За последние 20 лет в нашем обществе произошли глобальные политические, социальные, научно-технические изменения. Данные реформы в той или иной мере затронули все социальные институты. Не обошли стороной они и систему образования. В частности, для соответствия тенденциям глобализации, в 2003 году Россия взяла курс на переход к общеевропейской системе образования (Болонский процесс). Современная парадигма образования получила направление на гуманизацию обучения и воспитания, где через приобщение к культуре как общемировой, так и региональной, происходит удовлетворение познавательной деятельности субъекта. Кроме того, одним из приоритетных направлений ее развития является переход от принципа учения к эволюционному принципу научения, самообучения, от отдельных связей к связям системного характера.
Несмотря на все положительные сдвиги в области образования, наблюдаемые в настоящее время, нельзя не отметить и те проблемы, которые возникают в процессе реформ. В частности, в условиях быстроменяющихся приоритетов, децентрализации, в системе образования за последние годы произошло отставание теоретического осмысления происходящих процессов, переход педагогической науки в эмпирическую плоскость. Так, в то время, когда компьютерные технологии проникли практически во все сферы деятельности, а ноутбуки есть у каждого ученика — большинство музыкальных школ и школ искусств до сих пор занимаются по морально устаревшим программам, разработанным еще в 1980-е годы. В результате данного феномена происходит сокращение наборов детей в ДМШ — как количественное, так и качественное. Кроме того, мы наблюдаем снижение уровня мотивации к музыкальному образованию у большинства школьников за последние десятилетия, практически полное их безразличие к учебе, переходящее со временем в отсутствие интереса к какому-либо труду. Значение данной проблемы в масштабах страны сложно недооценить.
Разработанная нами методика решает проблему мотивации детей к образованию, улучшает навыки самообразования, активно развивает творческие и интеллектуальные способности. При этом, в процессе обучения происходит приобщение ребенка к произведениям искусства как мирового, так и национального. Еще одним плюсом разработанного нами метода является то, что в процессе его реализации к музыке приобщаются не только ученики музыкальных школ, но и учащиеся младших классов средних общеобразовательных учебных заведений, а так же ребята из старших групп детских садов. За счет этого, снимаются вопросы по набору в ДМШ на следующий год.
Направленность нашей работы на начальный этап обучения игре на инструменте не случайна, ведь этот период оказывает огромное влияние на дальнейшую творческую жизнь юного музыканта. Именно сейчас закладывается основной фундамент профессиональных умений и навыков. Кроме того, за первые два-три года обучения педагог должен успеть привить любовь к инструменту и занятиям музыкой у ребенка. Если этого не сделать вовремя — в лучшем случае ученик будет заниматься формально, а в худшем — совсем перестанет посещать музыкальную школу.
К сожалению, большинство педагогов ДМШ недооценивают важность проблемы повышения мотивации учащихся, считая главной своей задачей обучить ребенка каким-то определенным умениям и навыкам, требующимся для успешного выполнения учебного плана. При этом, как правило, основная, конечная цель музыкального образования — концертное выступление — откладывается «на будущее», тогда как результаты нашего исследования показали, что направленность обучения на творчество, на возможность исполнить произведение перед публикой — является хорошим стимулом для занятий на инструменте. Тем не менее, в настоящее время практически нет методических разработок, посвященных концертным выступлениям детей на самом начальном этапе обучения.
Для решения данного противоречия мы разработали и экспериментально проверили методику формирования исполнительских умений и навыков в начальный период обучения игре на баяне с акцентом на активную творческую деятельность. При этом на этапе изучения и анализа имеющейся научно-методической литературы нами было уточнено понятие «исполнительские умения и навыки». По нашему мнению, исполнительские умения и навыки — это система психофизических действий, направленных, прежде всего на концертное исполнение музыкального произведения, где умения — это контролируемые сознательно движения, а навыки — автоматизированные движения, контролируемые подсознательно.
Внедрение нашей экспериментальной методики проводилось на базе ЦДШИ (г.Химки Московской области), а так же ГОУ СОШ № 1961 (г.Москва) в условиях естественного учебного процесса.
Для того чтобы дети, только пришедшие в музыкальную школу, имели возможность выступить на концерте — с самого начала обучения мы ввели уроки ансамбля. Так как первоклассники физически не владеют своим инструментом по специальности, тем более в составе музыкального коллектива. — мы создали ансамбли смешанных по годам обучения составов, задействовав учеников старших классов, которые играли непосредственно на баянах. Младшие ребята осваивали шумовые и ударные инструменты — трещотки, барабан, треугольник, чуть позже металлофон и т.д. Для обеспечения готовности к концерту всех коллективов — материал для наших занятий был подобран соответственно уровню учеников. В результате — уже к середине 2-ой четверти у нас наработался первый концертный репертуар, который ученики с успехом продемонстрировали на концерте класса в середине декабря.
Таким образом, уже в конце первого полугодия дети, участвующие в эксперименте. выступили на своем первом в жизни концерте. Пусть сейчас они играли не на своих инструментах по специальности — это не так важно. Главное — что они получили свой первый исполнительский опыт. При этом участие в ансамбле дало им возможность чувствовать себя на сцене на много более раскованно, спокойно, чем, если бы ребятам пришлось играть на сцене сольно. В результате — у всех детей из экспериментальной группы впечатления остались только положительные, что помогло избежать им в будущих выступлениях исполнительских комплексов («а вдруг я ошибусь», «я не справлюсь», «мне страшно выходить на сцену») и зажатости.
Подводя итоги эксперимента за первое полугодие, мы можем отметить, что разработанная нами методика показала более высокую эффективность по сравнению с традиционной. Наши учащиеся с удовольствием посещали занятия и старательно, с отдачей занимались, что не могло не сказаться на продуктивности их обучения.
В следующем (втором) полугодии мы продолжили занятия смешанных ансамблей, поставив им задачу подготовиться к концертам в общеобразовательной школе и детском саду. Первые концерты были приурочены к 23 февраля и 8 марта, на них ребята показывали программу, ранее отыгранную на концерте в классе. Следующая серия концертов проходила перед майскими праздниками. На них добавились уже новые, более сложные произведения. В процессе выступлений участники эксперимента показывали все более стабильную игру. Но, самое главное — они с огромным удовольствием выступали на сцене, и их радостное состояние не могло не передаваться слушателям.
С начала нового учебного года мы приступили к реализации следующего этапа нашего эксперимента — введение компьютерных технологий на занятиях ансамблем. Соответственно, в классы, где проводились занятия ансамблем, было поставлено дополнительное оборудование — персональный компьютер или ноутбук (далее ПК). Мы использовали ноутбук, как наиболее компактный и мобильный вариант ПК. В настоящее время возможно использование так называемого нетбука, достоинствами которого являются относительно невысокая стоимость, малые габариты и вес, автономность, наличие современной лицензионной операционной системы Windows XP, встроенные звуковая карта и микрофон. Кроме того, мы применяли:
- Метроном. Он используется во время записи для поддержания темпо-ритма и для отсчета начала звучания произведения. Возможно использование программного метронома.
- USB Flash RAM («флешка») применялась для переноса записанных треков учениками, участвовавшими в эксперименте дома ( как наиболее удобный и недорогой носитель информации).
- Музыкальные инструменты.
Они служат для того, чтобы компьютер выполнял поставленные перед ним задачи, мы использовали следующее программное обеспечение: В классе ансамбля в ДМШ имеют место:
- Операционная система «Windows» любой версии, начиная с 95-ой. У нас была «Windows XP», идущая в комплекте с ноутбуком.
- Программу для записи звука с микрофона мы использовали «Audiograb-ber». Утилита, изначально использовавшаяся для оцифровки дисков, оказалась способна записывать звук с микрофона, при этом имеет определенные функции, упрощающие этот процесс. С середины февраля 2004 года распространяется бесплатно.
- Программу для воспроизведения записей можно использовать встроенные в систему в утилиты, но мы рекомендуем применять бесплатный (для граждан РФ) плеер «Light Alloy», обладающий поддержкой множества форматов, имеющий низкие системные требования и очень удобное, интуитивное управление.
На домашних компьютерах учеников использовался тот же набор программ, что и в классе, за исключением программы для аудиозахвата.
На первом занятии по ансамблю мы, как обычно, раздавали партии для первичного ознакомления. Затем, когда дети практически осваивали нотный текст — мы начинали соединять их партии в ансамбль. При этом, для закрепления ансамб-левых навыков мы в программе «Audiograbber» через встроенный микрофон на ноутбуке записывали совместное исполнение произведения учениками, а для последующих самостоятельных занятий дома — записывали исполнение партий ансамбля по отдельности (в медленном темпе). На этом начальном этапе разучивания произведения очень важно использование метронома для удержания темпа исполнения в допустимых пределах. (Когда ребята уже бегло исполняют свой музыкальный текст, а так— же для использования агогических приемов — возможно отключение метронома спустя какой-то промежуток времени; темп исполнения при этом, соответственно приближен к концертному).
После этого полученные записи переименовывались в соответствии с названием произведения, номера партии, даты записи и копировались учащимся на флеш-носитель.
Для прослушивания сделанных записей учениками у себя дома, а также для экспериментальных занятий использовались ПК, поставленные в комнаты для самостоятельного обучения. Соответственно, во время самостоятельных занятий ансамблем дома, ученик (сначала в присутствии педагога и родителей, а через некоторое время — самостоятельно) в программе «Light Alloy» открывал соответствующий файл и проигрывал свою партию, стараясь при этом совпадать со звучащей фонограммой.
Затем после самостоятельных занятий ученики снова встречались на уроке, на занятиях ансамбля в школе, где все повторялось заново, но уже на качественно новом уровне. При этом для участвующих в эксперименте детей обозначалась следующая цель — скорейшая и качественная наработка концертного репертуара для последующих выступлений.
Благодаря применению новых технологий, наши ученики уже к концу первой четверти были готовы участвовать в концертах, которые мы провели внутри школы перед каникулами. Далее, по уже наработанной схеме была проведена серия концертов в школе и соседнем детском саду.
Параллельно занятиям ансамблем, дети из экспериментальной группы наравне с остальными учащимися ДМШ посещали занятия по специальности, сдавали академические и технические зачеты. Спустя два года после начала эксперимента, мы получили следующие результаты:
- Все ученики начальных классов музыкальной школы, участвующие в эксперименте, сохранили мотивацию к занятиям музыкой на высоком уровне.
- Средний уровень исполнительских умений и навыков внутри экспериментальной группы оказался на порядок выше среднестатистического (исходя из анализа академических и технических оценок в ДМШ по классу баяна за последние 5 лет, включая текущий год).
- За счет применения нашей методики эффективность духовно-нравственного формирования творческой личности учащегося начальных классов музыкальной школы не только не снизилась, но и напротив — показала положительную динамику.
Подводя итоги проделанной работы, отметим, что направленность образовательного процесса в музыкальной школе на активную концертную деятельность, а также внедрение компьютерных технологий качественно повышает эффективность формирования исполнительских умений и навыков в течение всего периода обучения игре на музыкальном инструменте.
Автор: А.С.Байдалин