Один из первых директоров реакторного производства плутониевого комбината «Маяк» (о Н. Н. Архипове)

В преддверии 65-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне, отдавая должное героизму работников промышленных предприятий Южного Урала в годы военного лихолетья, историки проводят исследования архивных документов, ставших доступными для изучения относительно недавно. Архивные документы Химического комбината «Маяк» (ныне ФГУП «ПО «Маяк»), наряду с изданными воспоминаниями и публикациями ветеранов атомного производства, позволяют на современном этапе не только глубже изучить историю развития легендарного предприятия, но и установить историческую взаимосвязь его создания с промышленными предприятиями страны, в том числе и с предприятиями Челябинской области.

Создание атомного оружия в США и его испытание летом 1945 г. заставило правительство И. В. Сталина в срочном порядке изменить свои политические и стратегические планы. На основе имеющихся в то время отечественных научных исследований и экспериментов в области ядерных реакций, было принято решение – приступить к созданию атомной промышленности в СССР. В этой связи, постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 1 декабря 1945 г. было положено начало строительству на Южном Урале первого промышленного завода по производству оружейного плутония для атомных бомб [1].

Единственно возможным способом формирования трудовых коллективов первых атомных заводов в сжатые сроки являлось проведение мобилизации кадров из технологически более развитых отраслей промышленности. Отбор кадров через обкомы ВКП(б) центральных и восточных областей РСФСР стал одним из основных источников комплектования трудового коллектива первого на Урале атомного предприятия в начальный период его деятельности. Задача неимоверной технологической трудности осложнялась тем, что в СССР подготовленных технических специалистов и рабочих для атомной промышленности практически не было. С позиций сегодняшних исследований можно констатировать, что решение кадровой проблемы оказалось не менее сложным, чем решение научных и технологических задач.

Осенью 1946 г. первые 110 работников будущего атомного предприятия были мобилизованы Челябинским обкомом партии с предприятий городов Челябинска, Миасса, Кыштыма, Златоуста, Коркино, Копейска и др. Прибывшими специалистами укомплектовали коллективы заводоуправления, ОРСа, ЖКО, гаража и других, необходимых в первую очередь подразделений [2]. Эти работники вошли в историю комбината как «первые 100». Спустя годы, многие из них проявили себя в труде и общественной жизни, стали крупными руководителями производственных коллективов, получили высокие правительственные награды. Был среди них и Николай Николаевич Архипов, впоследствии один из первых директоров реакторного производства плутониевого комбината «Маяк».

Родился Н. Н. Архипов в 1907 г. в г. Полоцке Витебской области (ныне Республика Беларусь) в семье служащего. Рано потеряв отца и мать, вместе с младшим братом Юрием воспитывался сестрой отца – сельской учительницей. В 1925 г. Николай окончил Кезельскую профтехшколу, а в 1927 г. командировался в Смоленск на рабфак, по окончании которого в 1930 г. поступил в машиностроительный институт им. Игната Фокина в г. Бежицы Орловской области, на специальность «литейное производство». Окончив институт и получив диплом инженера-механика-технолога по литейному производству, Архипов в 1935 г. отделом кадров Наркомтяжпрома был направлен на только еще набирающий силу Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) [3].

За 11 лет работы в сталелитейном цехе ЧТЗ Н. Н. Архипов, благ.ря своим деловым качествам и трудолюбию, прошел путь от мастера, инженера-технолога до заместителя начальника цеха. Особенно проявились лучшие качества Архипова в годы Великой Отечественной войны, когда на Танкограде он работал старшим мастером формовочного участка стального литья. В тысячи боевых машин была вложена частица его труда. За заслуги перед государством Николай Николаевич был награжден орденом «Знак Почета» и двумя медалями – «За трудовую доблесть» и «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

Хороший инженер и опытный руководитель Н. Н. Архипов, вероятно, и в дальнейшем плодотворно бы работал и продвигался по службе на ЧТЗ, однако в стране началась организация атомной отрасли промышленности и опытные кадры были ей остро необходимы. В ноябре 1946 г. по путевке Челябинского обкома партии Н. Н. Архипов направляется в распоряжение директора строящегося завода №817 [3]. В районе г. Кыштыма к тому времени еще только закладывался фундамент реакторного завода, который в комплексе в другими заводами должен был с перспективе образовать единый комбинат по производству оружейного плутония.

Новое реакторное производство требовало специальных знаний и навыков эксплуатации, поэтому 30 мая 1947 г. Н. Н. Архипова в составе группы инженерно-технических работников направляют на обучение в г. Москву, в Лабораторию № 2 АН СССР к академику И. В. Курчатову (ныне ГНЦ РФ «Курчатовский институт»), где в декабре 1946 г. был пущен опытно-экспериментальный реактор Ф-1 [4]. После успешного окончания обучения и возвращения на завод Н. Н. Архипов, в числе трех лучших и наиболее подготовленных своих коллег, в сентябре 1947 г. был назначен главным технологом (начальником смены) будущего промышленного уран-графитового реактора «А» [5].
Начальный период работы реактора из-за проектных недоработок, отсутствия опыта эксплуатации и непредвиденных ситуаций оказался наиболее тяжелым, а устранение технологических неполадок потребовало не только практического применения полученных в Москве знаний, но и решительности, смекалки, зачастую личного мужества от тех, кто управлял реактором в условиях высокого радиационного воздействия на персонал. Как на фронтах войны, здесь руководители-командиры в кротчайший срок постигали науку управления реакторным производством, освоить которую в иных условиях потребовались бы годы. Не случайно, уже в 1948 г. Н. Н. Архипова, как наиболее способного начальника смены, назначают начальником (директором) завода «А». Тогда, по-военному, первые заводы назывались объектами или «хозяйствами» с добавлением имени его руководителя, поэтому реакторный завод «А» долгое время именовался официально «хозяйство Архипова». Работники «хозяйства Архипова» в конце 1948 г. сумели произвести и передать на радиохимический завод комбината первый плутоний – вещество, не существующее в естественной природе. Из него летом 1949 г. на химико-металлургическом заводе комбината изготовили первые детали заряда для атомной бомбы, успешно испытанной на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949г.. За этот трудовой подвиг директор завода Н. Н. Архипов, в числе других руководителей и работников комбината, был удостоен высокой награды – ордена Ленина, а в 1951 г. звания Лауреата Сталинской премии II степени [6].

По воспоминаниям одного из видных руководителей химкомбината «Маяк» 1950-х гг. Г. В. Кругликова «Николай Николаевич освоил завод во всех его деталях, по характеру был вдумчив, пытлив, трудолюбив… Назначение… на должность начальника завода было воспринято всеми нами
с удовлетворением, так как он был нашим товарищем, нашим заводским воспитанником… Было расценено как признание нашего технического роста, наших организационных успехов, свидетельством того, что нам оказывалось исключительно большое доверие» [7].

Однако реактор «А» по существу являлся промышленно-экспериментальным. По мере усиления «гонки вооружений» в СССР, стратегических материалов потребовалось во много раз больше, следовательно, необходимо было ускоренно наращивать производственные мощности наработки плутония. Решениями Правительства СССР, в течение 1950–1952 гг. на комбинате были введены в эксплуатацию еще три уранграфитовых реактора «АВ-1», «АВ-2», «АВ-3» и тяжеловодный реактор «ОК-180» для наработки плутония [8]. При активном участии Н. Н. Архипова многие из специалистов первого реакторного завода были подготовлены и переведены на реакторы «АВ-1» и «АВ-2», где их опыт в полной мере востребовался.

В 1954 г. с целью оптимизации системы управления реакторным производством, руководство Министерства среднего машиностроения СССР приняло решение об объединении завода с реактором «АВ-1» (завод № 2) и завода с реактором «АВ-2» (завод № 4) в единую производственную структуру – завод № 24. Директором объединенного реакторного завода был назначен Н. Н. Архипов. К тому времени Николай Николаевич являлся признанным специалистом реакторного производства, внутренне организованным, обладающим глубокими знаниями и умением хорошо организовать работу подчиненных.

За годы его руководства завод №24 стал одним из ведущих подразделений комбината, стабильно перевыполняющим годовой план выпуска продукции. Много сил и труда директор вкладывал в совершенствование технологии производства, модернизацию оборудования, в обучение и воспитание эксплуатационного персонала, содействовал и принимал непосредственное участие в развитии изобретательства и рационализации. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1962 г. за успешную эксплуатацию реакторного производства директор завода № 24 Н. Н. Архипов был награжден следующей высокой правительственной наградой – орденом Трудового Красного Знамени.

Авторитет крупного руководителя и личное обаяние позволяли Н. Н. Архипову, кроме производственных задач, решать множественные социальные проблемы завода, участвовать в общественной жизни комбината и города. На протяжении ряда лет он избирался членом парткома комбината, партбюро завода, горкома КПСС, депутатом городского Совета. За безупречную работу и активное участие в общественной жизни Николай Николаевич в 1959 г. был занесен в Книгу Почета завода.

Однако долгие годы работы в условиях повышенного психологического напряжения и радиационного воздействия не прошли без последствий. 26 июня 1963 г. Н. Н. Архипов скоропостижно скончался в возрасте 55 лет и был похоронен в г. Челябинске-40 (позже г. Челябинск-65, ныне г. Озерск Челябинской области). Отдавая дань заслугам Николая Николаевича Архипова, в год 25-летнего юбилея химкомбината «Маяк», решением горисполкома г. Челябинска-65 от 15 марта 1973 г., одна из улиц города была переименована в улицу Архипова [9].

Таким образом, трудовой опыт инженера и руководителя одного из производств ЧТЗ, закалка и навыки работы в экстремальных условиях военных лет, позволили Н. Н. Архипову в кратчайшие сроки освоить технологию атомных реакторов, стать высококвалифицированным специалистом, проявить себя незаурядным руководителем и в течение 15 лет успешно возглавлять реакторные заводы плутониевого комбината «Маяк».

  1. Атомный проект СССР. Документы и материалы: в 3-х т. / под общ. ред. Л. Д. Рябева. Т. II; Атомная бомба. 1945–1954. Кн. 2 / отв. сост. Г. А. Гончаров. – М. ; Саров, 2000. – С. 73.
  2. ГФ ПО «Маяк» Ф. 1. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.
  3. Личное дело Н. Н. Архипова. ГФ ПО «Маяк» Ф. 1. Оп. 1ЛД. Д. 15096.
  4. ГФ ПО «Маяк» Ф. 1. Оп. 1. Д. 3. Л. 101; Меркин, В. И. Создание первых промышленных атомных реакторов Советского Союза / В.И. Меркин // История атомного проекта. – Вып. 5. – М.: РНЦ Курчатовский институт, 1996. – С. 82.
  5. ГФ ПО «Маяк» Ф. 1. Оп. 1. Д. 3. Л. 242.
  6. Личное дело Н. Н. Архипова. ГФ ПО «Маяк» Ф. 1. Оп. 1. ЛД. Д. 15096.
  7. Центр информации ПО «Маяк», Инв. № ИСГ-16. Кругликов, Г. В. О том, что помнится. Воспоминания. – СПб: Рукопись, 1992. – С. 165.
  8. ГФ ПО «Маяк» Ф. 1. Оп. 1И. Д. 58. Л. 16–19.
  9. Клепикова, Ю. Б.. Наш Озерск от А до Я / Ю. Б. Клепикова, Г. А. Чернецкая. – Озерск: Маяк, 2005. – С. 48.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Жарков Олег Юрьевич – руководитель группы фондов ФГУП ПО «Маяк»

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.