Спортивная работа в эвакогоспиталях на территории Челябинской области в период Великой Отечественной войны

Потребности медицинского обеспечения Красной Армии в условиях Великой Отечественной войны потребовали создания более 5 тыс. лечебных учреждений общей мощностью 1,5 млн госпитальных коек. Значительная часть из них была размещена на территории Челябинской области. Эвакогоспитали области в течение 1941–1945 гг. приняли 221 тыс. раненых. Процент выписанных в воинские части постепенно снижался с 72 % в 1942 г. до 39 % в 1944 г., что связано с возрастанием доли тяжелораненых среди поступавших на излечение. Всего за 1941–1945 гг. эвакогоспитали области возвратили в строй более 100 тыс. бойцов[1].

Советские, партийные и военные власти искали пути повышения эффективности лечебной работы эвакогоспиталей, скорейшего восстановления физических и моральных сил раненых. Одним из них стало внедрение в эвакогоспиталях лечебной физкультуры и спортивной работы. Следует отметить, что количество статей и книг военной поры, освещавших эти проблемы, сократилось в последующий период. В послевоенных публикациях, значительную часть которых составляли воспоминания спортсменов, содержались разрозненные сведения об истории советского спорта в период Великой Отечественной войны и в том числе спортивной работы в эвакогоспиталях[2]. В современных региональных исследованиях связь между организациями спортивного движения Челябинской области и эвакогоспиталями не находит должного отражения[3].

Массовое спортивное движение имело в Советском Союзе в организационном плане строилось по производственному принципу. Система 64 добровольных спортивных обществ (ДСО), сложившаяся к середине 1930-х гг., воспроизводила на центральном и местном уровнях отраслевую структуру профсоюзов. Например, профсоюзная организация работников медицины управляла ДСО «Медик». ДСО подразделялись на секции по видам спорта. В 1920–1930-х гг. занятия трудящихся физкультурой и спортом должны были содействовать укреплению здоровья и ударному труду на производстве. Н. Ф. Кулинко выделяет особый этап в развитии советского спорта и физической культуры в 1938–1941 гг., связанный с ростом внешней угрозы и приоритетным развитием военных видов спорта[4].

Советско-финляндский вооруженный конфликт стимулировал распространение лыжного спорта. Подготовка боевых резервов и военное обучение населения курировались военными отделами комитетов ВКП(б), местными комитетами комсомола. Начало Великой Отечественной войны заставило свернуть некоторые направления спортивной работы, не задействованные в системе всеобщего военного обучения.

Массовая спортивная работа в 1941–1945 гг. велась в форме проведения кроссов, соревнований, спартакиад. Из военных отделов райкомов ВКП(б) или райисполкомов во все организации и предприятия районов приходили разнарядки на выделение сотрудников для участия в данных мероприятиях. Получали такие распоряжения и начальники эвакогоспиталей. Количество участников зависело от размера учреждения. Так, один из крупнейших госпиталей Златоуста (№1128) в мае 1944 г. для участия в кроссе на приз городской газеты «Большевистское слово» направил 100 человек. ДСО «Медик» и другие спортивные общества привлекали к организации массовых спортивных мероприятий физруков госпиталей, выздоравливающих бойцов и командиров[5].

В системе лечебной работы эвакогоспиталей уже осенью 1941 г. началось внедрение лечебной физкультуры (ЛФК). Имевшихся квалифицированных руководителей физкультуры среди сотрудников оказалось недостаточно. Утреннюю физзарядку среди выздоравливающих и легкораненых проводили сами бойцы. В 1941 г. в ряде госпиталей были проведены 10 дневные курсы по ЛФК. Но врачи и инструкторы после такой подготовки опасались давать большую нагрузку раненым. Тем не менее из 70 госпиталей, действовавших на начало 1942 г. в области, лишь 11 не внедрили лечебную физкультуру. Почти повсеместно были выделены комнаты для кабинетов ЛФК. Оборудование имелось только самое простое: шведские стенки, обручи, гири. В госпитале №3884 работал эвакуированный специалист по ЛФК, доцент М. М. Конгарович. Он возглавил обучение инструкторов по физкультуре для госпиталей области. Привлечение специалистов Киевского медицинского института и Челябинского городского комитета физической культуры и спорта к подготовке инструкторов по ЛФК, а также и к работе с ранеными, позволило охватить ЛФК всех страдающих от тугоподвижности суставов, атрофии двигательных функций конечностей [6].

В теплое время г. требовалось перенести всю спортивную работу среди раненых на свежий воздух. Все госпитали к лету 1943 г. построили свои спортплощадки при помощи шефов, в том числе ДСО «Локомотив», «Большевик» и др. Но и без оборудованных площадок раненые играли в городки, лапту, волейбол[7].

Важное место в спортивной работе среди раненых занимали занятия шахматами. В первые месяцы существования госпиталей культурно-массовые мероприятия были редкостью. Работники политической части почти не имели опыта организации досуга бойцов. Раненые, как правило, заполняли его при помощи настольных игр: бильярда, шашек, шахмат. Занятиями этими никто не руководил. В феврале 1942 г. один из видных руководителей распавшейся в 1941 г. всесоюзной шахматной секции Б. Вайнштейн обратился к заместителю председателя СНК СССР Р. С. Землячке с предложением организовать занятия шахматами среди раненых.

Спортивная работа среди раненых стала главной задачей шахматистов. В июне 1942 г. во все эвакогоспитали были разосланы циркулярные письма Наркомздрава СССР и Главного военно-санитарного управления РККА об организации обучения раненых шахматам. На уровне области все ДСО были раскреплены для оказания шефской помощи госпиталям. Шефская работа ДСО сосредоточивалась, прежде всего, в Челябинске. Шахматисты, гимнасты, волейболисты посещали госпитали города. Особенно активно вел спортивную работу среди раненых ведущий шахматист области С. Полетаев. Он читал лекции о шахматах, проводил сеансы одновременной игры, квалификационные соревнования. Только за 1942 г. 42 бойца получили разряд по шахматам.

Контингент выздоравливающих в эвакогоспиталях также был охвачен спортивной работой в отделениях или ротах выздоравливающих. Для укрепления физической силы и выносливости раненых требовались интенсивные тренировки. В основу спортивной работы в ротах выздоравливающих были положены занятия легкой атлетикой. Раненые преодолевали полосу ГТО первой ступени, метали гранату.

В госпиталях проводили соревнования по лыжам среди выздоравливающих. Так, зимой 1942 г. мужчины должны были пробежать трассу в 3 км, а женщины – 1 км. Через год на внутригоспитальных лыжных соревнованиях мужчины должны были преодолеть уже 5 км, женщины – 3. Среди раненых проводились отборочные соревнования и по другим видам спорта. В июне 1943 г. в Челябинске были проведены областные соревнования выздоравливающих. 100 участников, показавших наилучшие результаты, из Челябинского и других госпитальных гарнизонов области были отправлены в Свердловск на окружную спартакиаду. Гарнизонные и областные соревнования проходили при содействии областного комитета по делам физической культуры и спорта[8].

Внедрение ЛФК позволило ускорить восстановление здоровья, трудоспособности раненых. Самостоятельные спортивные игры и соревнования отвлекали раненых от перенесенных физических и психологических травм, позволяли снова почувствовать себя сильными, здоровыми людьми. ДСО обеспечивали организационную, методическую и материальную поддержку спортивной работы в госпиталях. Наличие мощной системы эвакогоспиталей, реабилитация миллионов раненых и больных воинов служили фактором гуманизации общественных отношений, побуждали государство даже в условиях тяжелой войны поддерживать не только военные виды спорта, но и активно развивать физкультурно-спортивную работу среди выздоравливающих фронтовиков.

  1. Смирнов, Е. И. Война и военная медицина. 1939–1945 гг. М., 1979. С. 132, 196, 211; Дегтярева Н. А. Госпитали на Южном Урале в годы Великой Отечественной войны 1941–1945: дисс. … канд. ист. наук. Оренбург, 2007. С. 137. Режим доступа: http://diss.rsl.ru./.
  2. Гернер М. С., Мошков В. Н. К использованию лечебной физкультуры в эвакогоспитале // Госпитальное дело. 1942. №1, С. 11–15; Строков М. Выздоравливающие воины готовятся к новым боям // Красная звезда. 1942, 11августа; Михайлов К. В. Работа медицинской сестры по лечебной физкультуре // Медицинская сестра. 1944. № 1– 2. С. 9–13; Горянов Л. Б., Осинцев А. А. Сражающийся спорт. М, 1982; Вайнштейн Б. Турниры, чемпионаты, шефская работа: воспоминания // Шахматы сражаются: Сборник. М.,1985. С. 53–140; Ганкевич В. М. В боях и спорте. М., 1985; Агеев А. В. Развитие физической культуры и спорта в Ставрополье в первой половине XX в.: автореф. … канд. ист. наук. Ставрополь, 2005.
  3. 80 лет Челябинской областной физкультурно-спортивной организации. Челябинск, 1996; Шубарина Л. В., Новоселов В. Н. Вклад Южноуральских спортсменов в победу над фашизмом // Тезисы докладов «Роль Урала как арсенала Победы». Челябинск, 2000. С. 162–165; Голубева О. А. Деятельность физкультурных и туристских организаций Южного Урала в годы Великой Отечественной войны // Архивное дело в Челябинской области. Информационный вестник II(XV). «Вклад Южного Урала в победу над фашизмом». Челябинск, 2009. С. 25–31.
  4. Кулинко, Н. Ф. История и организация физической культуры. М.,1982. С. 129, 130; Полетаев С. Становление шахматной школы // Шахматы в Челябинске: сборник. Челябинск, 1985. С. 6–26; Столбов В. В. История физической культуры. М., 1989. С. 144. Семенов В. М., Новоселов В. Н., Шубарина Л. В. Спорт на Южном Урале. История развития физической культуры и спорта в Челябинске 1919–1929 гг. Челябинск, 2000.
  5. ОГАЧО, ф. П-637, оп. 3, д. 99, л. 17; ф. П-37, оп. 2, д. 2, л. 10, ф. П-92. оп. 5, д. 100, л. 2; ф. П-119, оп. 1, д. 106, л. 44.
  6. ОГАЧО, ф. П-1355, оп. 1, д. 9, л. 191; ф. П-288, оп. 6, д. 269, л. 88; оп. 4, д. 281, л. 71; ф. Р-1488, оп. 1, д. 3, л. 26.
  7. ОГАЧО, ф. Р-1488, оп. 1, д. 4, л. 31; ф. П-179, оп. 2, д. 86, л. 35.
  8. ОГАЧО, ф. Р-1488, оп. 1, д. 3, л. 27; д. 4, л. 32.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Кусков Сергей Александрович – аспирант Челябинской государственной агроинженерной академии

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.