Формы мобилизации денежных средств населения в годы Великой Отечественной войны (на материалах Челябинской области)

Великая Отечественная война открыла новый период в истории войн – «машинный», когда на первое место в ведении военных действий выходит техническое обеспечение армии. Происходит синтез экономических и военных сил страны, вырастает значение финансовой сферы. «Финансовые ресурсы в машинный период используются не только и столько на содержание личного состава вооруженных сил, сколько на техническое оснащение армии. Финансовые расходы государства в этот период прямо пропорциональны техническому оснащению армий…» [9, с. 5].

Потеря развитых западных районов, огромные расходы на производство военной техники, эвакуация промышленности и ее восстановление в восточных регионах СССР, снижение доходов от государственного сектора экономики, дефицит бюджета – все это вынуждало государство искать новые источники финансирования.

Основным источником дополнительных доходов в бюджеты различных уровней становятся денежные средства населения. Мобилизация этих средств осуществлялась двумя способами: налоговым и неналоговым.

Главными направлениями налоговой политики в условиях войны стали: повышение налоговых ставок существующих платежей, введение новых налогов и сборов, расширение круга плательщиков, уточнение объемов облагаемого дохода, изменение принципов построения платежей, налоговое льготирование [3, с. 73]. Налоговая система начала меняться с первых месяцев войны. Были установлены временные надбавки к сельскохозяйственному и подоходному налогу, которые колебались от 50 до 100 % в зависимости от доходов и службы в армии членов семьи [4, с. 306]. Новым налогом стал налог на холостяков и малосемейных граждан, который был введен 21 ноября 1941 г. в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР [8]. Этим налогом облагались граждане, не имеющие детей: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет, женщины – от 20 до 45. Рабочие и служащие платили 5 % от заработка, а колхозники по 100 руб. в год. Первоначально налог был установлен только для граждан, не имеющих детей. В 1944 г. он был распространен на граждан, имеющих одного или двоих детей.

Самым серьезным изменением в налоговой системе стало введение с 1 января 1942 г. военного налога [7, с. 424]. Его главный отличительный признак – это подушное обложение, которое позволило значительно увеличить количество плательщиков. Ставки налога для рабочих и служащих зависили от размеров получаемых ими доходов. На селе были введены твердые ставки налога, которые дифференцировались, но не в отношении отдельных плательщиков, а по республикам, областям, районам и даже селениям в зависимости от размеров средних доходов одного колхозного двора в данной местности. Суммы военного налога давали преобладающую часть всех налоговых поступлений от населений в годы войны: по СССР в среднем – 54–56 %. На Урале этот показатель был гораздо выше. В Челябинской области за 1942 г. военного налога собрали 476,9 млн руб. или 70 % всех налоговых сборов населения; за 1943 г. – 514,1 млн руб. (63,5 %) [2, с. 173].

Вместе с новыми налогами население продолжало платить довоенные налоги. В 1943 г. в несколько раз повышались нормы доходности и соответственно ставки сельскохозяйственного налога. Население, не платившее сельскохозяйственный налог, облагалось подоходным налогом. Также в годы войны были внесены изменения в систему местных налогов и сборов. В соответствии с ними Советы депутатов трудящихся обязаны были взимать следующие местные налоги и сборы: налог со строений; земельную ренту; сбор с владельцев транспортных средств; разовый сбор на колхозных рынках; сбор с владельцев скота и государственный налог на лошадей.

Среди неналоговых форм мобилизации особое место занимает государственный военный заем (кредит), при помощи, которого было обеспечено около 15 % всех прямых военных расходов. Все займы выпускались сроком на 20 лет и состояли из двух выпусков: выигрышного и процентного. Выигрышный выпуск распространялся среди населения, а процентный (4 % годовых) среди артелей, товариществ и кооперации. Всего в годы войны осуществлялась подписка и реализация по пяти открытым госзаймам: довоенному займу третьей пятилетки, военным займам, объявленным 14 апреля 1942 г., 5 июня 1943 г., 5 мая 1944 г. и 4 мая 1945 г. Все военные займы были выпущены на общую сумму 72 млрд руб., подписка по ним составила 89,7 млрд руб., т. е. план подписки на государственный кредит был перевыполнен на 25 % [1, с. 502]. Каждый заем имел свои особенности, но основные принципы и способы размещения были одинаковы. Распространение государственного кредита проходило в виде подписки на облигации. Оплата подписки велась по-разному. Среди рабочих и служащих использовалась безналичная форма расчета, когда бухгалтерия списывала часть зарплаты в счет оплаты облигаций. В деревне оплата облигации осуществлялась за наличный расчет. Это вызывало большие сложности при сборе наличных средств, так как колхозники зачастую были вынуждены под давлением власти подписываться на такие суммы, которые не могли оплатить.

Размещение подписки проходило в строго ограниченные сроки: 2–3 дня давалось местным финансовым органам для реализаций госзайма. Этому предшествовала большая подготовительная работа. На предприятиях выбирались ответственные за госкредит, они занимались агитационной работой, убеждали работников в необходимости подписаться на указанную сумму, которая устанавливалась на общих партийных собраниях и обычно составляла заработок за 4–5 недель.

Всего в Челябинской области за годы войны при помощи военных займов было собрано 1,6 млрд руб., что составляет 2 % от общесоюзных средств, полученных от распространения государственного кредита в период войны [5]. Главной особенностью военных займов является их двоякий характер. С одной стороны – законодательно обозначенная добровольность, возвратность, с другой – неформальная, но повсеместно применяемая принудительность и распространенная в годы войны практика передачи облигаций госзайма в Фонд обороны, которая превращала кредит в безвозмездную передачу средств государству.

Еще одним способом мобилизации средств были денежно-вещевые лотереи. Процесс их реализации проходил в несколько стадий: выпуск лотерейных билетов, подписка на билеты и оплата подписки. Денежно-вещевые лотереи выпускались крупными суммами: первая – 1,4 млрд руб., вторая – 2,2 млрд руб., третья – 3,8 млрд руб., четвертая – 5 млрд руб. Рабочие и служащие приобретали лотерейные билеты в размерах 3–4 дневной зарплаты, а сельское население на сумму не менее 25–30 % от подписки на госзаем. Выигрыши по всем лотереям устанавливались в размере 20 % от их номинальной суммы, держателям лотерейных билетов предоставлялось право получить стоимость выигранной вещи деньгами. Билеты денежно-вещевых лотерей распространялись теми же методами и способами, что и облигации государственных займов. Всего за 1941–1944 гг. в Челябинской области было размещено лотерейных билетов на сумму 213 млн руб. (2,1 % от общесоюзных доходов по лотереям) [6].

Еще одним способом сбора средств на военные нужды было создание различных фондов, куда население могло перечислять свои сбережения. Наиболее крупным стал Фонд обороны. Это были средства особого рода: они не являлись ни налоговыми, ни займовыми ресурсами, а поступали как дар населения. Создание таких фондов инициировалось населением, происходило одновременно в различных районах страны.

Также для привлечения средств населения использовались сберегательные кассы. Перед сберкассами стояли две взаимосвязанные задачи: сохранить имеющиеся вклады и организовать приток новых. 23 июня 1941 г. были установлены временные ограничения по возвращению вкладов вкладчикам, но это привело к резкому сокращение притока новых вкладов, что вынудило Наркомфин СССР объявить о том, что все вклады, внесенные после 23 июня 1941 г. будут выдаваться в неограниченных суммах, по первому запросу вкладчика.

Вместе с тем у сберкасс появляется еще одна функция – сбор, хранение

и перечисление денежных компенсаций за неиспользованные отпуска. На время войны были отменены все ежегодные отпуска, а за них компенсации аккумулировались в сберкассах. Изначально средства концентрировались на объединенных счетах, потом их переводили на лицевые счета работников.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны государство использовало действенные финансовые инструменты для стабилизации экономики. Этот процесс наложился на патриотический подъем, что и обеспечило необходимый результат кампании по мобилизации средств населения. Основной особенностью формирования доходных статей госбюджета в годы войны стало смещение акцентов с платежей предприятий на свободные денежные средства населения. Это позволило не только финансировать военные расходы, но стабилизировало денежное обращение, помогло бороться с инфляцией. Денежная масса, не обеспеченная товарами, просто изымалась во вклады и взносы, благодаря чему финансовая система государства оставалась устойчивой.

  1. История социалистической экономики СССР. Т-5: Советская экономика накануне и в период Великой Отечественной войны. 1938–1945 гг. М., 1978. 556 с.
  2. Корнилов, Г. Е. Уральская деревня в период Великой Отечественной войны. 1941– 1945 гг. / Г. Е. Корнилов. – Свердловск, 1990. – 221с.
  3. Палецких, Н. П. Налоговые и займовые сборы с населения Урала в годы Великой Отечественной войны // Вклад Урала в разгром фашизма: исторический опыт и современные проблемы национальной безопасности. Екатеринбург, 2005. С. 73–77.
  4. Плотников, К. Н. Очерки истории бюджета Советского государства / К. Н. Плотников. – М., 1955. 556 с. .
  5. Рассчитано автором по материалам: ОГАЧО. Ф. Р- 1147. Оп. 3. Д. 53. Л. 27; Д. 75. Л. 39; Д. 90-а. Л. 37; Д. 97. Л. 31; Д. 102. Л. 104.
  6. Рассчитано автором по материалам: ОГАЧО. Ф. Р- 1147. Оп. 3. Д. 53. Л. 28; Д. 75. Л. 42; Д. 90-а. Л. 39; Д. 97. Л. 33; Д. 102. Л. 107.
  7. Сборник указов, распоряжений и постановлений 1941–1945 гг. Челябинск. 1945. 132
  8. См.: Правда. 1941, 24 ноября.
  9. Тамарченко, М. Л. Советские финансы в период Великой Отечественной войны / М. Л. Тамарченко. – М., 1967. 143 с.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Ивлев Никита Николаевич – аспирант Челябинской государственной агроинженерной академии

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.