Оборонно-промышленный комплекс Южного Урала: условия, причины и особенности формирования в начальный период холодной войны

В результате победы советского народа над фашистской Германией усилиями советского правительства была создана Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, которая впервые с начала ХХ в. обеспечивала безопасность государственных границ СССР от прямой внешней агрессии.

Однако политика администрации США и ее союзников фактически поставила своей целью пересмотреть итоги Второй мировой войны, вернуть СССР в состояние международной изоляции, лишить советский народ плодов победы, завоеванных ценой жизни более 20 млн соотечественников. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки показали всю серьезность намерений вчерашнего союзника по антигитлеровской коалиции.

В этой непростой ситуации правительство СССР вынуждено было вместо проведения полноценной демилитаризации экономики, начать процесс создания оборонно-промышленного комплекса, в основу которого было положено производство принципиально новых видов оружия – ядерного, ракетного и радиоэлектронного.

Начавшаяся в 1947 г. холодная война потребовала развития оборонной промышленности на качественно ином уровне. Руководство СССР вынуждено было перейти к производству оружия массового поражения и эффективных средств их доставки на территорию вероятных противников в Западной Европе и Северной Америке. Параллельно шло совершенствование боевой техники, боеприпасов и средств обеспечения ведения боевых действий на земле, на море и в воздухе.

За годы войны Челябинская область превратилась в крупнейший арсенал страны, однако конверсия оставила от него лишь отдельные элементы. Отсутствие хорошо продуманной Центром стратегии конверсии нанесло тяжелый урон оборонной промышленности Южного Урала [1].

Несмотря на то, что восстановленные и вновь построенные в годы войны предприятия имели крупные недостатки, в целом они стали мощным фундаментом создания оборонно-промышленного комплекса. Не меньшее значение имел приток опытных руководящих кадров, инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих. Реэвакуация значительно ослабила трудовые коллективы восточных районов, но их потенциал оставался на высоком уровне [2].

В сложной ситуации, когда одновременно следовало проводить конверсию многих отраслей экономики страны и стремительными темпами создавать сверхдорогой ракетно-ядерный комплекс, советское государство оказалось способным мобилизовать накопленный до этого экономический потенциал и ответить на вызов времени.

Сильнейший импульс к возрождению и быстрому развитию оборонной промышленности придало размещение на территории Челябинской области предприятий атомной промышленности по разработке конструкции (г. Снежинск), производству плутония (г. Озерск) и серийному выпуску (г. Трехгорный) ядерного оружия. После успешного испытания первой советской атомной бомбы в 1949 г. встала проблема доставки ядерного оружия на территорию вероятного противника. Авиационная промышленность эту проблему решить не смогла. С 1948 г. завод № 385 в Златоусте начал освоение технологии изготовления сначала трофейной немецкой ракеты ФАУ, а затем отечественных образцов, наиболее удачной из которых стала баллистическая ракета наземного базирования 8А61 [3]. Геополитическое положение СССР подсказало наиболее эффективное решение проблемы путем размещения ракет на атомных подводных лодках, которые могли максимально близко подойти к берегам США и при этом были малоуязвимы для системы ПВО. К 1965 г. в Миассе было завершено строительство и освоение СКБ ракетной техники морского базирования и НИИ вместе с заводом по производству гироскопических приборов. С 1954 г. переходит на производство ракетных двигателей Усть-Катавский вагоно-строительный завод. В 1961 г. перешел на выпуск электронного оборудования для ракет завод № 657 в Миассе. Для обеспечения ракетных и аэродромных комплексов электронными приборами в 1947 г. началось строительство завода № 321 в Челябинске и в 1955 г. строительство сразу двух радиозаводов в Кыштыме. В середине 1950-х гг. перешел на выпуск ракетной и реактивной техники завод № 78 в Челябинске. В это же время Челябинский электродный завод стал производить графит для атомной промышленности, а ЧТЗ начал работать на нее еще в 1947 г. [4].

Монополистами по производству важнейших деталей и узлов авиационной промышленности являлись агрегатный завод № 132 в г. Симе и Чебаркульский металлургический завод. Без их продукции в СССР не мог взлететь ни один самолет.

Стрелковое оружие в массовом количестве производили два машиностроительных завода в Златоусте и завод № 613 в Каслях. Радиостанции и пеленгаторы монопольно выпускал завод № 193 в Каслях.

Боеприпасы производились на многих заводах Челябинской области. Завод № 62 в Челябинске был головным предприятием в СССР по выпуску авиационных выстрелов. Корпуса для снарядов и мин делали на заводе № 613 в Каслях, Златоустовском и Кыштымском механических заводах, Златоустовском машиностроительном заводе № 259, Челябинском заводе № 78 и некоторых других.

Снаряжение боеприпасов происходило на заводе № 254 в Челябинске и заводе № 114 в Копейске. Кроме того, завод № 254 выполнял программу по заданию Минсредмаша. Патроны для револьверов выпускались на заводе № 38 в г. Юрюзани. С 1941 г. постоянно производились приборы для подводных лодок на заводе № 128 в Катав-Ивановске [5].

Челябинск оставался монопольным производителем тяжелых танков и лучших дизельных моторов к ним. На ЧТЗ действовало несколько конструкторских бюро, опытное и серийное производство этих машин. Корпуса и башни танков изготавливались на заводе № 200. Завод № 255 разрабатывал и производил всю электрическую часть танков, электроприводы, приборы ночного видения.

К середине 1960-х гг. в Челябинской области завершилось формирование оборонно-промышленного комплекса, который включал в себя все без исключения крупнейшие предприятия всех промышленных министерств, многие из которых были монополистами или занимали лидирующее положение в СССР по производству новейших видов военной техники, вооружений и боеприпасов.

  • 1. Подробно об этом см.: Глотова, Е. Л. Демилитаризация промышленных предприятий Уральского региона (1944–1950 гг. ): автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук: 07. 00. 02. – Челябинск: УралГУФК, 2006.
  • 2. См.: Новоселов, В. Н. Реализация мобилизационных возможностей советской экономики в процессе развития оборонно-промышленного комплекса СССР
  • (1946–1965 гг. ) / В. Н. Новоселов // Мобилизационная модель экономики: исторический опыт России ХХ века: сборник материалов всероссийской научной конференции. Челябинск, 28–29 нояб. 2009 г. / под. ред. Г. А. Гончарова, С. А. Баканова. – Челябинск: Энциклопедия, 2009. – С. 211.
  • 3. Объединенный государственный архив Челябинской области (ОГАЧО) Ф. Р–1613. Оп. 1. Д. 47. Л. 184.
  • 4. ОГАЧО Ф. П–288. Оп. 43. Д. 28. Л. 17.
  • 5. ОГАЧО Ф. Р–1613. Оп. 1. Д. 120. Л. 20.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Гресь Светлана Иосифовна – старший преподаватель Южно-Уральского государственного университета

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.