М. С. Соломенцев – один из руководителей оборонного производства в Челябинской области в 1940–1950-е годы

Михаил Сергеевич Соломенцев является ярким представителем поколения патриотически-настроенной советской номенклатуры, непринявшей либеральный реформы и распад СССР. Именно эти люди являлись основой руководящего слоя политической системы позднего советского общества, которые с ее распадом лишились власти, отказавшись участвовать в разделе достояния Советской страны, как это сделали более молодые и прагматичные представители советской партийно-государственной элиты, не обладавшие сильной верой в социализм, но желавшие закрепить свои привилегии в частной собственности.

Поколение руководителей, к которому принадлежал Соломенцев, представляет большой интерес для социально-психологического и исторического анализа. Пройдя испытания самой страшной войной в истории человечества, они активно работали над возрождением и восстановлением Советской страны. Эти люди являлись отражением сложной и противоречивой, но крайне важной истории XX столетия, границы которого во многом определяются созданием и распадом Советского государства.

М. С. Соломенцев родился 25 октября (7 ноября – по старому стилю) 1913 г. в селе Ериловка на территории современного Елецкого района Липецкой области в бедной крестьянской семье, рано остался без отца и с матерью жил в доме родни. В 1920-е гг. во время учебы в автодорожном техникуме у Соломенцева возникло желание стать инженером-механиком.

Эта мечта его, наконец, сбылась и в 1936 г. он поступает в Ленинградский индустриальный институт им. Калинина на общетехнический факультет, где обучается на инженера-механика. Здесь Соломенцев вновь увлеченно занимается комсомольской работой, где ярко проявляет себя – на втором курсе его избирают секретарем институтского комитета комсомола. На этом посту он получает опыт руководства большим молодежным коллективом (10 тысяч комсомольцев). В аспирантуру, куда его приглашал профессор Соколовский, он поступать не стал, а в 1940 г. уехал по распределению министерства работать сменным мастером на родину в г. Липецк, на оборонный завод № 61, где ему обещали предоставить квартиру, что было важно для молодой семьи (к этому времени М. С. Соломенцев женился).

На заводе молодой инициативный инженер с опытом организаторской общественной работы хорошо зарекомендовал себя. Вскоре его назначают на должность заместителя начальника цеха, а затем начальником цеха. Однако, начавшаяся вскоре Великая Отечественная война, круто изменила жизнь советских людей, в том числе и М. С. Соломенцева [1].

В августе 1941 г. началась эвакуация завода № 61 на Южный Урал. 1 декабря в последнем шестом эшелоне Соломенцев вместе с другими начальниками цехов прибыл на станцию, расположенную рядом со старинным уральским г. Касли. Первоначально все разместились в здании клуба, спали «на вещах», затем для эвакуированных местные власти подыскивали жилье. Соломенцеву с семьей выделили старую избу.

Зима 1941 г. была очень холодной, мороз достигал минус 40 градусов.

В таких условиях приходилось разгружать и монтировать оборудование, ускоренными темпами налаживать производство. В Каслях Соломенцев познал трудности и героизм тыловой жизни в условиях военного времени. Цех, в который поместили оборудование, не отапливался. Все станки были законсервированы и смазаны пушечным салом, а рабочих приехало всего 57 человек. Помогли решить проблему 14–15-летние подростки из детского дома и трудармейцы, помогали и местные жители. Другой сложностью, с которой столкнулся начальник снарядного цеха М. С. Соломенцев, был устаревший и изношенный станочный парк, многие станки были 1898– 1903 гг. выпуска. Каслинский завод принадлежал к числу тех немногих, которые не были реконструированы в ходе индустриализации 1930-х гг.

Кадровые проблемы были решены за счет привлечения на наиболее трудоемкие и неквалифицированные работы заключенных и трудармейцев. 150-метровое помещение цеха было разделено на три части: в первой зоне на наиболее простых операциях работали заключенные, во второй – трудармейцы и местные жители, в третьей (на участке сборки и упаковки) – наиболее квалифицированные рабочие. Работать приходилось с полной отдачей. Рабочий день Соломенцева начинался в 6 часов 30 минут утра, в 7 часов 30 минут он принимал отчет ночной смены, в 20 часов 30 минут – дневной смены, в 22 часа руководители цехов отчитывались перед руководством завода и представителями ГКО, затем следовало обсуждение проблем и задач, которое нередко заканчивалось в 2 часа ночи [2].

В годы войны ярко проявлялись все стороны личности человека. Были и отрицательные примеры, когда руководители в сложных для страны условиях решали личные проблемы. Соломенцев вспоминает об этих фактах с большим негодованием, так как эти действия наблюдались в наиболее сложный период войны и организации оборонного производства, когда государственный контроль не мог охватить все сферы жизни общества, и многое приходилось налаживать своими силами.

Цех, которым руководил Соломенцев, выпускал снаряды из сталистого чугуна, обладавшие большой убойной силой за счет высокой осколочности. Потребность фронта в таких снарядах была велика, с фронта поступали требования об увеличении их производства. Однако многие операции по их изготовлению (перевозка по цеху, установка на станках) требовали большой физической силы, а ее у плохо питавшихся рабочих не было. Рабочие иногда из-за истощения отказывались выполнять эти операции. Тогда в цехе решили механизировать этот труд. От станка к станку были смонтированы скаты, по которым можно было легко перемещать снаряды. На станках были смонтированы пневмозажимы, под которые были заложены ленточные фундаменты (запасов цемента на заводе было в то время достаточно). У станков монтировалась пневматическая оснастка, энергетики подвели к ним сжатый воздух. Окончательно работы по внедрению в цехе пневмооборудования были завершены к 15 февраля 1943 г. Работать стало значительно легче, производительность труда возросла. При участии Соломенцева была решена и проблема нехватки деревянных ящиков для упаковки снарядов, возникшая во второй половине 1944 г. После долгих переговоров с представителями ГКО на заводе и испытаний на железнодорожном транспорте, было решено отправлять снаряды на снаряжательные заводы в неупакованном виде, прокладывая между ними в вагонах ряды досок [3].

К осени 1943 г. удалось улучшить продовольственное положение заводчан. Отдел рабочего снабжения отремонтировал и расширил столовые, многие сажали картофель, который в этой местности давал неплохой урожай. Летом также спасали богатые яг.ми и грибами окрестности.

Учитывая инициативность и склонность к общественной и организаторской работе, М. С. Соломенцева в конце 1944 г. единогласно избирают секретарем партийной организации завода. Должность была освобожденной, поэтому ему пришлось оставить работу в цехе. В новой должности Соломенцев многое сделал для возрождения каслинского художественного литья на заводе, привлекая к этому делу ветеранов производства и желающих подростков, чтобы не отрывать рабочих от выполнения оборонного заказа. К тому же чугун для литья отличался по химическому составу от снарядного, и должен был производиться отдельно. В начале 1945 г. было получено официальное разрешение на начало работ по возрождению художественного литья.

После окончания войны Соломенцев активно участвовал в конверсии предприятия. Завод стал переходить на производство ветродвигателей, гидротаранов, автопоилок для крупного рогатого скота и художественного литья. В 1946 г. на заводе по распоряжению министерства было срочно организовано производство коллекторов для тракторов. С окончанием войны многие эвакуированные выразили желание вернуться в родные места, партбюро завода немало сделало для упорядочивания этого процесса, во избежание срыва производства из-за отсутствия кадров. Соломенцев активно участвовал в работе по обеспечению продукцией своего завода и кадрами строящихся рядом с Каслями объектов атомной промышленности, в частности, будущего химкомбината «Маяк» в Челябинске-40 (ныне Озерск) и секретного атомного НИИ в Челябинске-70 (ныне г. Снежинск). Эта работа получила высокую оценку Министерства боеприпасов и Челябинского обкома партии (первый секретарь Н. С. Патоличев). В 1946 г. М. С. Соломенцев был назначен главным инженером Каслинского завода.

Так как Соломенцев хорошо зарекомендовал себя на занимаемой должности, его вскоре назначили главным инженером более крупного оборонного завода № 259 в г. Златоусте, а в ноябре 1949 г. – директором Челябинского завода № 78 (Станкомаш). Завод производил оборонную продукцию, а также нефтяные буровые установки и культиваторы для сельского хозяйства, механизмы прокатных станов. Под руководством М. С. Соломенцева к 1953 г. объемы производства товарной оборонной продукции возросли до 129 015 рублей, гражданской – 22 905 (всего 151 920). Для совершенствования производства оборонной продукции М. С. Соломенцевым в 1953 г. было организовано Специальное конструкторское бюро № 78 (СКБ-78) по проектированию и отработке производства оборонных изделий [4]. Ситуация резко изменилась, когда заводу в 1954 г. в связи с освоением целинных и залежных земель было поручено резко увеличить производство более простых изделий – лемехов к плугам, запчастей для сеялок и другой сельскохозяйственной деятельности. В результате объем товарной гражданской продукции возрос в два раза, достигнув 46 124 руб., а в целом по заводу с учетом оборонной продукции – 203 344 руб. [5].

Летом 1954 г. М. С. Соломенцева на пленуме Челябинского обкома партии избрали вторым секретарем обкома по промышленности. На этой должности он проработал до лета 1957 г., когда был назначен председателем Совета народного хозяйства Челябинского экономического административного района. Под руководством М. С. Соломенцева промышленность Челябинского совнархоза успешно выполняла производственные задания.

В 1957 г. план по валовой продукции был выполнен на 101,7 %, по сравнению с 1956 г. объемы производства увеличились на 7,2 %. В 1958 г. план был выполнен на 103,9 %, а объем производства по сравнению с 1957 г. вырос на 10,7 %, в 1959 – на 3,1 и 9 % соответственно. Улучшилась и работа оборонной промышленности Челябинского совнархоза. Управление оборонной промышленности выполнило план по валовой продукции на 104,7 %, а рост по сравнению с 1956 г. составил 9,2 %, в 1958 г. – 104,9 и 11,8 % соответственно, в 1959 г. – 102,2 и 7,2 %. Руководство крупными управленческими структурами получалось у Соломенцева особенно хорошо, так как он отличался широкой мышления и имением работать с большими массами людей.

В дальнейшем карьера М. С. Соломенцева пошла по восходящей линии, он достиг высоких правительственных и партийных постов. В октябре 1959 г. М. С. Соломенцев решением Президиума ЦК партии был назначен на должность первого секретаря Карагандинского обкома партии Казахской ССР. В 1962 г. он был избран вторым секретарем ЦК Компартии Казахстана. С 1964 г. – первый секретарь Ростовского обкома партии, а с 1966 г. – заведующий отделом тяжелой промышленности ЦК КПСС, один из секретарей ЦК. В 1966 г. назначен главой Комиссии законодательных предположений Совета Союза Верховного совета СССР. В 1971–1983 гг. – Председатель Совета министров РСФСР, а с 1983 г. по 1988 возглавляет Комитет партийного контроля при ЦК КПСС. Соломенцев являлся кандидатом (с 1971 г. ), а с 1983 г. членом Политбюро ЦК КПСС. Дважды Герой Социалистического труда (1973 г., 1983 г. ), награжден пятью орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды. Скончался 15 февраля 2008 г. в Москве.

Как личность М. С. Соломенцев сформировался на Южном Урале, когда работал на оборонных предприятиях в тяжелые годы войны и восстановления народного хозяйства, а затем руководя промышленной жизнью региона. Именно в эти годы сложился его стиль руководства и мышления, который в дальнейшем позволил выполнять важнейшие государственные задания и функции.

  1. Соломенцев, М. С. Верю в Россию / М. С. Соломенцев. – М. 6 Мол. Гвардия, 2003. С. 3–14.
  2. Там же. С. 15–16.
  3. Там же. С. 19–20.
  4. Гафнер, О. К. Соломенцев Михиал Сергеевич / О. К. Гафнер, Г. Н. Кибиткина, гл. ред. К. Н. Бочкарев // Челябинска область: энциклопедия. – Челябинск: Каменный пояс, 2008. – Т. 6. – С. 179–180.
  5. ОГАЧО. Ф. Р-385. Оп. 4. Д. 145. Л. 2.

Источник: Южный Урал в годы Великой Отечественной войны: материалы межвузовской научной конференции, посвященной 65-летию Вели­кой победы / сост. В. С. Толстиков; Челябинская государственная академия культуры и искусств. - Челябинск, 2010. - 267 с. ISBN 978-5-94839-247-9

Автор: Буданов Андрей Вячеславович – кандидат исторических наук, доцент Челябинского института Уральской академии государственной службы

Прокомментировать

Рубрика Южный Урал в годы Великой Отечественной войны

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.