Авангард Великой Победы

Вспоминая страницы истории Великой Отечественной войны нельзя обойти вниманием тот факт, что битву с фашизмом в Советском Союзе возглавила и привела свой народ к победе коммунистическая партия, что в авангарде сражений на фронте ив тылу шли коммунисты и комсомольцы. Об этом в свое время хорошо сказали историки, писатели и публицисты, деятели культуры и искусства, маршалы и генералы, рядовые участники войны.

«Войну мы не сумели бы выиграть, и судьба нашей Родины могла бы сложиться иначе,- писал в своих мемуарах маршал Жуков,- если бы, не было у нас цементирующей силы – партии. Все самое трудное, самое ответственное в войне в первую очередь ложилось на плечи коммунистов».

Действительно, то, чего добились коммунисты в годы войны, иначе как чудом не назовешь. Оставаясь каплей в многонациональной стране, они сумели объединить в едином потоке патриотизм советских людей, их национальное самосознание и силу духа, православие, как религию большинства с верой в победу над сильным и коварным врагом. И все это в невероятно трудных условиях первых двух лет войны, на фоне того, что в стране, вздыбленной революцией, гражданской войной, коллективизацией, ломкой вековых традиций, было много обиженных, пострадавших от репрессий. Те, кто еще вчера люто ненавидел большевиков, становились под их знамена, записывались добровольцами на фронт, уходили в партизаны, отдавали все свои сбережения на алтарь Победы. Какой бы суровой и уязвимой ни была история советского времени, подвиги рядовых коммунистов и организующую роль партии в годы войны замалчивать было бы несправедливо.

Никто не сможет отрицать, что компартия была самой воюющей из всех политических партий Второй мировой войны. С фашизмом сражались 60 % состава ВКП(б), свыше 4 млн коммунистов (лучшая часть настоящей советской элиты) погибли на полях сражений. Коммунистами или комсомольцами были 80 % командиров армии и флота, 65 % удостоенных в годы войны звания Героя Советского Союза, 50 % награжденных орденами и медалями.

Все военные дни и ночи четко и слаженно работали высшие руководящие органы партии. Более 200 раз собирались на заседания Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК ВКП(б), на которых принимались решения по вопросам внешней политики, экономики, военной стратегии. С их помощью партия не выпускала из рук нити управления страной, держала в напряжении советские и хозяйственные органы, армию и ее руководящий состав, воспитывала и расставляла кадры.
В июле 1941 г. ВКП(б) насчитывала в своих рядах 3,8 млн человек, 14,8 % из них находились в Красной Армии и военно-морском флоте.

С июня 1941 г. по январь 1942 г. ЦК ВКП(б) провел 5 мобилизаций, в результате которых 95 тыс. лучших, наиболее подготовленных коммунистов и комсомольцев были направлены на руководящую, партийно-политическую и комсомольскую работу в войска, в военно-политические училища и Академию имени В. И. Ленина.

Из Челябинской области за первые шесть месяцев войны добровольно и по мобилизации в армию ушли 14862 коммуниста. Только с 22 июня по декабрь 1941 г. на фронт отправились 1059 секретарей первичных парторганизаций, 387 работников обкома, горкомов и райкомов парии, 21 секретарь горкома, райкома партии. Кроме того, 30 секретарей городских и районных комитетов партии в начале июня были отозваны на лагерные сборы, а затем остались в армии. Всего за годы войны из области на фронт ушло около 28 тыс. коммунистов – 63 % довоенного состава партийной организации области – и более 80 тыс. комсомольцев. Многие служили политбойцами, политруками и комиссарами, парторгами и комсоргами боевых частей. Наши земляки Владимир Колсанов, Александр Самохвалов, Серафим Сурниченко как политруки рот воевали и не раз отмечались высокими наградами Родины. (В. Колсанов посмертно). Парторг батальона Михаил Колесников участвовал в прорыве блокады Ленинграда. После войны все они стали известными в области и стране комсомольскими, партийными и советскими деятелями. Среди наших земляков – политработников в армии – не было случайных людей, никто не струсил, не подвел. Все оставили добрую память о себе. Важно, чтобы сегодня,, их всех вспоминали поименно, как дорогих нашему сердцу людей.

Находясь на острие атак и сражений, коммунисты погибали первыми. Но их место немедленно занимало молодое партийное пополнение. Всего за годы войны было принято 5 319 297 человек в кандидаты партии и 3 615 451 человек в члены партии. В комсомол в годы войны вступило свыше 5 млн воинов. Число коммунистов в армии возросло к концу войны до 3млн 325тыс. человек.

Многие вступали в партию перед боем, заведомо не зная, выйдут ли из него живыми, но писали эти, ставшие крылатыми, слова: «Прошу принять меня в партию, хочу в бой идти коммунистом». Как свидетельствует известный писатель Борис Горбатов: «Принимаемые в партию приходят на заседание комиссии прямо с передовой. На их лицах дым боя. Они садятся на траву. Волнуются. Один нервно покусывает травинку, другой ждет в сторонке, курит. Свершается великий момент в их жизни. Они становятся коммунистами. Отсюда они уйдут обратно в бой. Но уйдут людьми иного качества – большевиками».

А сколько беспартийных шло в бой со словами: «Если погибну, считайте меня коммунистом!» Бывали случаи, когда подразделения, в которых лишь единицы были членами партии, по команде политруков: «Коммунисты, два шага вперед!»,- делали эти два шага в полном составе и шли добровольцами на верную смерть.

Особая страница в деятельности партии в годы войны – это работа на оккупированной врагом территории. После Обращения И. В. Сталина 3 июля 1941 г. к советскому народу и специального решения ЦК ВКП(б) в середине июля «Об организации борьбы в тылу германских войск» всюду и везде, куда вторгались фашисты, начинали активно действовать подпольщики, партизанские отряды. Уже в 1941 г. на оккупированных территориях развернули работу 18 подпольных обкомов, более 200 окружкомов, горкомов, райкомов и других подпольных партийных органов, свыше 300 горкомов и райкомов комсомола. Под их руководством действовали подпольные партийные, а также комсомольские организации: «Молодая гвардия» (Краснодон), Людиновская подпольная комсомольская группа (Калужская область), «Народная гвардия» (Украина), «Партизанская искра» (Николаевская область). К концу 1941 г. в тылу врага действовало около 3500 партизанских отрядов. Воюющей партизанской республикой стала вся территория Белоруссии. Не случайно, что созданный в 1942 г. Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного главноко-мандования возглавил 1-й секретарь ЦК ВКП(б) Белоруссии П. К. Пономаренко, а секретарем подпольного ЦК комсомола республики был К. Т. Мазуров, известный в послевоенные годы партийный и государственный деятель, член Политбюро ЦК КПСС. В Россонском районе Белоруссии возглавлял подпольную комсомольскую организацию и был одним из руководителей партизанского движения Герой Советского Союза, будущий 1-й секретарь ЦК компартии Республики П. М. Машеров. Там же в лесах и болотах Белоруссии воевал и наш замечательный земляк П. П. Шарков, работавший долгие годы зав. отделом в обкоме КПСС, возглавлявший Комитет защиты мира в Челябинской области.

Велика роль и коммунистов тыла. Известно, что войны выигрывают не армии, а государства. Наш стержень оказался прочнее и коммунисты тыла доказали это на практике, сумев в кратчайшие сроки, в невероятно трудных условиях, перевести экономику на военный лад, запустить в производство новейшие образцы военной техники, вооружения и боеприпасов, наладить их бесперебойную доставку к местам сражений.

В области не было единого хозяйственного или военного руководящего органа с соответствующими полномочиями, поэтому любые вопросы- перевод экономики на военные рельсы, размещение и освоение военных заказов, формирование добровольческих военных частей, их оснащение- решались в обкоме ВКП(б).

В январе 1942 г. первым секретарем Челябинского обкома был избран Н. С. Патоличев, возглавлявший ранее Ярославский обком партии. Николай Семенович, которому было в то время 33 г., вместе с другими секретарями, заведующими отделами, работниками партийного аппарата в труднейших условиях военного времени, вели организаторскую и политическую работу в массах. О работниках обкома никогда не писали, не пишут и до сих пор. Их фамилии в лучшем случае упоминались в партийной печати – присутствовал, принял участие, выступил и не более. За этими скупыми упоминаниями стояла круглосуточная работа. День находились на заводах, полях и фермах, а ночью подводили итоги сделанного, готовили документы, составляли новые планы.

До обидного мало мы знаем о партийных работниках военной поры.

И если заходит о них разговор, то обыватель начинает талдычить о неких партийных привилегиях, о спецпайках и спецраспределителях. Эта, сознательно запущенная «отцами демократии» ложь, многим затмила разум. До сих пор есть еще те, кто верит, что такие привилегии были. На деле же у коммунистов была только одна привилегия- идти впереди, прокладывать дорогу идущим следом и работать, не зная ни сна, ни отдыха.

Велика авангардная роль директорского корпуса области. 89 % его состава были коммунистами, 67 % имели высшее и среднее образование. Это десятки умных, вдумчивых и опытных хозяйственников, талантливых организаторов производства, хорошо понимавших нужды людей, деливших с ними и радости и беды.

Обстановка требовала быстрых и компетентных решений. Не всегда оказывались под рукой, жили и работали в области люди, способные обеспечить высокий уровень руководства. Партия умело перераспределяла свои силы и многие вакансии замещались хорошо проявившими себя коммунистами из других регионов страны. Так в Челябинской области среди командиров производства, партийных и комсомольских работников оказалось много москвичей, ленинградцев, киевлян, харьковчан. Например, зав. оборонным отделом обкома был назначен П. Е. Шелест, один из секретарей Харьковского горкома компартии Украины, впоследствии член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь ЦК компартии Украины. Специалисты знаменитого Кировского возглавили танковое производство. Были свои выдающиеся личности и среди рабочих, зачинателей патриотических движений. С того же Кировского приехал в Челябинск В. В. Гусев, с Харьковского тракторного- Е. П. Агарков. Трудовая слава этих людей, соревновавшихся за право стать победителями среди ударных фронтовых комсомольско-молодежных бригад, была широко известна всей стране.

Соответствующие и необходимые изменения были произведены в структуре партийного аппарата. Еще перед войной в обкоме появился отдел оборонной, затем металлургической промышленности. С началом военных действий и по декабрь 1941 г. было создано еще 7 новых отделов, в том числе авиационной, танковой, боеприпасов, электростанций и электротехнической промышленности, а к концу войны в обкоме функционировало уже 24 отдела. Отраслевые промышленные отделы были созданы в 17 горкомах и райкомах партии. Укомплектованные лучшими партийными и хозяйственными кадрами, они умело вели партийно-политическую работу и без задержек решали производственные задачи. Важную роль во время войны сыграли парторги ЦК ВКП(б) и комсорги ЦК ВЛКСМ, действовавшие на 68 предприятиях, политотделы на железной дороге, в МТС, в крупных совхозах области. Многие парторги и комсорги, работники политотделов стали руководителями городских и районных парторганизаций, крупными хозяйственными и государственными деятелями. Например, М. С. Соломенцев, парторг ЦК на одном из заводов Каслей стал председателем Совмина России, членом Политбюро ЦК КПСС.

Но, безусловно, самая главная тяжесть работы с людьми легла на плечи секретарей первичных организаций (их в 1943 г. насчитывалось 3 тыс.). Благ.ря им в трудовых коллективах создавалась обстановка всеобщего энтузиазма, боевого соревнования и огромной самоотдачи. . Под их руководством проводились массовые подписки населения на военные займы, собирались средства, на строительство танков, самолетов, подводных лодок, оснащение техникой и боеприпасами добровольческих воинских частей. Всего три месяца понадобилось коммунистам и комсомольцам области, чтобы сформировать Уральский добровольческий танковый корпус. История еще не знала примера, чтобы за такой короткий срок кто-то сумел подобрать людей, собрать средства, произвести боевую технику, изготовить обмундирование и снаряжение, дать личному составу все – от тяжелых танков до носового платка. Всего же за годы войны на фронт южноуральцы направили более 40 соединений и отдельных частей, в том числе 6 добровольческих. В каждой ядром, начиная с командиров и кончая рядовыми бойцами, были коммунисты.

Ни с чем не сравнимой, не имеющей аналогов в мировой практике стала эвакуация промышленности и населения из прифронтовой полосы на Восток. Более 1360 крупных предприятий и 10 млн населения переместились в Поволжье, на Урал и в Сибирь. И здесь вновь во всем, от демонтажа оборудования, в самые рекордно-короткие сроки, до отправки нескончаемых эшелонов со станками и людьми на Восток, проявилась организующая роль коммунистов. А у нас на Урале их принимали и размещали уже другие, местные коммунисты. Вспомним хотя бы эпопею появления в Челябинской области Кировского, Харьковского, Сталинградского тракторных заводов, Московского ЗИЛа, заводов «Калибр», «Динамо»; Тульского и других патронных заводов; строительство Челябинского и Чебаркульского металлургических заводов, УралАЗа, сотен других производств и предприятий.

В условиях необычно снежной зимы и жесточайших морозов коммунисты области вели за собой таких же плохо одетых, испытывающих огромные материальные лишения людей, для того, чтобы принять и разгрузить эшелоны с оборудованием, а затем установить станки на отведенные им места, и через считанные дни, порой под открытым небом, начать производство нужной фронту продукции. Это были фантастически короткие сроки и великий подвиг, не осмысленный и еще до сих пор по достоинству не оцененный потомками.

Коммунисты были примером и в том, как встречали в Челябинской области эвакуированных. Тысячи жителей области приютили на своей, отнюдь не располагавшей излишними метрами, жилплощади, москвичей и ленинградцев, украинцев и белорусов, делились с ними последним, что у них было.

С тех пор минуло 65 лет, во многом изменилась и стала другой наша страна. Выросло поколение, которое уже давно не знает, что такое война, чем были для нас коммунистическая партия, комсомол.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Рабченок Леонтий Михайлович – кандидат исторических наук, председатель Правления фонда «Будущее Отечества» им. В. П. Поляничко

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.