Проектная деятельность как способ развития интеллекта школьников на уроках русского языка и литературы

Единственный путь, ведущий к знаниям, – это деятельность.

Бернард Шоу.

За последние годы в современной школе стали очень актуальными инновационные педагогические технологии проектной и научно-исследовательской деятельности. Во многом это объясняется сменой образовательных подходов: от характерного для школы прошлых лет «знаниевого», при котором основной образовательной задачей являлось формирование прочной системы знаний, произошёл поворот к деятельностному подходу, направленному на самостоятельное добывание знаний обучающимися.

В федеральном государственном стандарте общего образования эти задачи конкретизируются. У школьника, который ведет подготовку к школе, необходимо сформировать такие навыки ведения исследовательской работы, как выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приёмами исследования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирование и оценивание полученных результатов. Впоследствии – применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.

Раскрывая сущность данной темы, хочу представить основные направления в своей педагогической деятельности: проектную и научно-исследовательскую. Оба направления, на мой взгляд, взаимосвязаны, несут огромный образовательный потенциал, особенно для одарённых детей, поскольку они формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, творческие и интеллектуальные возможности, креативность, способствуют самопознанию. Убеждена, что данные действия пригодятся школьникам в будущей взрослой жизни.

Работая в данном направлении, я заметила такую особенность:

в каждом проекте есть доля исследования и в каждом исследовании есть доля проекта, – это сближает проекты и исследования. Однако существенное отличие заключается в ориентации на заранее спланированный, практически значимый результат. Это значение заключено в самом слове «проект», буквально обозначающем «брошенный вперёд», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Проект принципиально отличается от исследования нацеленностью на создание заранее известного продукта, имеющего социальную и практическую значимость. Исследование же не предполагает создания какого-либо заранее известного объекта, его результаты трудно запланировать, к тому же отрицательный результат в научном исследовании – это тоже результат (подробнее о сходстве и различии проектной и учебно-исследовательской деятельности см. [1]).

Как показывает практика, при организации совместной деятельности с одарённым ребёнком наиболее эффективной, позитивной, оптимальной формой организации учебного процесса является проблемное обучение, в которое очень органично вписывается метод проекта и научного исследования. Работая по программе «Школа 2100» Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой, я предлагаю по своему предмету (русскому языку) такие задания, которые являются подготовительной базой для занятия проектной и научно-исследовательской деятельностью, мотивируют и настраивают одарённых детей в данном направлении.

Например:

1) подготовка дополнительной информации по изучаемой теме;

2) использование альтернативных путей поиска информации: сопоставление теоретического материала, каких-либо фактов с энциклопедиями, справочниками, сетью Интернет, другими источниками (так, при изучении темы «Разряды местоимений» по русскому языку в 5 классе был найден один из нетрадиционных взглядов на классификацию местоимений, в котором ребёнок обнаружил не 9, как в учебнике, а 8 разрядов, изменены наименования разрядов местоимений, а возвратное местоимение себя вынесено за пределы таблицы и рассматривается в качестве исключения);

3) обнаружение скрытых зависимостей и связей:

  • - между явлениями природы и жизнью литературных героев (задание: «По заданному началу напиши свою пейзажную зарисовку. Сравни этот вариант с авторским текстом, проанализируй. Обрати внимание на то, как важно для описания природы подобрать точное образное слово»);
  • - между литературными жанрами (задание: «Сравни поэму со стихотворением и рассказом. Укажи основные признаки жанров»);
  • - между имеющимися знаниями и теми, которые необходимы для решения проблемных ситуаций, соответствующих определённому этапу урока;

4) установление причинно-следственных связей между изучаемыми языковыми явлениями:

- между разделами русского языка (задание: «Подумай, что произойдёт, если в системе языка что-либо исчезнет или изменится?»);

- между кириллицей, глаголицей и современным алфавитом (из опыта работы: моими учениками был разработан проект «Алфавит. Знакомый незнакомец», в результате которого каждая группа учеников выбрала себе определённое направление: 1. Что значит выражение «знать на ять»? 2. Из истории древнерусской школы. 3. Моё слово в защиту буквы Ё. 4. Памятник букве Ё. Итоговым продуктом стал устный журнал, состоящий из четырёх красочных страниц. Проект получил выход на родительское собрание, декаду русского языка, классный час и повлиял на дальнейшую перспективу развития – научную работу по теме «История происхождения современного алфавита»);

5) построение гипотез;

6) интегрирование и синтез информации (составление таблиц, схем);

7) выстраивание алгоритма решения;

8) составление заданий разного типа учащимися для развития творческого мышления (например: придумать и нарисовать своего фантастического героя; сочинить свой детектив, соблюдая законы жанра; узнай героя повести по описанию; составь шифровку; найди образ былинного богатыря в литературе, музыке, живописи; проиллюстрируй стихотворение, фразеологизм; отредактируй текст; напиши аннотацию к книге; инсценировки, КВН; составление дидактического материала в тестовой форме, тематического словарного диктанта и многое другое);

9) формулировка выводов, рефлексия (в разных формах);

10) работа в роли руководителя группы, эксперта, консультанта.

Поскольку современные методы работы с одарёнными детьми не могут быть целиком вписаны только в урочную деятельность, эта работа проводится мною и внеурочно. Здесь простор для творческой деятельности поистине безграничен. Различные виды проектной деятельности тому подтверждение: творческие, социальные, ролевые, информационные, исследовательские; телекоммуникационные и др.

Наиболее продуктивной формой проведения проектно-исследовательской деятельности считаю индивидуальные консультации, через которые происходит сопровождение данной работы.

Назову наиболее значимые для нас проекты, реализованные и результативные: «Корнями дерево сильно (моя родословная)», «Наши деды на войне», «Следы во времени», творческий проект «Новый год», телекоммуникационные (региональные) проекты «Край ты наш Сибирский, край ты наш родной!» (1 место), «Путешествие в Русландию» (1 место), «Имя тебе – Учитель!».

Проекты получили дальнейшее развитие и воплощение в следующей научно-исследовательской деятельности.

1) В ходе выполнения школьного проекта «Наши деды на войне» был выявлен материал о героической женщине, совершившей подвиг во время гражданской войны. Оформив материал в виде очерка, дополнительно поработав с родителями, сделав запрос в Павлодарский государственный архив, мы отправили работу на международный литературный конкурс «Золотое пёрышко», проходивший на сайте Pedsovet.su. Очерк «Моя гордость – Татьяна Бельденинова» заслужил самой высокой оценки: диплом за 1 место, именные благодарности наставнику и ученику, публикацию в сборнике «О маме». В перспективе планируется научно-исследовательская работа на основе данного материала.

2) В ходе реализации творческого проекта «Новый год», где одним из направлений фигурировала «Новогодняя открытка советских времён», также наметилась тенденция для участия в научной конференции по теме «Отечественная культура написания текстов поздравительных открыток» (диплом лауреата региональной научной конференции) и конкурсной деятельности: шесть работ отправлено на международный литературный конкурс «Сказки в Новогоднюю ночь» на сайте «Вектор - успеха. РФ».

3) После выполнения учебного проекта «Моя родословная» две работы, в которых история семей представлена до седьмого колена, были направлены на региональный конкурс «Корнями дерево сильно» (диплом лауреата) и одна работа послужила основой для научного исследования по теме «Семья как социальная ценность на разных этапах развития общества» (диплом лауреата на муниципальном уровне).

Таким образом, практико-ориентированный характер работы доказывает, что в проектной деятельности много плюсов, прежде всего школьникам легче и интереснее осваивать интеллектуальные навыки, есть возможность реализовать себя, проявить и развить свои личностные качества, творческий потенциал, способствует расширению и углублению знаний. Важно, что проектная деятельность может претворяться в научно-исследовательскую и конкурсную деятельность.

В заключение отметим, что если до последнего времени участие в исследовательской и проектной деятельности было делом отдельных учащихся, то сегодня в неё должны быть вовлечены все школьники. Из этого следует, что умение организовать такую работу – необходимая составляющая профессиональной компетенции каждого учителя-предметника. Особенно это касается педагогов, работающих в старших классах, когда требования к качеству проектов повышается.

В связи с этим хочется обратить внимание коллег на пособие для учителей общеобразовательных учреждений С. В. Абрамовой, которое непосредственно посвящено исследовательским проектам и учебно-исследовательской работе старшеклассников по русскому языку. В нём предложена поэтапная программа ведения исследовательских проектов и учебно-исследовательской работы по русскому языку, в которой обозначена деятельность руководителя и учащегося на каждом этапе. Пособие содержит большой иллюстративный материал – анализ тем и фрагментов более 200 работ старшеклассников, что позволяет конкретизировать теоретическую часть пособия и делает его максимально практико-ориентированным.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011 – С. 128
  2. Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы. – М.: Просвещение, 2011

Автор: Губич Наталья Сергеевна, МКОУ «Сибирская СОШ № 1» п. Ростовка Омского р-на, учитель русского языка и литературы, Омская область

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.