Научно-образовательное пространство технического университета — основа инновационного развития России

Основой социально-экономического прогресса в обществе является именно научно-технический прогресс (НТП), который представляет собой единое, ком­плексное, взаимообуславливающее поступательное развитие науки, техники и технологий [1]. Ускорение НТП становится главным и ведущим фактором воздействия на все сферы жизни общества. Но это взаимовлияющий и взаимообогащающий процесс, так как инновационный прогресс предъявляет высокие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственно­сти индивидов и общества в целом. Создание требуемого уровня в рамках общест­венного развития призвана обеспечивать система образования, в особенности, сформированная в России вузовская система, особое место в которой занимают технические университеты. Современные технические университеты ориентиро­ваны не столько на образовательную деятельность, сколько на создание и разра­ботку новых технических средств, модернизацию технических и технологических разработок, унификацию, стандартизацию и интенсивное развитие энергетики, ра­дио- и микроэлектроники, нанотехнологий и т. д.

Информационно-обогащающая и научно-исследовательская среда - это именно та среда, в которой формируются, существуют и активно функционируют высшие учебные заведения, в особенности технические университеты. От степени участия учебных и научных подразделений технических университетов в прира­щении научно-технического потенциала страны зависит уровень и качественные характеристики инновационной системы, следовательно, и формирование иннова­ционной политики должно способствовать разработке комплекса мероприятий в системе технических университетов, организующих и стимулирующих инноваци­онную деятельность высшей школы, и способствовать интеграции технических университетов в научно-техническое пространство. Именно этот процесс интегра­ции послужит основой формирования инновационной политики, а в рамках выра­ботки «приоритетных направлений инновационно-технологического прорыва» [2; 1. С. 10] явится основой вовлечения научно-образовательной системы, как важ­нейшего ресурса социально-экономической деятельности, в систему комплексного инновационного развития России.

В настоящих экономических условиях технические университеты за рамка­ми своей основной научно-образовательной деятельности постепенно превраща­ются в центры научно-инновационной и информационно-образовательной под­держки предприятий и предпринимателей в своем регионе. Направления деятель­ности, которые предлагаются техническими университетами, в частности ТРТУ, достаточно обширны и разносторонни, это:

  • формирование, внедрение и сопровождение информационных баз данных;
  • регистрация интеллектуальной собственности;
  • экономико-инвестиционная паспортизация существующих и создаваемых инновационных разработок;
  • организация внешнеэкономической деятельности, то есть поиск россий­ских и иностранных партнеров для экономической и технической поддержки ин­новаций;
  • организация учебных и образовательных программ по инновационно-инве­стиционной поддержке специалистов с учетом современных требований и техно­логий;
  • организация конференций, семинаров и выставок по представлению и про­движению собственных и поддерживаемых предприятий, внедривших инновации в производство нового товара или новые технологии, требующие своего инвестора, или инновационные разработки, готовые к выходу и реализации в условиях рынка.

Оценивая современное состояние и тенденции эволюции технических уни­верситетов в российских условиях трансформации социально-экономических отно­шений, необходимо отметить, что именно технические университеты стали наибо­лее динамичной, интенсивно развивающейся комплексной формой организации ин­новационного прогресса и процесса подготовки научно-технических кадров высшей квалификации. Деятельность технических университетов в странах СНГ в последнее десятилетие является существенным фактором роста их научно-технического по­тенциала. Таким образом, идея формирования учебно-научно-инновационных ком­плексов (УНИК) на базе технических университетов позволит формализовать, укре­пить и объединить научный, технический и образовательный потенциал и ориен­тировать его на создание комплексной стратегии инновационного развития страны.

В системе технических университетов в настоящее время уже сформирова­ны достаточные условия, способные обеспечить намеченный переход к созданию УНИК. Относительно научно-образовательной деятельности необходимо отметить, что технические университеты обеспечивают подготовку кадров для науки, обра­зования и народного хозяйства по широкому спектру специальностей. Этот спектр включает в себя как технические, так и естественно-научные, социально-экономи­ческие и гуманитарные направления. В этих университетах значительное место занимает подготовка по межотраслевым специальностям, таким как биотехноло­гия, биофизика, электроника, инженерная психология, экономическая кибернети­ка, системотехника, промышленная экология, эргономика и т. д. Для таких универ­ситетов характерна широкопрофильная, фундаментальная подготовка студентов, что позволяет продолжать обучение в стенах данного университета на всех уров­нях, включая аспирантуру и докторантуру. В объёме учебной нагрузки техниче­ских университетов значительная доля принадлежит различным формам самостоя­тельной работы и индивидуальным формам обучения. Смещение акцента от обра­зовательной деятельности к научному аспекту позволяет решить многие проблемы подготовки и переподготовки специалистов с учетом современных требований.

С позиций социально-экономического развития технические университеты являются центром науки, культуры и образования, для них характерны высокий уровень научно-педагогических кадров, хорошая материально-техническая база, развитая учебно-педагогическая и социально-бытовая инфраструктура и преиму­щественное развитие прикладных, практически ориентированных исследований.

Появление УНИК в системе технического образования станет именно тем необходимым двигателем инновационного прогресса, который явится связующим звеном, обеспечивающим:

  • взаимодействие науки и техники, учёных и инженеров;
  • удовлетворение потребностей индивидов в научном, интеллектуальном, новаторском, культурном и нравственном развитии;
  • удовлетворение социально-экономических потребностей общества;
  • научно-технический и социальный прогресс, базирующийся на всесторон­не образованных и профессионально подготовленных специалистов всех уровней.

Научно-образовательная деятельность технических университетов базиру­ется на тезисе: «обучение на основе науки». Поэтому формирование УНИК в сис­теме технических университетов в рамках усиления инновационного потенциала, объединенного в структуре предлагаемого локалитета (т.е. территорий, городов, хозяйствующих субъектов, тяготеющих к конкретному УНИК), ориентировано на концентрацию и увеличение финансового потока, обеспечивающего функциони­рование создаваемого комплекса. Учет особенностей технических вузов при мо­дернизации системы финансирования высшего профессионального образования оставляет практически без внимания тот факт, что инженерные вузы имеют важ­ную особенность, которая заключается в том, что наука в них является одной из основных составляющих в деятельности вуза и, следовательно, в организации процесса обучения и вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследова­тельское пространство. «Наука» в техническом университете, безусловно, обяза­тельна для получения хорошего образования, а также и для улучшения финансово-экономического положения вуза.

Высшее техническое образование - это наука, обучение посредством науки и наука как результат и цель инновационного развития. Цепочка фундаментальных и поисковых исследований строится так: «фундаментальные исследования - поис­ковые исследования - НИР - НИОКР - ОКР» - это непрерывная составляющая научного исследования в техническом вузе, начинающаяся с фундаментальных ис­следований и кончающаяся непосредственным результатом. На сегодняшний мо­мент рыночные законы определяют потребности в товарах, предлагаемых произ­водителями, именно спрос является основным фактором, регулирующим объемы предложений производителя. Создание УНИК позволит на всех стадиях иннова­ционного цикла укрепить конкурентные преимущества технических университе­тов и занять свою нишу в условиях формирования механизма инновационного развития, то есть прогнозировать потребности в объемах и формах образователь­ных услуг, разрабатывать и тиражировать на рынок новые товары, инновационные разработки, а также создавать в качестве инновационно-инвестиционного продук­та «иннофирмы» (предприятия, осваивающие нововведение, которое требует ин­вестиций для организации серийного производства) и предлагать этот продукт фи­нансово-промышленным предприятиям, готовым выступать в качестве инвестора.

Технические университеты в настоящих экономических условиях достаточ­но серьезно закрепляются в существующем научно-образовательном пространст­ве, осваивая при этом механизмы существования и развития в этих условиях, пути развития этих университетов различны, но идея и стратегические ориентиры во многом похожи, так как ориентированы на инновационное развитие. Эти универ­ситеты создают разные формы развития и сотрудничества:

  • комплексная подготовка специалистов;
  • ориентация студентов и преподавателей на участие в проведении науч­ных исследований;
  • формирование инжиниринг-центров;
  • взаимодействие с партнерами при создании инновационно-инвестицион­ных связей на основе экономико-инвестиционной паспортизации инноваций.

Создание высоких, наукоемких технологий возможно только путем аккуму­ляции и мобилизации интеллектуального капитала учреждений науки и образова­ния, при этом достаточно весомое положение в этом процессе отводится техниче­ским университетам - они должны возглавить инновационный прогресс. При ставке на наукоемкие и высокие технологии, имеющие особое значение для инновационно­го прогресса России, задачи интеграции науки и высшего профессионального об­разования становятся приоритетными, именно создание УНИК позволяет техниче­ским университетам занять ведущие позиции в системе научно-образовательного пространства и предстать основой для процесса инновационного развития России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова.- М.: Изд-во «Энциклопедия», 1992.- 1600 с.
  2. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец.- М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004.- 632 с.

Прокомментировать

Рубрика Образование

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.