Как известно, сразу же после начала Великой Отечественной войны началась эвакуация промышленных предприятий из западных регионов страны на Восток. В первую очередь перебазировали предприятия, выпускавшие военную продукцию. В соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны № 681 от 16 сентября 1941 г. было принято решение разместить оборудование и производственный персонал Харьковского радиозавода № 193 Наркомэлектропрома, выпускавшего радиоприемники и пеленгаторы, в городе Касли Челябинской области на площадях школы механизации и промартели имени Куйбышева [1]. В начале октября два эшелона, перевозившие оборудование, а также рабочих и служащих с семьями, прибыли на Южный Урал на железнодорожную станцию Маук, ближайшую к Каслям.
В соответствии с первоначальным планом эвакуированному на Урал радиозаводу подлежало уже 23 ноября 1941 г. приступить к выпуску продукции. Однако предприятие лишь частично начало работать только в середине января 1942 г., а полностью его деятельность была возобновлена в марте 1942 г. [2]. Имелись целый ряд объективных причин, не позволивших выполнить ранее намеченные планы. Одной из них являлся острый дефицит электроэнергии, который г. Касли испытывали еще до войны. Так, линию электропередачи Челябинск – Кыштым необходимо было в экстренном порядке протянуть до Каслей. Работы на этой линии продолжались весь январь 1942 г. и только в феврале этого г. радиозавод получил стабильное снабжение электроэнергией.
Остро ощущалась нехватка рабочей силы, особенно рабочих-строителей, монтажников. Только для строительства цеха № 2 нужны были 15 каменщиков и 20 плотников. Строители постоянно испытывали недостаток в лесе, песке, глине, а также в инструментах. Пусконаладочные работы дирекцией контролировались слабо, поэтому большинство из них проводили на очень низком уровне. К тому же отсутствовал контроль за дисциплиной труда среди строителей. Для ее улучшения парторганизация приняла решение развернуть агитмассовую работу. В каждой бригаде парторг ЦК ВКП(б) М. С. Сапрыкин предписал иметь агитатора, который должен стать «партийным глазом».
Пуск завода задерживался также из-за медленных темпов разгрузки оборудования на станции Маук, вызванных низким уровнем организации и механизации погрузочно-разгрузочных работ. Все это стало причиной ряда несчастных случаев при разгрузке тяжелых станков и повреждения значительного количества технического оборудования, большую часть которого не возможно было восстановить. В Каслях для развертывания завода
№ 193 смогли выделить в четыре раза меньше производственных площадей, чем завод имел в Харькове, в том числе складских помещений – на 40 % меньше [3]. Вследствие этого было потеряно примерно 20 % оборудования, которое просто ржавело недалеко от железнодорожных путей. Начальник цеха № 5 Неведров сетовал по этому поводу: «Мы гробим оборудование только из-за плохой разгрузки и погрузки его».
Продукция завода № 193 имела большое значение для фронта, она была востребована в армии и на флоте, особенно необходима была партизанам и подпольщикам. Партизанские отряды снабжались передатчиками и радиоприемниками, как правило, сделанными на Каслинском заводе. Сам Сталин использовал аппаратуру, изготовленную на заводе № 193, следя за ходом партизанского движения. Поэтому не удивительно, что завод находился под пристальным вниманием со стороны ГКО.
Сотрудники завода, которые приехали в Касли, имели бронь. Несмотря на это, часть из них ушла добровольцами на фронт. Эвакуированное предприятие было обеспечено кадрами лишь на 20 %, вследствие чего возникла проблема нехватки рабочих кадров, которую решали путем привлечения на работу местной молодежи и женщин.
Благодаря принятым мерам, к 1943 г. завод укомплектовали рабочими и служащими на 102 %. Из них 44,7 % составляли мужчины, остальные – женщины. По возрастному составу только 19 % были старше 18 лет. 323 человека, около 80 % принятых в Каслях сотрудников, при тарификации имели первоначально довольно низкие 2–3 разряды. Некоторые цеха и отделы укомплектовывались только за счет новых кадров, подготовленных старыми рабочими. Из-за того, что закон запрещал оставлять молодежь на сверхурочные работы, руководство предприятия вынуждено было переводить высококвалифицированных работников на казарменное положение [4].
На заводе работали учебные мастерские и проводились единые дни техучебы. В течение 1942–1944 гг. на заводе обучили 770 человек, средний разряд рабочих за это время повысился со 2 до 3 разряда. Но эта не помогало решать в полном объеме проблему роста квалификации рабочих из-за высокой текучести кадров. Так, например, в 1942–1944 гг. на завод приняли 1664 человека, а уволили по разным причинам 1051, в том числе 207 из-за ухода добровольцами на фронт [5].
Перед руководством завода постоянно стояла проблема поступления из цехов большого количества бракованной продукции. Решить вопрос низкого качества материалов в условиях военного времени при серьезных затруднениях с их поставками было крайне сложно, поэтому основное внимание дирекция завода уделяла устранению производственного брака.
Высоким оставался брак по вине конструкторов и технологов. В цехе № 2 брак составлял 18 %, из них 91 % по вине конструкторов. За их работой установили жесточайший контроль. Главными причинами брака являлись невнимательность, низкая квалификация рабочих и нарушение технологии производства. Цех № 5 5 февраля 1943 г. выпустил 50 деталей, из которых ОТК признало 16 браком.
Если ранее в Харькове на заводе применяли современные методы изготовления деталей с преобладанием штамповки и прессования, то в течение войны эти прогрессивные виды техпроцессов трудно было внедрить из-за отсутствия необходимого оборудования, а имеющаяся технология страдала рядом существенных недостатков: неэкономичные методы обработки деталей, описки и ошибки в картах техпроцесса, отсутствие учета производственной базы и возможностей завода в процессе выпуска продукции и т. д. Усилия конструкторов направлялись на совершенствование изделий: максимально упрощали конструкции с производственной и эксплуатационной точек зрения без ущерба для технических показателей, унифицировались детали разных объектов для удобства ремонта.
Работа завода происходила в сложных социальных условиях. Бытовые условия жизни работников по сравнению с другими заводами были достаточно неплохие: все обеспечены одеждой и обувью, могли пользоваться пошивочной мастерской для ремонта одежды и обуви.
Однако существовали сложности с питанием. Часто продукты не доставляли из Челябинска только из-за нехватки транспорта. Зимой 1943 г. возникла угроза голода – на складе закончилось зерно, а отправить за ним в Челябинск транспорт не было возможности, так как дороги замело снегом.
С большим трудом по железной дороге четыре тонны зерна доставили на станцию Маук, а от нее уже группы по 100–150 человек на санках вывозили его в заводские зернохранилища.
Для решения проблем снабжения рабочих и служащих завода продуктами питания организовали подсобное хозяйство, которое частично обеспечивало потребности заводских столовых в мясе и овощах: картофеле, капусте, моркови и свекле. Помимо этого каждый работник самостоятельно выращивал овощи на своем огороде.
Несмотря на многочисленные трудности при проведении восстановительных работ: отсутствие электроэнергии, нехватка рабочей силы и стройматериалов, коллектив завода № 193 сумел наладить производство важнейшей оборонной продукции, которая получила признание ГКО и участников партизанского движения.
За успешное выполнение заказов для фронта, освоение и серийный выпуск новых образцов военной радиотехники большая группа тружеников завода была награждена орденами и медалями.
- ОГАЧО, Ф. 288, ОП. 42, Д. 18. Л. 50, 217
- Там же, Ф. 1235, ОП. 1, Д. 1, Л. 2, 14; Там же, Д. 2, Л. 1–8; Там же. Д. 3, Л. 1–6.
- Там же, Л. 15, 22.
- Там же, Л. 3.
- Там же, Д. 5, Л. 2.
- Там же, Д. 7, Л. 59–61.
Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Великой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9
Автор: Зарецкая Н. А. – археограф Объединенного государственного архива Челябинской области