Основой социально-экономического прогресса в обществе является именно научно-технический прогресс (НТП), который представляет собой единое, комплексное, взаимообуславливающее поступательное развитие науки, техники и технологий [1]. Ускорение НТП становится главным и ведущим фактором воздействия на все сферы жизни общества. Но это взаимовлияющий и взаимообогащающий процесс, так как инновационный прогресс предъявляет высокие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности индивидов и общества в целом. Создание требуемого уровня в рамках общественного развития призвана обеспечивать система образования, в особенности, сформированная в России вузовская система, особое место в которой занимают технические университеты. Современные технические университеты ориентированы не столько на образовательную деятельность, сколько на создание и разработку новых технических средств, модернизацию технических и технологических разработок, унификацию, стандартизацию и интенсивное развитие энергетики, радио- и микроэлектроники, нанотехнологий и т. д.
Информационно-обогащающая и научно-исследовательская среда - это именно та среда, в которой формируются, существуют и активно функционируют высшие учебные заведения, в особенности технические университеты. От степени участия учебных и научных подразделений технических университетов в приращении научно-технического потенциала страны зависит уровень и качественные характеристики инновационной системы, следовательно, и формирование инновационной политики должно способствовать разработке комплекса мероприятий в системе технических университетов, организующих и стимулирующих инновационную деятельность высшей школы, и способствовать интеграции технических университетов в научно-техническое пространство. Именно этот процесс интеграции послужит основой формирования инновационной политики, а в рамках выработки «приоритетных направлений инновационно-технологического прорыва» [2; 1. С. 10] явится основой вовлечения научно-образовательной системы, как важнейшего ресурса социально-экономической деятельности, в систему комплексного инновационного развития России.
В настоящих экономических условиях технические университеты за рамками своей основной научно-образовательной деятельности постепенно превращаются в центры научно-инновационной и информационно-образовательной поддержки предприятий и предпринимателей в своем регионе. Направления деятельности, которые предлагаются техническими университетами, в частности ТРТУ, достаточно обширны и разносторонни, это:
- формирование, внедрение и сопровождение информационных баз данных;
- регистрация интеллектуальной собственности;
- экономико-инвестиционная паспортизация существующих и создаваемых инновационных разработок;
- организация внешнеэкономической деятельности, то есть поиск российских и иностранных партнеров для экономической и технической поддержки инноваций;
- организация учебных и образовательных программ по инновационно-инвестиционной поддержке специалистов с учетом современных требований и технологий;
- организация конференций, семинаров и выставок по представлению и продвижению собственных и поддерживаемых предприятий, внедривших инновации в производство нового товара или новые технологии, требующие своего инвестора, или инновационные разработки, готовые к выходу и реализации в условиях рынка.
Оценивая современное состояние и тенденции эволюции технических университетов в российских условиях трансформации социально-экономических отношений, необходимо отметить, что именно технические университеты стали наиболее динамичной, интенсивно развивающейся комплексной формой организации инновационного прогресса и процесса подготовки научно-технических кадров высшей квалификации. Деятельность технических университетов в странах СНГ в последнее десятилетие является существенным фактором роста их научно-технического потенциала. Таким образом, идея формирования учебно-научно-инновационных комплексов (УНИК) на базе технических университетов позволит формализовать, укрепить и объединить научный, технический и образовательный потенциал и ориентировать его на создание комплексной стратегии инновационного развития страны.
В системе технических университетов в настоящее время уже сформированы достаточные условия, способные обеспечить намеченный переход к созданию УНИК. Относительно научно-образовательной деятельности необходимо отметить, что технические университеты обеспечивают подготовку кадров для науки, образования и народного хозяйства по широкому спектру специальностей. Этот спектр включает в себя как технические, так и естественно-научные, социально-экономические и гуманитарные направления. В этих университетах значительное место занимает подготовка по межотраслевым специальностям, таким как биотехнология, биофизика, электроника, инженерная психология, экономическая кибернетика, системотехника, промышленная экология, эргономика и т. д. Для таких университетов характерна широкопрофильная, фундаментальная подготовка студентов, что позволяет продолжать обучение в стенах данного университета на всех уровнях, включая аспирантуру и докторантуру. В объёме учебной нагрузки технических университетов значительная доля принадлежит различным формам самостоятельной работы и индивидуальным формам обучения. Смещение акцента от образовательной деятельности к научному аспекту позволяет решить многие проблемы подготовки и переподготовки специалистов с учетом современных требований.
С позиций социально-экономического развития технические университеты являются центром науки, культуры и образования, для них характерны высокий уровень научно-педагогических кадров, хорошая материально-техническая база, развитая учебно-педагогическая и социально-бытовая инфраструктура и преимущественное развитие прикладных, практически ориентированных исследований.
Появление УНИК в системе технического образования станет именно тем необходимым двигателем инновационного прогресса, который явится связующим звеном, обеспечивающим:
- взаимодействие науки и техники, учёных и инженеров;
- удовлетворение потребностей индивидов в научном, интеллектуальном, новаторском, культурном и нравственном развитии;
- удовлетворение социально-экономических потребностей общества;
- научно-технический и социальный прогресс, базирующийся на всесторонне образованных и профессионально подготовленных специалистов всех уровней.
Научно-образовательная деятельность технических университетов базируется на тезисе: «обучение на основе науки». Поэтому формирование УНИК в системе технических университетов в рамках усиления инновационного потенциала, объединенного в структуре предлагаемого локалитета (т.е. территорий, городов, хозяйствующих субъектов, тяготеющих к конкретному УНИК), ориентировано на концентрацию и увеличение финансового потока, обеспечивающего функционирование создаваемого комплекса. Учет особенностей технических вузов при модернизации системы финансирования высшего профессионального образования оставляет практически без внимания тот факт, что инженерные вузы имеют важную особенность, которая заключается в том, что наука в них является одной из основных составляющих в деятельности вуза и, следовательно, в организации процесса обучения и вовлечения преподавателей и студентов в научно-исследовательское пространство. «Наука» в техническом университете, безусловно, обязательна для получения хорошего образования, а также и для улучшения финансово-экономического положения вуза.
Высшее техническое образование - это наука, обучение посредством науки и наука как результат и цель инновационного развития. Цепочка фундаментальных и поисковых исследований строится так: «фундаментальные исследования - поисковые исследования - НИР - НИОКР - ОКР» - это непрерывная составляющая научного исследования в техническом вузе, начинающаяся с фундаментальных исследований и кончающаяся непосредственным результатом. На сегодняшний момент рыночные законы определяют потребности в товарах, предлагаемых производителями, именно спрос является основным фактором, регулирующим объемы предложений производителя. Создание УНИК позволит на всех стадиях инновационного цикла укрепить конкурентные преимущества технических университетов и занять свою нишу в условиях формирования механизма инновационного развития, то есть прогнозировать потребности в объемах и формах образовательных услуг, разрабатывать и тиражировать на рынок новые товары, инновационные разработки, а также создавать в качестве инновационно-инвестиционного продукта «иннофирмы» (предприятия, осваивающие нововведение, которое требует инвестиций для организации серийного производства) и предлагать этот продукт финансово-промышленным предприятиям, готовым выступать в качестве инвестора.
Технические университеты в настоящих экономических условиях достаточно серьезно закрепляются в существующем научно-образовательном пространстве, осваивая при этом механизмы существования и развития в этих условиях, пути развития этих университетов различны, но идея и стратегические ориентиры во многом похожи, так как ориентированы на инновационное развитие. Эти университеты создают разные формы развития и сотрудничества:
- комплексная подготовка специалистов;
- ориентация студентов и преподавателей на участие в проведении научных исследований;
- формирование инжиниринг-центров;
- взаимодействие с партнерами при создании инновационно-инвестиционных связей на основе экономико-инвестиционной паспортизации инноваций.
Создание высоких, наукоемких технологий возможно только путем аккумуляции и мобилизации интеллектуального капитала учреждений науки и образования, при этом достаточно весомое положение в этом процессе отводится техническим университетам - они должны возглавить инновационный прогресс. При ставке на наукоемкие и высокие технологии, имеющие особое значение для инновационного прогресса России, задачи интеграции науки и высшего профессионального образования становятся приоритетными, именно создание УНИК позволяет техническим университетам занять ведущие позиции в системе научно-образовательного пространства и предстать основой для процесса инновационного развития России.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова.- М.: Изд-во «Энциклопедия», 1992.- 1600 с.
- Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец.- М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2004.- 632 с.