозы.

В 1945 г. подсобное хозяйство челябинского завода №541 достигло 280 га посевной площади, что при запроектированной урожайности должно было полностью обеспечить наличный состав работающих овощными культурами. Здесь же имелись 30 коров, было организовано овцеводство и свиноводство. [4] При этом, не у всех предприятий все складывалось столь успешно. Например, Челябинский Кировский завод имел 4 подсобных хозяйства, но все они были убыточными и не производили даже 50 % продукции от того, на что рассчитывало руководство предприятия [5]. Очень часто людей спасало от голода индивидуальное огородничество.

Благ.ря усилиям, по развитию подсобных хозяйств, огородничества и другим мерам удалось избежать голода и наладить снабжение работников предприятий минимально необходимыми продуктами питания.

Решение жилищной и продовольственной проблем являлось первоочередным в социальной сфере, так как наличие жилья и питание определяли степень трудоспособности и уровень производительности труда рабочих оборонных предприятий. Отношение к другим отраслям социальной сферы – здравоохранению, образованию и культуре было не столь серьезным.

Между тем заводы нуждались еще и в квалифицированных специалистах. Во время войны и эвакуации крупных промышленных предприятий на Восток большую роль в подготовке специалистов на периферии сыграли эвакуированные вузы и их профессорско-преподавательский состав. С 1941 по 1943 гг. в Свердловске находились Президиум Академии наук СССР, ряд ее институтов, лабораторий и комиссий. В Челябинске были расположены Бежицкий машиностроительный, Киевский медицинский, Сталинградский механический, Ленинградский медицинский институты – всего 15 вузов. [6]

Проблема трудовых ресурсов решалась и за счет подготовки новых квалифицированных кадров в системе трудовых резервов. За 1941 – 1945гг в ремесленных и железнодорожных училищах, школах ФЗО в Челябинской области было подготовлено 100,6 тыс. человек. [7]

Несмотря на все трудности военного времени, на тяжелое материально-бытовое положение населения, люди не забывали о духовных ценностях. Они ходили на танцы и в кино, читали книги, занимались спортом.

Продолжали функционировать библиотеки. Даже на оборонных предприятиях, выполнявших самые серьезные и ответственные производственные задания для фронта, продолжала действовать художественная самодеятельность, различные творческие кружки.

На заводе № 66 в Златоусте именно в военное время появилась спортплощадка с футбольным полем. Зимой 1944–1945 гг. здесь впервые был оборудован каток и создана лыжная база для рабочих, ИТР и служащих.

Таким образом, разрыв в развитии между социальной сферой и ростом промышленности, существовавший до Великой Отечественной войны, в военное время увеличился. Но, несмотря на огромные лишения, подавляющее большинство южноуральцев отдавали все силы для достижения Великой Победы.

  1. Пестерев, Ю. Е Большая судьба / Ю. Е. Пестерев, Б. С. Жорницкий. – Златоуст, 1995, С. 38.
  2. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО), Фонд П-288, Опись 10, Дело 284, Лист 23.
  3. Еськов, Г. С. Из опыта решения социальных проблем в годы войны / Г. С. Еськов. – М., 1999, С. 72.
  4. ОГАЧО, Ф. П-288, Оп. 9, Д. 259, Л. 11–12.
  5. ОГАЧО, Ф. П-124, Оп. 1, Д. 633, Л. 77.
  6. Сперанский, А. В. Эвакуация на Урал высших учебных заведений в годы Великой Отечественной войны / А. В. Сперанский // Урал индустриальный: материалы докладов и сообщений региональной научно-практической конференции. – Екатеринбург, 1998, С. 64.
  7. Новоселов, В. Н. История Урала / В. Н. Новоселов. – Челябинск, 1998, С. 109.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Хомутова Наталья Сергеевна –кандидат исторических наук, доцент Уральского государственного университета физической культуры

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.